Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Работая с семьей, можно  использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Для проведения реабилитационной работы в объединении  дополнительного образования необходимо разрабатывать специальную программу, основанную на применении игротерапии. При проведении реабилитационной и психокоррекционной работы можно помочь подгруппе или группе детей ощутить единение с другими, укрепить веру в себя, научиться принимать самостоятельные решения и сочетать их с решениями группы, сотрудничать, договариваться с другими, уважать других, сочувствовать им и т. д. Применение в работе  разных видов игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является весьма ценным, так как в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний.

Среди известных методов  предупреждения и преодоления страхов  в последние годы достаточное  место начинает занимать метод игротерапии и, в частности, куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с игрушкой.

С куклой ребенок быстрее  и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат голову".

Возможности куклотерапии позволяют решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию отношений в системе ребенок-родитель.

В работе с детьми, используя игротерапию, дополняют ее арт-терапевтическими методами. Различают несколько видов арт-терапии:

  • рисуночная, основанная на изобразительном искусстве,
  • библиотерапия,
  • драмтерапия
  • музыкальная терапия.

Показаниями для  использования рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревность к сиблингам; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Использование музыкотерапии в работе способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Применяемый музыкальный цикл в работе с группой или отдельными детьми может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства, которые они испытывали, слушая музыку и т. д. Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т. д.

Библиотерапия. Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением (так называемая библиотерапия) входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии.

Сказка всегда служила  средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...

 Нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказка обычно выполняет  три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Примеры систематической  борьбы с сегрегацией в отношении  людей с низкими способностями, крайне редки, хотя случаи успешной интеграции детей с самыми различными недостатками развития свидетельствуют о возможности включения таких детей в систему обычных объединений дополнительного образования, безотносительно к глубине недостатка их развития, при соответствующих планировании и методиках обучения.

Эффективность социального  воспитания младших школьников «группы  риска» в студии декоративно - прикладного искусства обеспечивается созданием педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: интеграция особенных детей в среду обычных ровесников, индивидуализация воспитательного процесса, субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, взаимодействие и сотрудничество педагога со специалистами других служб (психологической, социальной, медицинской); сотрудничество с родителями (опекунами, воспитателями).

Художественное творчество может успешно использоваться как  эффективное средство воспитания младших  школьников «группы риска». В процессе формирования фундамента для развития личностных качеств в младшем школьном возрасте средствами ДПИ происходит приобщение ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание.

Декоративно-прикладное искусство выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Занятия ДПИ помогают развивать такие качества личности как самостоятельность, трудолюбие, познавательный интерес, сотрудничество, взаимопомощь, патриотизм, любовь и уважение к природе, людям, искусству и т. д. Приобщение к народному искусству расширяет и обогащает познавательный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.

 

 

 

Выводы по материалам 1 главы

Изучив педагогическую и научную литературы, мы сделали  следующие выводы:

  1. К детям «группы риска» мы относим детей с особенностями в развитии, так как их специфика, обусловленная нарушениями физического, социального, нравственного состояния создает неблагоприятные условия для воспитания и создает широкую зону риска. Детей с особенностями развития необходимо рассматривать как индивидуальность, имеющую больше неповторимых качеств, влияющих на их развитие и требующих создания специальных педагогических условий для воспитания.
  2. Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.
  3. В современных условиях решение проблем социального воспитания детей группы риска» возможно при условии интегративного подхода, совместного воспитания обычных детей и детей «группы риска», а также согласованных усилий разных специалистов-участников образовательного процесса, с опорой на достижения педагогики, психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики, медицины и других наук.
  4. Успешная реализация социального воспитания детей «группы риска» возможна на основе интегративного подхода, который опирается на три основных блока принципов воспитания — общепедагогические принципы воспитания, принципы воспитания средствами изобразительного искусства, принципы воспитания детей с особенностями в развитии, которые опираются на гуманизм, комплексность и социокультурную ориентацию воспитания.
  5. Интеграция школьников «группы риска» в естественную образовательную среду может успешно осуществляться в системе дополнительного образования, которое является частью непрерывного образовательно-воспитательного процесса. Получая качественное образование в специальных учебных заведениях изолированно от общества, школьники с особенностями развития параллельно могут приобретать необходимый социальный опыт в системе дополнительного образования совместно с обычными детьми.
  6. Одним из направлений дополнительного образования является художественно-прикладное творчество, в котором декоративно-прикладное искусство играет важную роль. В отношении младших школьников «группы риска»  ДПИ позволит формировать фундамент духовно-нравственного развития личности ребенка, приобщать его к общечеловеческим ценностям, развивать познавательную, эмоциональную, предметно-практическую и другие сферы индивидуальности при условии применения принципов гуманистической направленности воспитания, комплексности воспитания и социокультурной ориентации в рамках интегративного подхода.
  7. Индивидуальные возможности  младших школьников с особенностями в развитии реализуемые в рамках индивидуальных образовательных маршрутов позволяют определять специфику содержания и методики социального воспитания для каждого ребенка «группы риска» и обеспечить качество результатов художественного образования и приобретение творческого социального опыта.

 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение опыта  организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования

 

2.1 Цели и  задачи исследования

 

Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся  в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Для реабилитации детей группы риска огромную роль играет декоративно- прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в привитии ребенку чувства прекрасного, заставляет его осознавать окружающий мир, природу, в единстве и гармонии с человеком, формирует чувство ответственности и бережного отношения к предметам быта, и к труду как таковому. Оно позволяет без особенных психических проблем войти ребенку в социум, давая ему ориентир на патриотизм и любовь к Родине, к земле на которой живет он сам, и жили его предки.

Цель исследования: изучить опыт   организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: опыт  организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

    1. Определить декоративно-прикладное искусство как одно из средств воспитания детей «группы риска».
    2. Экспериментально выявить  специфику реабилитации детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного искусства в  учреждении дополнительного образования.
    3. Разработать методические рекомендации по   организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.   

 В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, организация работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми группы риска в учреждениях дополнительного образования будет иметь следующие особенности:

- учитываются индивидуальные особенности каждой личности;

-обучение основывается  на тесном взаимодействии семьи  и учреждения дополнительного  образования;

- при работе с детьми  используется интегративный подход  как гуманистически направленный, комплексный и социокультрно ориентированный, который позволяет относиться к особенному ребенку как к индивидуальности;

- при организации работы  с детьми, используются следующие методы: куклотерапия, игротерапия, которую дополняют арт-терапевтическими методами (рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия, музыкальная терапия).

Решение поставленных задач  и проверка гипотезы осуществлялись с использованием комплекса методов исследования:

-анкетирование;

-изучение педагогической  документации;

-анализ, синтез,  обобщение, конкретизация  полученных данных.

База исследования: МОУ ДОД «Центр внешкольной работы "Эврика"» г. Орел, ОГУ ДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина» г.Орел.

2.2 Методики  исследования

   С целью выявления  специфики организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования, нами был проанализирован опыт Областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина» и МОУ ДОД  «Центр внешкольной работы "Эврика"» г. Орел. Нами был разработан ряд вопросов и проведено анкетирование педагогов.

Анкета

Уважаемые педагоги дополнительного образования!

 Факультет  НХТ проводится анкетирование с целью выявления специфики организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования Просим Вас ответить на волнующие нас вопросы. Заранее благодарим за помощь!

1. Что такое декоративно-прикладное искусство?

…………………………………………………………………………………….

2.   Какие  виды декоративно-прикладного искусства  Вы используете в своей работе с детьми группы риска?

- батик , гобелен, нитяная  графика, художественная резьба , керамика, вышивка, шитье, вязание , макраме, ювелирное искусство, художественная обработка кожи, художественная ковка, пирография (выжигание по дереву, коже).

……………………………………………………………………………….

3. Какова на  Ваш взгляд роль декоративно-прикладного  искусства в воспитании детей группы риска?

Информация о работе Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения