Экологическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.

3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15

1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

дипомная работа.doc

— 472.50 Кб (Скачать)
 
 

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

   ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

   ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 
 

ТЕРЕШИНА  ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА 
 

   ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ  ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

   ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

                                                             НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                                             ДОКТОР ПЕД. НАУК, ПРОФЕССОР

                                                             КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И

                                                             ПСИХОЛОГИИ ФНК

                                                            БЕЛОВОЛОВ В. А.

                                                    

    Допустить к защите                    Квалификационная работа защищена                             

   «   » ___________  2006 г.           «   » _____________ 2006 Г.                            

   Научный                                        Оценка ____________

   руководитель _____ В.А.Беловолов 
 

НОВОСИБИРСК 2006 

   ОГЛАВЛЕНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………..…………………..… 3

   Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

               1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

               1.2. Экологическое воспитание в социокультурной         динамике ……………………………………………………………..…………...15

               1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

               1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

               1.5 Формирование экологической культуры  и проблемы образования……………………………………………………………………….31

   ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

   Глава 2. Экспериментальная  работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

                2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

                2.2.  Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

                   2.3.  Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

      ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

   ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

   Актуальность  исследования. Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед угрозой  уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

   Острота современных экологических проблем  выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

   Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.

   Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной  школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

   Отношение к окружающей среде – сплав знаний, чувств и действий. Это сложное образование, и сформировать его можно только усилиями всех учебных предметов. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников.

   Основным  показателем экологической культуры личности является ее способность решать конкретные проблемы улучшения окружающей среды. Это качество проявляется в усвоении научных основ экологии, умении анализировать экологические ситуации и проблемы, оценивать их, прогнозировать и принимать решение, владеть способами достижения оптимального результата.

   Вопросы экологического воспитания младших  школьников рассматриваются в работах  С. Н. Николаевой, З. В. Молодцовой, Т. Я. Шипуновой и др.

   Проблемы  экологического воспитания младших  школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы представлены в исследованиях Л. П. Салеевой, В. А. Деревянко, Е. С. Павленко и др.

   Таким образом актуальность проблемы исследования для практики начальной школы: недостаточная  разработанность ее в педагогической теории, обусловили выбор темы дипломной работы: «Экологическое воспитание младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы».

   Объект  исследования –  воспитательно-образовательный процесс начальной школы.                 

   Предмет исследования –  экологическое воспитание младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

   Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

   Задачи  исследования –  1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

   2. Раскрыть сущность понятия -  экологическое воспитание.

   3. Выявить место экологического  воспитания младших школьников  в системе воспитательно-образовательной  работы начальной школы.

   4. Разработать методические рекомендации  для начальной школы, системы  дополнительного образования по  вопросам экологического воспитания школьников.

   Гипотеза исследования. В основу дипломной работы положено представление о том, что эффективность экологического воспитания младших школьников достигается при ряде условий:

   1) обогащение образовательного процесса  идеями принципа природосообразности;

   2) реализация личностно-ориентированных  технологий;

   3) реализация регионального компонента  содержания образования, учет  местных, природосообразных особенностей  воспитательной работы.

   Для решения поставленных задач и  проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально конструируемых педагогических ситуаций.

   Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом  исследования является опытная работа. 
 

   Этапы исследования:

   1. Теоретический (сентябрь 2004 г. – сентябрь 2005 г.): анализ психолого-педагогической литературы, составление плана дипломной работы и определение основных параметров педагогического исследования, написание 1 главы.

   2. Экспериментальный (сентябрь 2005 г. – февраль 2006 г.): проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.

   3. Обобщающий (февраль – сентябрь 2006 г.): анализ, сравнение полученных результатов, литературное оформление дипломной работы.

   Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам.

   Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении, на научно-практических конференциях, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики студентов и др.

   Практическая  значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе, системе дошкольного воспитания и в системе дополнительного образования.

   Экспериментальная база 2 класс Алабугинской основной общеобразовательной школы, Каргатского района.

   Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух главах, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 

ГЛАВА 1

   ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ 
 
 

   1.1. Философско-педагогическое  воззрение на экологическое воспитание 
 

   В «Концепции экологической безопасности России» понятие «экологическая безопасность» трактуется как состояние  защищенности личности, общества, государства  и окружающей природной среды  от реальных или потенциальных угроз антропогенного или естественного происхождения, воздействующих на биосферу. На наш взгляд, такая трактовка подразумевает обращение к проблеме личности. Это имеет принципиальное значение, так как в наше время достаточно распространен взгляд, при котором глобальные проблемы рассматриваются лишь как результат взаимовлияния экономики и техники, а человек – как жертва их развития. И все же сегодня уже довольно многие специалисты в области экологии сходятся во мнении, что судьба мира в конечном счете зависит от человека, его личностных качеств, ценностных ориентаций, отношения к природе и способа поведения в ней. По утверждению Н. Ф. Реймерса, смысл закона ноосферы состоит в том, что люди будут управлять не природой, а прежде всего собой.

   Однако, в то время как деятельность человека вносит все более глубокие изменения в окружающий мир, он сам не успевает адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни.

   Для изменения сложившейся ситуации необходимо признать первоочередность вопроса воспитания человека, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, при этом, не подрывая основ жизни и развития других живых существ и следующих поколений людей. Речь идет о человеке, имеющем активную жизненную позицию в отношении самоподдерживающего развития цивилизации. Мы считаем, что указанные качества характеризуют личность, компетентную в вопросах, как собственной безопасности, так и окружающей среды. Формирование такой личности мы рассматриваем в качестве приоритетного направления современного образования. [11]

   Воспитание  экологически безопасной личности нельзя понимать упрощенно, рассматривать  его лишь как набор отдельных  методик, направленных на формирование конкретных личностных качеств, в этом процессе необходимо опираться на живительные  источники многообразной человеческой культуры. И особая роль, несомненно, должна быть отведена культуре отечественной, этической, поскольку каждая нация имеет собственную оригинальную концепцию воспитания, отражающего особенности жизни и менталитета.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников