Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Oдной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Pебенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика связной речи как особого вида речевой деятельности и закономерности ее развития у детей дошкольного возраста…………….5
Особенности овладения детьми связной речи, причины
ее нарушения………………………………………………………………….11
Методы и приемы обучения детей связной монологической речи, их специфика……………………………………………………………………15
Исследование навыков и умений связной речи у детей, их выявления в детских рассказах……………………………………………………………21
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Белоусова контрольная.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

     А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении  существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов - овладение основами, в отношении прилагательных словообразование (сравнительная степень).

     А. Н. Гвоздевым раскрыта следующая  закономерность. В усвоении грамматического  строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания  имен существительных, формы изменения  глаголов по лицам, временам).  
Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

     Таким образом, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.  
В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности овладения детьми связной речи, причины  ее нарушения
 
 

     Современный ребенок должен полностью овладеть системой родного языка. Он должен связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные  предложения, без труда пересказывать  художественные произведения. Такой  ребенок правильно произносит все  звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

     Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова.

     В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое  свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К  концу дошкольного возраста детское  словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается  интенсивность словотворчества.  
Усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существительные для номинации предметы и языковые отношения.

       Наиболее интенсивно овладение  словообразованием происходит в  возрасте от 3 лет 6 мес. - 4 лет до 5 лет 6 мес. - 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи, с чем снижается интенсивность словотворчества.

     В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного  языка. К шести годам дети усвоили  основные закономерности изменения  и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.

     У детей встречаются ошибки в чередовании  согласных, в употреблении существительных  во множественном числе в родительном  падеже, трудности в образовании  повелительного наклонения глаголов.

     Трудности для ребенка представляют сочетание  существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.  
Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики продолжается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

     Сформированность  звуковой культуры речи является важным критерием оценки речевой готовности детей к школе.  
Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

     Исследователи детской речи и практические работники  отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной  личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для  выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в  общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и  желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения  с людьми, задерживает психическое  развитие ребенка и развитие других сторон речи.

     Особое  значение правильное звукопроизношение  приобретает при поступлении  в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей  недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не могут определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на данный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

     В педагогической и психологической  литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного  возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной, М. М. Алексеевой, А. И. Максакова.

     В дошкольном возрасте имеются все  предпосылки для успешного овладения  звуковой стороной русского языка. К  ним можно отнести соответствующее  развитие коры головного мозга в  целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка  - дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

     По  мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным  для окончательного становления  всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени  могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном  отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного  систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным.

     Причинами здесь являются: неумение выделить главный смысл услышанного; неумение развить, развернуть найденный смысл  в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, дифференцировать,     
производить отбор необходимого материала, планировать логически последовательное изложение    своей речи.

     Однако  к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность  к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости  приобретения знаний и потребность  в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный  характер.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  и приемы обучения детей связной  монологической речи, их специфика
 

     Mонологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Mонолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

     Mонологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь. 
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

     Формирование  речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Kроме того, основой для становления монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка.  
Психология относит появление монологической речи у детей к пяти годам. Д. Б. Эльконин так пишет об этом: «Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передачи ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи - сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном...».

     Дети  пяти - шести лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). Mежду ними есть не только общее, типичное для монологической речи, но и существенное различие.

     Пересказ  художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует  на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание  запомнить и пересказать услышанное.  
Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.

     По  содержанию рассказы условно можно  разделить на два вида: фактические  и творческие (придуманные детьми). Cоставляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память, а придумывая, пользуется главным образом творческим воображением.  
Cодержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут отражаться ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию) или представления (рассказы по памяти). Примеры фактических рассказов: описание рассматриваемого растения, игрушки, какого-либо прошедшего события, например новогоднего праздника в детском саду, дня рождения и т.д. Этот вид детских рассказов очень ценен, так как помогает выявлять детские интересы и воздействовать на них.

     При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), основанных на вымышленном материале, дети также  используют свой предыдущий опыт, но отдельные  сведения ребенок должен объединить теперь новой ситуацией, предположить какое либо событие. 
Известно, что дети семи лет могут по аналогии с прослушанными сказками придумывать свои несложные сказки, где действующие лица наделяются фантастическими качествами (звери разговаривают, люди превращаются в невидимок и т.д.).

     Подбирая  произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия, занимательность  содержания. Помимо этого, очень важно  учитывать доступность содержания литературного произведения и его  объем.  
В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются следующие произведения: русские народные сказки «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и Козел»; рассказы «Четыре желания», «Утренние лучи» К. Д. Ушинского, «Косточка» Л. Н. Толстого, «Грибы» В. Катаева, «Еж» М. Пришвина, «Купание медвежат» В. Бианки, «Медведь» Е. Чарушина, «Плохо» В. Осеевой и др.

     При обучению детей пересказу, воспитателю  необходимо использовать следующие  методы и приемы: выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т. д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение  от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при  выполнении речевых заданий.

     Любому  виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой  и выразительной. Это поможет  детям овладеть всеми причинно-следственными  отношениями, без чего правильный пересказ не возможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Cочинения – это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируется наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

     Cледующей формой работы над связной речью являются составления рассказов по картине. Выделяют следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

     - Cоставление описательного рассказа по предметной картине («Садовник», «Посуда», «Мебель», «Наша квартира», «Мойдодыр» и др.);

Информация о работе Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста