Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:45, реферат

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...» - в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Работа содержит 1 файл

Реферат (отработка).docx

— 27.04 Кб (Скачать)

       Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация  отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет  мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

       Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно  дать ему опору в соответствующей  потребности, побудить к нужной мотивации  и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

       Только  организовав потребности, мотивы и  цели деятельности своего ребенка соответственной  той задаче, какую вы ставите в  воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.

       Задача  педагога состоит в том, чтобы  направить появившийся интерес  в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте  родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно  и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

       В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и  особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется  не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

       Эстетическое  восприятие - это способность создавать  или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под  влиянием реальных предметов и художественных произведений.

       Содержание  и богатство чувств, вызванных  непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости  от характера восприятия.

       В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений  и объемом жизненного опыта детей.

       Старшие дошкольники, как правило, не могут  верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

       Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться.

       Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы  они на всю жизнь не остались глухи  и слепы к красоте природы.

       В.А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок  не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

       Да, доброта по сей день становится в  ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты  требуется немалое мужество и  храбрость. Для доброго дела часто  нужно наступить «на горло  собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

       Необходимо  обучать детей доброте через  сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

       Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие  к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную  лечебницу».

       Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются  сочувствием к своим маленьким  питомцам.

       Но  внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно  приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и  жалость к беззащитному существу.

       Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

       Домашние  животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими  животными.

       Лишь  тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

       Мы  отвечаем за живое - и за животное, и  за растение - перед природой, перед  обществом, перед собственной совестью.

       Все вышесказанное позволяет сделать  следующие выводы:

       1. Эстетическое воспитание - формирование  в человеке эстетического отношения  к действительности и активизации  его до творческой деятельности  по законам красоты.

       2.Природа  - один из важных факторов эстетического  развития личности.

       З. В основе методики эстетического  воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка  по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего  мира.

       4. Эстетическая установка доминирует  в детской душе. Детство заполнено  играми, психология которых близка  психологии эстетической жизни.

       Пути  совершенствования  работы по эстетическому  воспитанию детей  средствами природы.

       В объяснительной записке к программе  по дошкольному воспитанию отмечается необходимость развивать у детей  следующие умения:

       -видеть  красоту природы, уметь радоваться  ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая,  цветы хорошо пахнут);

       -воспринимать  красоту звуков в природе: журчание  ручья, пение птиц, и т.д.;

       -замечать  смену времен года в природе:  нежную зелень весной, яркие краски  цветов летом, золотые листья  осенью, белизну снега зимой и  т.д.

       В программе также отмечается, что  для правильной организации работы по эстетическому воспитанию, целесообразно  наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие  общим задачам воспитания, для  детей каждой возрастной группы

       Эффективное осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

       а) проведение экскурсий и походов  в природу;

       б) демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий, диафильмов, наглядных  пособий) ;

       в) беседы с элементами художественного  описания;

       г) чтение отрывков художественной прозы, поэзии, описание путешествий;

       д) демонстрация экспонатов, естественной наглядности;

       е) использование эстетических впечатлений, полученных во время прогулок и экскурсий;

       ж) раскрытие эстетической стороны  сельскохозяйственного труда, работы на опытном участке.

       Комплексный подход не только важнейшее условие  всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы.

       Эстетическое  воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности  проявлять чувство прекрасного  при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений  природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство  воспитателя. При наличии педагогического  руководства у детей воспитывается  умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные  особенности. Задачи, которые воспитатель  ставит перед дошкольниками активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.

       Благотворное  влияние природы необходимо соединить  со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием.

       Под влиянием природы, эстетического отношения  к ее явлениям у детей развивается  художественное мышление, формируются  эстетические суждения, т.е. воспитываются  вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

       Таким образом, важным путем эстетического  воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления.

       Сила  впечатлений от природы зависит  от способности видеть красоту разнообразных, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего  возраста. Во время прогулок, экскурсий  необходимо обращать внимание детей  на своеобразие красок природы, их изменение  и гармонию, пробуждать интерес к  явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней.

       В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями  формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью, любуясь плодами своего труда.

       Эстетическое  воспитание дошкольников в общении  с природой должно занять ведущее  место в общей системе воспитания.

       Общение с природой, методически правильно  организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего  развития личности, которая соединяла  бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы