Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и  декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический  характер декоративно-прикладного  искусства. Произведения декоративно-прикладного  искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия [3,С.19].

Велика воспитательная роль декоративно-прикладного искусства. В древности цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого  человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания.

Платон считал, что  содержанием искусства являются идеи, но выраженные не непосредственно, а опосредованно через созданные по их образцам предметы природы и вещи вообще, т.е. посредством подражания вещам, а через них и их идеями. Согласно этой идее человек творит мир, но не отражает его.

Платон утверждает «не  раньше окажемся [мы] художественно  образованными людьми, чем распознаем образы мудрости, мужества, благородства и щедрости и всего, что им сродни, а также противоположные всему этому, всюду, где это имеет место, и почувствуем их присутствие везде, где они налицо, как их, так и их изображение [2,С.89].

Платон считает искусство «едва ли не основным позитивным средством формирования общества в нужном направлении, равно как и обеспечения его стабильности»[16,С.166].

По Платону мерилом  оценки предмета ремесленного производства является «эстетическое наслаждение, доставляемое человеку актом воспроизведения предмета средствами искусства, не впечатленные от того, как представлен в искусстве данный предмет, а мера самого предмета взятого безотносительно к его художественному воссозданию, т.е. «в отношении к самому себе, ­ если воспользоваться здесь гоголевским словоупотреблением» [16,С.76].

Аристотель утверждает, что в основе всякого искусства  лежит опыт. Этот опыт составляется у человека из бесконечного ряда самых  разнообразных чувственных восприятий и воспоминаний, которые подлежат известного рода обработке [24,С.356].

Ремесло у Аристотеля не является принадлежностью свободнорожденных. Так как все занятия людей  разделяются на такие, которые приличны для свободнорожденных людей, и  на таких, которые свойственны несвободным [24,С.360].

 «Творчество искусства  совершается не в соответствии  с личной прихотью художника,  а каждый его шаг определяется  логикой вещей и реальными  соотношениями действительности... В некоторых случаях деятельность  человеческого искусства становится  совершенно неотделимой от деятельности природы» [24,С.605].

Художественное произведение, по Аристотелю, причем не только произведение искусства, но и продукт ремесленной  деятельности, должно обладать не только формальными чертами единства, завершенности  и т.п., но и быть целенаправленным, то есть служить инструментом, орудием для осуществления какого-либо разумного содержания.

Произведения искусства, точно так же как произведения природы обладают завершенностью, порядком и вообще красотой, хотя и в менее полном смысле, чем последние [24,С.613].

Философы XIX века И. Кант, Ф. Гегель, И. Фихте, Ф. Шиллер уделяют огромное значение искусству, как средству развития художественных способностей человека. Эстетическая культура в этот период является средством развития личности.

Кант не связывает  эстетическое отношение с утилитарно ­ физиологическим, научным и  познавательным. Он определяет специфику  эстетического чувства как неутилитарного свободного функционирования или оптимального по отношению к собственной природе  состояния в результате которого возникает эстетическое чувство удовольствия как основной критерий способности суждения [8,С.47].

Кант утверждает, что  соединение эстетического удовольствия с интеллектуальными происходит при восприятии предметов обладающих как объективной, так и субъективной красотой.

Кант сформулировал  свою знаменитую антипологию вкуса:

 «1. Тезис. Суждение  вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем  дискутировать (решать с помощью  доказательств).

2. Антитезис. Суждение  вкуса основывается на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них даже спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением» [24].

Истоки происхождения  искусства следует искать в трудовой деятельности народа. Человек стал человеком лишь в трудовой деятельности народа.

По Канту искусство  ­ свободное занятие, приятная бесцельная игра, а ремесло ­ занятие неприятное, совершенное ради заработка. Гердер утверждает, что природа не знает  такого разделения, в природе нет  прирожденных патрициев, занимающихся искусством как игрой, в природе нет и рабов, которые обязаны трудиться. Для Гердера искусство это не только игра.

Гердер развивает идею о происхождении искусства в  процессе удовлетворения повседневных нужд человека. Потребность в питании заставляет заниматься человека земледелием, потребность в жилище ­ строить. Потребность в одежде рождает прикладное искусство, художественное ремесло. Поэзия и музыка порождает потребность общения. Гердер понимает искусство как результат и важнейший стимул развития общества. Человеческое общество связано общностью потребностей. Ремесло, наука, искусство - деятельность людей, связанных с удовлетворением людских потребностей.

По Гердеру, искусство  ­ это средство воспитания. «Искусство, если оно далеко от народа, не представляет собой действенной силы» [14,С.160].

Для Гердера носителем  национального вкуса считается  народ. В его жилище порой больше вкуса, чем в роскошном дворце. Вкус возможно воспитать и развить, но это должны делать подлинные знатоки, мастера своего дела.

Народное искусство  одно из древнейших. Первые его образцы  относятся к первобытной эпохе. Традиции народного искусства складывались веками и бережно передавались из поколения в поколение. Народное искусство возникло из ремесла. И  только тогда стало иметь воспитательную функцию.

Многие мыслители обратились к понятиям «искусство» и ремесло, это и Платон, и Сократ, и Аристотель, и Кант и Гердер и многие другие. Все они по -–своему обосновывали воспитательные функции народного  искусства. Народное искусство является одним из основных средств эстетического воспитания и формирования творческой личности. Природа творчества рассматривается мыслителями по­разному.

Важную роль народного  и декоративно-прикладного искусства  в воспитании  детей отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Неменский Б.М., Усова А.П., Халезова Н.Б., Шпикалова Т.Я., и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главный смысл широкого применения народного искусства, народных промыслов в работе с детьми ­ это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.

Народное искусство играет существенную роль в духовном и творческом развитии детей, в их эстетическом и трудовом воспитании.

Благоприятное развитие детского творчества зависит прежде всего от руководства опытного педагога и применение им определенных методов  обучения и воспитания.

Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач  образования, поскольку они проявляются  в умении адекватно реагировать  на происходящее в общественной, научной  и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в  себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Воспитание детей средствами ДПИ – это передача от поколения  к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, искусстве, языке, семейных и общественных отношениях.

1. Воспитание как развитие  личности - формирование личности.

- Растить индивида, как  биологического существа.

- Формировать личность, как члена человеческого общества.

- Учитывать наследственность  и индивидуальные особенности  психических процессов.

- Целенаправленно формировать  качества личности.

2. Воспитание, как развивающее  общение со всем окружающим  миром.

- Учитывать и формировать  социальную среду.

- Создать культурную  среду.

- Воспитывать моральные  качества.

- Приобщить к культуре  общества и мировой.

3. Воспитание, как целенаправленное  формирование знаний, умений, навыков,  привычек.

- Превращать усвоенные  знания в мотивы деятельности.

- Обучать новым знаниям связывая их с ранее усвоенными.

- Упражнять знания, умения, устремления сделать лучше до  навыков и привычек.

Необходимым условием  реабилитации детей группы риска  является  использование народного  искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает  ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного  творчества, ребенок испытывает положительные  эмоции, на основе которых возникают  более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка  с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Обучая детей основам  художественного ремесла, необходимо помнить, что эти уроки открывают им великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии. Поэтому важно умело сочетать показ тех или иных приемов с интересным рассказом об искусстве, демонстрацией высших достижений народных мастеров. Определенную помощь в этом окажут альбомы, диафильмы, комплекты художественных открыток, репродукций и диапозитивов по различным видам народного искусства, которые столь широко выпускаются в последние годы.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству  осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала [30,С.40].»

Информация о работе Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения