Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Основная воспитательная задача учебных заведений в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется школой. При организации воспитательного процесса в школе особенно остро встают вопросы: каким образом привлечь сегодняшнего подростка, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческой деятельности? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к искусству?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5
1.1. Сущность эстетического воспитания и его задачи…………………………5
1.2. Уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни……15
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19
1.4. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..26
2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26
2.2. Результаты исследовательской работы…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Формами  обогащения художественного опыта  учащихся во внеклассной работе  являются творческие кружки, театральные  и хореографические объединения  учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и другие. Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях – развивать творческую активность учащихся.

     Школьники  добровольно избирают студию  или секцию и под руководством  опытного руководителя-педагога  пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или каком-либо другом творчестве. В искусстве, как в познании и труде, созидание должно преобладать над потребностями. Например, даже систематическое и внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника к музыкальному искусству. Школьник должен стать исполнителем музыкальных произведений. Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и мелодию.

     Особенно  большое значение для глубокого познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ее ценность состоит в проигрывании определенных социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии учащихся. Согласно открытому Л. С. Выготским «закону реальности чувств», самые фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной психологической основе[21, с.56].

     Школьная  самодеятельность не ставит своей  целью подготовить артиста или  музыканта, хотя многие выдающиеся деятели искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности. Через искусство школьники приобщают к активной общественной деятельности. Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с безвкусицей, нести культуру в массы.

     И,  наконец, художественная самодеятельность знакомит школьников с самим процессом художественного творчества, развивает их способности и определенные навыки, дает возможность испытать наслаждение в процессе творчества[11,c.73]. В самом деле, когда ребенок играет в какой-либо пьесе, он так или иначе вынужден перевоплощаться, поставить себя на место изображаемого героя, должен посоветоваться предварительно со взрослыми, научиться выразительно и громко произносить слова, текст, двигаться  на сцене и т.п.

     Особенно  важно, чтобы в детской театральной  самодеятельности было как можно  больше собственного творчества  школьников. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создают дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении[5, с. 27].

     Огромную  роль в эстетическом воспитании  младших школьников во внеклассной  работе играет природа. Работа  средствами природы может осуществляться  в самых разнообразных формах  – специальные формы знакомства  детей с природой: ребята учатся  различать голоса пернатых, улавливать звуки весеннего леса, видеть тончайшие оттенки цветов, накапливают яркие впечатления[10,c. 55].

     Работа  школьников по охране леса  и зеленых насаждений, разнообразные  игры на природе, задания по  изготовлению различных поделок из природного материала – все это заставит детей обратиться к природе, понять и полюбить ее, позаботиться об ее сохранении.

     Природа  является средством воспитания  у школьников эстетического отношения  к действительности и чуткости  в восприятии искусства, поэтому в процессе внеклассной работы необходимо сделать постоянным общение детей с природой.

     В  заключение следует отметить, что  хотя здесь были названы и  кратко охарактеризованы различные  организационные формы внеклассной  работы, на практике чаще всего они применяются в сочетании.

     Таким  образом, каждая из рассмотренных  форм внеклассной работы по  эстетическому воспитанию имеет  свою специфику и требует знания  методики ее проведения.

       Изучив данную главу, можно  сделать общий вывод: вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.   

     К  началу школьной жизни у ребенка  должны быть сформированы механизмы  положительных эмоций, ребенок должен уметь выражать с помощью речи свои чувства и эмоции.

      Внеклассная работа и степень  ее организованности является  важным средством воспитания  эстетического отношения школьников  к окружающему, к поведению  и поступкам каждого школьного  коллектива в целом. Внеклассная работа помогает решать вопросы эстетического развития учащихся, вопросы нравственного, умственного воспитания, вопросы педагогической организации жизни детей вообще. Чем больше четко отработана в школе система эстетического воздействия средствами учебного процесса, общественно полезного труда, искусства и самодеятельности коллектива, тем легче осуществлять педагогическое руководство деятельностью детей и тем выше уровень их эстетического и нравственного развития.   

     Каждая  из рассмотренных выше форм внеклассной работы по эстетическому воспитанию имеет свою специфику и требует знания методики ее проведения. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЕ 

2.1. Основные  этапы, методы и методики исследовательской работы

     Выводом  из теоретической части стало  положение о том, что     эстетическое воспитание разнообразно  и помогает всесторонне развивать  личность младшего школьника.  В данной главе мы проведем  исследование, которое поможет нам доказать следующую гипотезу: уровень эстетической культуры напрямую зависит от качества используемых форм и методов эстетического воспитания во внеклассной работе.

     Данное  исследование состоит из следующих  этапов:

  1. Постановка задач и подбор методик;
  2. Подготовительный этап;
  3. Основное исследование;
  4. Обработка данных и описание результатов исследования.

     Исследование  проводилось в 4 «А» классе школа №1 г.Гомеля. В нем участвовало 14 человек.

     В  ходе данной работы использовались  следующие методы: изучение и теоретический анализ методической литературы; наблюдение; анкетирование; беседа; педагогический эксперимент.

     Подготовительная  работа включает в себя анализ  программ внеклассной работы  по различным видам искусства;  анализ работы руководителей внеклассной работы художественного цикла; разработка вопросов для анкеты; подбор материала для проведения беседы и внеклассного мероприятия.

     Таким  образом, в ходе подготовительной  работы была подготовлена следующая  анкета, которая была предложена ученикам.

Анкета

1.Какой вид  искусства тебе больше всего  нравится?

А) Музыка                                      Г) Изобразительное искусство

Б) Кино                                           Д) Литература

В) Театр                                          Е) Никакой 

2.Что ты любишь  посещать больше всего?

А) Концерты                                  Г) Музеи

Б) Кино                                           Д) Библиотеки

В) Театр                                          Е) Ничего 

3. Сколько раз в этом году ты был в театре, музее, на концертах?

А) Больше 20 раз                            Г) около 5 раз

Б) 10-20 раз                                     Д) 2-3 раза

В) не больше 10 раз                       Е) ни разу 

4. Считаешь ли  ты, что этого достаточно для того, чтобы быть культурным человеком?

А) Да                       Б) Нет             В) Не знаю 

5. Хотел ли  ты бывать там чаще?

А) Да                   Б) Нет                В) Не знаю 

6. Хотели бы  вы больше знать об искусстве?

А) Да                   Б) Нет               В) Не знаю 

В ходе анкетирования  были получены следующие результаты.

Изучив ответы детей, можно сказать, что они  увлекаются разными видами искусства. Но большинство из них отдают предпочтение кино (10 чел.), музыке (4 чел.), изобразительному искусству (2 чел.), театру (1 чел.), литературе (1 чел.).

     Ученики  очень любят посещать концерты, кинотеатры, музеи, но, к сожалению,  у них получается это делать  лишь 2-3 раза в год, причем большинство  из них (7 чел.) считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком. Да и в то же время ученики не хотели бы чаще посещать культурно-массовые заведения. (Рис. 1)

     Несмотря  на то, что ребята интересуются  искусством, они считают, что у  них знаний об искусстве достаточно (8 чел.). (Приложение 1)

Рис. 1

     Таким образом, проведя анкетирование, можно сказать, что интерес младших школьников к искусству высок. Но в классе есть ученики, которые не выражают особого интереса к искусству во внеклассной работе.    Поэтому следующая часть исследовательской работы будет посвящена повышению интереса ребят к искусству. 
 
 
 
 

2.2. Результаты  исследовательской работы

     Цель  данного этапа – выявить творческую  активность младших школьников  средствами искусства во внеклассной работе. Для этого был разработан план-конспект мероприятия «В мире искусства» (Приложение 2).

     Разрабатывая  конспект, мы учли, что внимание  младших школьников непреднамеренное, они не могут долго усидеть  на месте, их привлекает все  интересное, подвижное, поэтому в конспекте чередуется небольшое количество теоретического материала и практические задания. Цель этих заданий – попробовать проявить себя в различных видах искусства.

     На мероприятии присутствовали все 14 человек. Ребята были очень активны, проявляли свою фантазию, воображение, старались работать самостоятельно.

     Ребятам  очень понравилось мероприятие,  это было видно по их активности, настроению.

     Благодаря  мероприятию ребята поняли, что  творить искусство задача непростая, что каждое действие должно быть обдуманным, красивым, нести в себе смысл, чувства, переживания.

     После  проведения занятия мы провели повторное анкетирование, включенное в экспериментальную работу в начале исследования для выявления интереса младших школьников к искусству.

Анкета

1.Какой вид  искусства тебе больше всего  нравится?

А) Музыка                                      Г) Изобразительное искусство

Б) Кино                                           Д) Литература

В) Театр                                          Е) Никакой 

2.Что ты любишь  посещать больше всего?

А) Концерты                                  Г) Музеи

Б) Кино                                           Д) Библиотеки

В) Театр                                          Е) Ничего 

3. Сколько раз в этом году ты был в театре, музее, на концертах?

А) Больше 20 раз                            Г) около 5 раз

Б) 10-20 раз                                     Д) 2-3 раза

В) не больше 10 раз                       Е) ни разу 

4. Считаешь ли  ты, что этого достаточно для того, чтобы быть культурным человеком?

А) Да                       Б) Нет             В) Не знаю 

5. Хотел ли  ты бывать там чаще?

А) Да                   Б) Нет                В) Не знаю 

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы