Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Основная воспитательная задача учебных заведений в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется школой. При организации воспитательного процесса в школе особенно остро встают вопросы: каким образом привлечь сегодняшнего подростка, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческой деятельности? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к искусству?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5
1.1. Сущность эстетического воспитания и его задачи…………………………5
1.2. Уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни……15
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19
1.4. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..26
2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26
2.2. Результаты исследовательской работы…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

6. Хотели бы  вы больше знать об искусстве?

А) Да                   Б) Нет               В) Не знаю 

     Результаты  были следующими. (Приложение 3)

     По  ответам ребят видно, что в  классе нет ни одного человека, которого не интересовало бы  искусство. Все ребята с удовольствием  посещают библиотеки. Некоторые ученики за столь короткий промежуток времени успели побывать в цирке, в театре, в кино (5 чел.). Но все ребята абсолютно уверены, что этого недостаточно для того, чтобы быть культурным человеком. Также ребята хотели бы бывать чаще в культурно-массовых заведениях и хотят больше знать об искусстве. (Рис. 2)

    

Рис. 2

    Таким  образом, проведя повторное анкетирование,  мы выяснили, что интерес младших  школьников к искусству значительно  возрос. У них есть желание  знакомиться с искусством, больше знать про него. А это значит, что и уровень эстетической культуры у них стал выше. Всего этого мы достигли благодаря правильному подбору форм и методов эстетического воспитания во внеклассной работе и знанию методик их проведения.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проблема  эстетического воспитания довольно  полно разработана в отечественной  и зарубежной литературе. Это  позволило нам сделать тщательный  анализ литературы по этой  проблеме и сделать следующие  выводы. Эстетическое воспитание – органическая часть всего учебно-воспитательного процесса. По средствам эстетики у ребенка развивается не только сенсорная и общая культура, но и творческая активность, быстрота реакции, зрительная память, аналитическое и образное мышление, познавательные интересы. Эстетическое воспитание направлено не только на развитие эстетических качеств, но и на развитие всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, мировоззрения.

     В  ходе курсовой работы мы раскрыли сущностные аспекты эстетического воспитания, цели и задачи, проанализировали роль эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе. Проведенное нами исследование позволило выявить, что развитие творческого потенциала и уровень сформированности его эстетического сознания наиболее полно происходит в процессе эстетического воспитания во внеклассной работе.      

     Таким  образом, наша гипотеза, заявленная  в начале работы, подтвердилась.  Действительно, уровень эстетической культуры напрямую зависит от качества используемых форм и методов эстетического воспитания во внеклассной работе. Мы выяснили, чтобы использовать различные формы и методы, необходимо знать их методики и уметь правильно их сочетать. Опытные педагоги, зная это, способны посредствам внеклассной работы воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы столкнулись с тем, что руководители мало организуют внеклассную работу с целью развития эстетических качеств ребенка, а уделяют больше внимания  и времени развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. Как говорил Виктор Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его». Так, реализуя полноценное эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте, в будущем мы получим такую личность, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

     Вот  те выводы, к которым мы пришли  в ходе нашей работы. 

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воображение и творчество в детском возрасте \ Л. С. Выготский: СПб., 1997.
  2. Жемчужины мысли \ Сост. А. А. Жадан .- Ж 53 3-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Беларусь, 1991. – 477с.
  3. Нравственно-эстетическое воспитание школьников \ К. В. Гавриловец.- 2-е изд., перераб. и доп. Мн.,1988.
  4. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя \ Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардашникова, Л. П. Барышникова и др.; Под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста \ Е. П. Крупник: Авторев. Дис…д-ра психологических наук. М., 1990.
  6. Психология искусства \ Л. С. Выготский. М., 1986.
  7. Рождение гражданина \ В. А. Сухомлинский, 1979.
  8. Эстетика \ Ю. Б. Бореев: 4-е изд., перераб. и доп. М., 1988.
  9. Эстетическое воспитание детей и учащейся молодежи \ В. Г. Кухаронак, Т. А. Крень, О. П. Чудайкина и др.; Под ред. О. П. Котиковой. – М.: сітэцкае, 2000.
  10. Эстетическое воспитание младших школьников \ О. П. Котикова, В. Г. Кухаронак: Пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений. – Мн.: Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2001.
  11. Эстетическое воспитание старшеклассников \ О. П. Котикова: Учеб.-метод. Пособие. Мн.: Універсітэцкае, 1999.
  12. Эстетическое восприятие и детская фантазия \ В. А. Салеев: Мн., 1999.
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2                            
 

План-конспект воспитательного мероприятия

 «В  мире искусства» 

Цели и задачи: 

  • Способствовать  формированию эстетического отношения  к действительности интереса к различным видам искусства;
  • Развивать творческую самостоятельность, творческое отношение к продуктам искусства;
  • Развивать умения, приобретенные на уроках рисования, музыки, литературы;
  • Формировать уважительное отношение к результатам творческой деятельности;
  • Способствовать повышению интереса учащихся к искусству.
 

Оборудование: 

Пейзажи, магнитофон, иллюстрации к литературным произведениям. 

Ход мероприятия: 

Организационный момент:  

   - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите в окошко. Какая сегодня хорошая погода. И не смотря на то, что сейчас зима, солнышко сегодня светит по-весеннему. Посмотрите, как оно ярко нам улыбается. Давайте и мы посмотрим друг на друга и улыбнемся.

 

  Вступительное слово:

    

     - Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие в необычный мир. В нем столько людей различных «национальностей». Каждая по-своему оригинальная. Все они имеют творческий характер. Кто-то поет, кто-то танцует, а кто-то пишет стихи. Кто-нибудь догадался, о каком мире идет речь? Правильно, о мире искусства. А кто-нибудь из вас может сказать, что же такое искусство? (Ответы детей)

   Искусство  – это художественное творчество  в целом — литература, архитектура,  скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное  искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание, чувственное выражение сверхчувственного и т. п.

   И сегодня мы узнаем по чуть-чуть о каждом виде искусства.

Основная  часть:

1)    Театр - (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.

     Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника.

     Как  и все виды искусства, театр  имеет свои сложности. Ведь  не каждый человек может передать  чувства своего героя, показать  жизненную ситуацию.

   - А сейчас  я предлагаю вам попробовать  стать актерами. Мне нужно 7 человек.  Сейчас мы с вами попробуем  проинсценировать сказку «Репка».

2)  - Молодцы. Как весело у вас это получилось. Ну, а теперь мы поговорим о кино.

КИНОИСКУССТВО, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных  или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих выразительных средств, из которых главные — фотографическая природа киноизображения и монтаж.

   - А сейчас  давайте попробуем снять свой  фильм, который называется «Бабушка, у тебя молоко сбежало». Для  этого мне нужно 2 человека.

3) Следующий вид искусства музыка.

    МУЗЫКА (от греч. musike, букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая (древнейшая из сохранившихся ныне — музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

  -  В музыке  также есть свои сложности.  Для того, чтобы в этом убедиться,  я  хочу предложить вам   исполнить знакомые вам песни,  но переложенные на другой  мотив.

4)     Изобразительное искусство - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

   Передать задуманное с помощью рисунка также нелегко. Поэтому для следующего задания мне нужно 2 человека. Я вам завязываю глаза, а вы должны за 1 минуту не подглядывая нарисовать на листке бумаги себя. Время пошло.

  1. Ну и последний вид искусства, который мы сегодня рассмотрим.

Литература [лат. lit(t)eratura, букв. — написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе — речь — позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции.

  -  Ну и  последнее задание на сегодня.  В нем вы все можете принять  участие.

Вам необходимо сочинить четверостишия со словами: солнце-оконце, весна-не до сна. 

Подведение  итогов:

  - Вот мы  и познакомились с основными  видами искусства. Ребята, вы узнали  что-нибудь нового на сегодняшнем  мероприятии?

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы