Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявление роли музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами искусства.
2. Выявить роль музыкального воспитания детей с дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта как педагогическая проблема………………………………………….6
1.1. Понятие эстетического воспитания……………………………………………6
1.2. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………..15
Выводы……………………………………………………………………………...20
Глава 2. Роль музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………22
2.1. Музыкальное занятие, как основная форма музыкального воспитания дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………...22
2.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи………………………………………………………32
Выводы……………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

эстетическое воспитание.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

      Педагог следит за тем, чтобы дети пели сидя и стоя, меняя положение. Когда  они долго сидят на стульчиках или долго стоят, у них возникает усталость, которая приводит к повышенной отвлекаемости, к снижению увлеченности, к исчезновению удовольствия от участия в пении. Это особенно важно соблюдать в работе с маленькими умственно отсталыми детьми, у которых отмечается слабость опорно-двигательного аппарата. При выборе музыкального репертуара для самостоятельного пения детей музыкальный руководитель ориентируется на возможности группы (дети в параллельных группах могут быть совершенно разными по музыкальному развитию), на уровень речи, общий интеллектуальный уровень. Полезно петь, повторяя старые, уже хорошо знакомые песни, исполнение которых доставляет детям видимое удовольствие.

      В старших группах детям дают прослушивать знакомые песни в грамзаписи, упражняют  в узнавании песен по одной мелодии, звучащей без аккомпанемента, по вступлению, по отдельно сыгранным фрагментам.

      В любой группе дети должны знать две-три  песни наизусть, в старшем дошкольном возрасте — больше; уметь их петь со всей группой, с несколькими детьми и отдельно (или с помощью музыкального руководителя).

      Музыкальные игры — один из наиболее активных видов  музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе музыкальных игр дети в  наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений. В музыкальных играх дети учатся двигаться, соблюдая ритмическую структуру музыкального сопровождения, учитывая темп музыки и другие ее выразительные средства для перехода с одного вида движений на другой, подбирают движения, адекватные музыке, и пр. Они создают выразительные образы в соответствии с характером музыкального звучания. Среди музыкальных игр выделяют игры образного характера, в которых дети передают образы различных животных, птиц, сказочных персонажей; изобразительно-имитационные игры, в которых воспроизводят различные виды игровых, бытовых и трудовых действий; игры с воображаемыми предметами; музыкальные игры с правилами.

      Музыкальные игры образного характера основаны на развитии творческих проявлений у  детей. Чем старше дети, тем самостоятельнее  они выполняют движения. Показ  этих игр применяется лишь на самом  начальном этапе обучения, а впоследствии используется словесное руководство. По мере обучения содержание игр усложняется за счет разнообразия средств выразительности.

      Среди игр образного характера есть много связанных с изображением животных. Дети превращаются в различных  зверушек и двигаются под музыку, подбирая соответствующие движения. Особое внимание уделяется формированию выразительного образа и выразительных движений, передающих специфические повадки и характер животных. Взрослые поощряют даже самые робкие попытки детей двигаться по-своему, но в рамках музыкального образа. Если же не проводить специальную работу по воспитанию у детей желания придумывать движения, то они будут всегда двигаться однообразно, воспроизводя лишь те движения, которые увидели у взрослых или других детей[20,c.76].

      Все умения и навыки, приобретенные детьми в ходе игр образного характера, используются в более усложненных играх, например в играх с правилами.

      Они тесно связаны с теми представлениями  и впечатлениями, которые возникают  у детей благодаря более близкому ознакомлению с предметным миром, окружающим их, накоплению игрового опыта, овладению элементарными формами бытового труда и формированию представлений о труде взрослых. В зависимости от характера музыки, в соответствии с ее ритмическими и эмоциональными особенностями дети воспроизводят движения, используемые, например, в различных видах труда (под энергичную маршевую музыку имитируют движения, используемые при рубке дров, под звучание вальса показывают, будто бы гладят белы под колыбельную укачивают куклу, под звучание плясовой имитируют танцевальные движения и т. д.). Они включают в себя элементы образных имитационных игр и игр с воображаемыми объектами. Все навыки, которые приобрели умственно отсталые дети в ходе всех других видов игр, используются в играх с правилами.

      От  детей требуется выделение различных средств выразительности музыки, внимание к изменению ритма, темпа, динамических оттенков и пр. Дети должны уметь переходить от плавных движений к более энергичным, ускорять движения в соответствии с увеличением темпа, замедлять темп при завершении музыкальной фразы или целого произведения и т. д. Даже одни и те же игры в группах разных лет обучения должны быть различными по сложности и по предъявляемым требованиям.

      Чтобы у детей сформировались различные  виды выразительных и танцевальных движений, проводят специальные двигательные упражнения под музыку[27,c.211]. В программе даны обязательные упражнения, которые должны быть освоены умственно отсталыми детьми на протяжении дошкольного возраста в различные периоды обучения, а также рекомендован и музыкальный материал. Проведению упражнений особое внимание уделяют на занятиях по ритмике. Количество упражнений, которые берут на одно занятие, не должно превышать трех-четырех, но зависит это от многих факторов: от трудности самого движения, подготовленности детей, степени сформированности движений и пр. 
 

      2.2. Музыкальное воспитание  детей дошкольного  возраста с нарушением  интеллекта в условиях  семьи

       

      У умственно отсталых дошкольников, поступающих  в специальные учреждения, наблюдается  резкое снижение внимания к музыкальному звучанию. Недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку сохраняется у необученных детей-олигофренов до конца дошкольного возраста. Они остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки.

      У части детей наблюдаются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и  песен. Это связано с общим  нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. Но в значительной степени это зависит и от характера педагогических условий, в частности от музыкальной среды, которая окружала ребенка до поступления в дошкольное учреждение.

      Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается  у умственно отсталых детей на протяжении всего дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в специальном детском саду, они начинают проявлять интерес к музыке, у них появляются любимые музыкальные игры, песни, пляски, инструментальные пьесы. Они уже могут чувствовать эмоциональный характер музыкальных пьес и адекватно передавать это настроение в движении, в подборе наглядного материала и пр. Это позволяет умственно отсталым детям создавать выразительные образы в ходе музыкальных игр, когда характер движений учитывает программность музыкальных пьес и общее эмоциональное настроение музыки[18,c.199].

      Формирование  умения чувствовать характер и адекватно  отзываться на музыку имеет большое  значение для эмоционального развития этих детей, для формирования определенной культуры эмоций.

      Важной  задачей музыкального воспитания умственно  отсталых дошкольников является развитие слухового внимания. На первых порах  они совершенно не умеют слушать  самые простые и короткие музыкальные  пьесы. Для обеспечения должной  сосредоточенности в процессе слушания музыки во всех случаях учитывают качество представлений об окружающей действительности, которые уже имеются у ребенка, наличный жизненный опыт и опыт предметно-игровых действий. Поэтому музыкальное воспитание проводится в тесной связи с работой по организации ознакомления детей с окружающим миром, с формированием предметно-игровых действий и игр отобразительного характера. При этом большое значение имеет программность музыкального репертуара который предлагается для прослушивания, самостоятельного исполнения, музыкальных игр. Музыка не только привлекает внимание детей, заинтересовывает и доставляет удовольствие (что особенно важно с точки зрения музыкального развития), но и значительно обогащает, эмоционально окрашивает даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.

      В процессе музыкального воспитания значительное место отводится работе по развитию у детей мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического, ритмического слуха. Внимание детей обращают на звучание различных инструментов (фортепиано, свирелей, детских гармошек, металлофона и пр.), учат различать голоса детей, животных и пр. Обучая прислушиваться к музыке, от детей добиваются способности воспринимать и различать некоторые качества звучания (громкость, длительность), улавливать изменения звуков по высоте, громкости, длительности. Детям показывают, как различать пространственные качества звуков (скорость следования звуков—темп), знакомят с простейшими ритмическими рисунками (ритмом повторности – равномерным ритмом, в старших группах — ритмом чередования)[3,c.121].

      При ознакомлении с различными характерными пьесами внимание детей привлекают к тому, что определенный характер, настроение музыки зависят от тех  средств выразительности, которые в ней используются. Например, бодрый, веселый характер маршевой музыки зависит от громкости звучания, ритма, акцентирования сильной доли такта и пр. Постепенно у них вырабатывается умение различать песенную и маршевую музыку. У необученных дошкольников-олигофренов наблюдается грубое недоразвитие ритмического слуха. Они не слышат даже самой элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве их пения и движений под музыку. В самом начале обучения у них наблюдается разобщенность музыки и ритма движений: они не могут согласовать собственные движения с музыкой, не начинают и не заканчивают пение или движение вместе с окончанием мелодии. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, а не организует их. Это нередко заставляет воспитателей во всех возрастных группах действовать вместе с детьми, показывая им, что и когда выполнять. Но если это оправдано на первых этапах обучения, то в старших группах надо уделять особое внимание тому, чтобы дети прислушивались именно к ритму музыкального звучания, действия подчинялись ритму музыки, чтобы они могли самостоятельно выполнять те или иные движения под музыку: воспроизводить последовательные цепочки движений, используя эти умения в танцах, при создании музыкально-игровых образов, а также при исполнении песен. Для того чтобы усилить работу в данном направлении, проводятся специальные упражнения, способствующие развитию восприятия и воспроизведения детьми различных ритмических рисунков.

      Важной  задачей является развитие у детей способности петь. Известно, что голоса у умственно отсталых в большинстве случаев имеют весьма неблагозвучный оттенок: они часто говорят в нос, монотонно, голос отличается хриплостью, немодулированностью. Дыхание неровное, прерывистое, недостаточной наполненности. Нужно отметить, что воспитанники специальных дошкольных учреждений имеют очень маленький опыт пользования самостоятельной речью (у большинства из них речь начинает формироваться только на четвертом, а чаще на пятом году жизни). Поэтому музыкальные занятия имеют значение как для развития их голоса, так и для развития речи. В процессе пения речь детей приобретает определенную ритмическую организацию, происходит своевременное переключение и переход от фразы к фразе и пр.[12,c.88]. Даже дети, которые с огромным трудом воспроизводят стихотворные тексты, справляются с исполнением песен. Видимо, ритмическая структура стиха без музыкального сопровождения оказывается как бы лишенной опоры, функцию которой выполняет музыка. При наличии музыкального сопровождения задача воспроизведения ритмической структуры стихотворного текста значительно облегчается.

      В ходе специальной работы по развитию исполнительских навыков у умственно  отсталых дошкольников значительно  развивается мелодический слух, появляется возможность голосоведения, выразительного пения, а также выразительность самостоятельной речи. Улучшается и сам голос: он становится чище, подвижнее, звонче, длительнее. Существенно улучшается и состояние речевой моторики: этому в большей мере способствуют специальные упражнения, ритмические распевки со слогами, отдельными словами, пропевание отдельных фраз и пр. Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная организация (благодаря включению в музыкальное сопровождение), они приобретают плавность, увеличиваются в объеме, становятся более точными и т. д. При этом повышается их общая выразительность.

      Наблюдения  показывают, что занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность  переключаться с одного вида движения на другой[33,c.137].

      Они существенно влияют на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. К концу дошкольного периода умственно отсталые дети с удовольствием слушают музыку, у них появляются любимые песни, танцы, хороводы; они любят играть в музыкальные игры, создавая музыкально-игровые образы в соответствии с характером музыки и пр. У них значительно улучшаются все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма и лада. 

      Выводы:

      Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта следует рассматривать как одну из составных частей всей коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях. Применение адекватных состоянию  и возможностям каждого ребенка  педагогических воздействий способствует в значительной степени не только общему музыкальному развитию детей, но и коррекции имеющегося у них недоразвития восприятия, внимания, памяти. Положительные сдвиги происходят и в умственном развитии воспитанников: их представления об окружающем мире существенно обогащаются, становятся более полными, устойчивыми, эмоционально окрашенными. Овладение навыками исполнительства, участие в музыкальной деятельности расширяют возможности детей, положительно влияют на их личностный облик.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта