Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:45, реферат

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...» - в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Работа содержит 1 файл

Реферат (отработка).docx

— 27.04 Кб (Скачать)

Эстетическое  воспитание дошкольников средствами природы

       В последние годы возросло внимание к  проблемам теории и практики эстетического  воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного  воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой  личности. Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...» - в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

       О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

       Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа  создают предпосылки для эстетического  развития ребенка.

       Ребенок с раннего детства открывает  и исследует окружающий мир, он тянется  к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

       Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность  воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни  человека.

       Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

         «Эстетическое воспитание дошкольников  средствами природы».

       Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

       Если  разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому  воспитанию дошкольников средствами природы, то можно получить следующие результаты:

       -- повысить уровень эстетического  развития старших дошкольников;

       -- обеспечить комплексный подход  к гармоническому развитию дошкольников; установить связь эстетического  воспитания со всеми сторонами  воспитательного процесса;

       -- повысить эффективность работы  воспитателей по формированию  у детей познавательного интереса  к красоте окружающего мира;

       -- получить высокие показатели  в развитии личности дошкольника  в целом.

       Роль  природы в эстетическом воспитании

       Трудно  представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники  воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель  и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил  человека, не только взрослого, но и  подрастающего»7. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение  к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать  система образовательных учреждений у детей.

       Во  все времена и эпохи природа  оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий  критик Белинский считал природу  «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство  в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И. Левитан, И.И. Шишкин, И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов и другие.

       Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

       Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В  отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

       В античный период древние греки рассматривали  прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.

       Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты  в природе. И только позже, в эпоху  Возрождения, вновь люди полюбили формы  и краски природы и стали создавать  гимны в честь ее красоты.

       В империалистическую эпоху ненависть  к человеку, чисто эгоистические  интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

       Из  многих проявлений красоты природы  люди воспринимают то, что соответствует  их миропониманию и настроению. Облик  природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную  красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

       В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем  что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический вкус. Воспитание любви  к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет  огромное значение не только для эстетического  развития детей, но и для нравственного  воспитания, в частности, для пробуждения  у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности  к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

       Умение  видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать  себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот  почему гармония педагогических воздействий  требует постоянного общения  с природой.

       Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

       В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и  красоте которых радуется.

       В самом промышленном городе есть деревья  во дворах, бульвары, скверы, парки. И  здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности  и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

       Показать  ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройтить кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

       Само  собой разумеется, что ребенок  должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать  «заразности» животных.

       Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

       Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни  людей природа занимает значительное место, способствует формированию и  развитию эстетических чувств и вкусов.

       Любовь  к родной природе воспитывается  с раннего возраста. «Именно в  это время необходимо прививать  детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые  царят в ней»8.

       Эстетические  чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

       Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы  знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и  развиваются эстетические чувства  и вкусы. Восприятие эстетических явлений  природы и возникающие при  этом переживания находятся в  зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

       Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит  педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно  развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

       Наиболее  эффективная последовательность работы:

       -непосредственное  восприятие природы,

       -организованное  наблюдение над природой во  время прогулок и экскурсий.

       Наблюдение  окружающей действительности оказывает  глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все  анализаторы: зрительный - ребенок видит  размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск  воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это  прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый  вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.

       Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует  все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.

       -сочетание  метода наблюдения с методом  активных действий во время  работы на опытном участке.

       В настоящее время, когда с такой  осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе  эстетического воспитания.

       Многое  в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.

       В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного  возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.

       У детей этого возраста наблюдается  большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят  увидеть, все открыть сами. Этот интерес  побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к  природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить  рыб, ухаживать за голубями.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы