Экологическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.

3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15

1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

дипомная работа.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

   Сегодня важно донести до сознания воспитанников, что каждый человек связан с природой незримой нитью и находится в  полной зависимости от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее гармонии, ритму, симметрии, целесообразности и т.п., чтобы они понимали: мы все – существа природообязанные. Окружающий мир для людей – объект постоянной заботы, и за его благополучие каждый несет персональную ответственность.

   В привитии учащимся культуры взаимопониманий  с окружающим миром, основанных на экологических  императивах, заглавная роль принадлежит  воспитанию, которое, оказывая поддержку  личности в ее духовно-нравственном строительстве и помощь в гармонизации отношений с окружающим миром, во многом определяет перспективы социокультурного развития.

   Экологическое воспитание не может рассматриваться  вне социокультурного аспекта, ибо  характер взаимодействия человека с  окружающей его природной и социальной средой всегда отражает тот тип культуры, носителем которой он является. Культура – это та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежат смыслообразующие ценности.

   Главная функция воспитания состоит в передаче молодым людям культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в формировании культурного опыта каждого, что в экологическом смысле «наращивается» личностью в процессе ее взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной) на когнитивном, чувственно-эмоциональном и нормативном уровнях.

   Как это ни парадоксально, но надвигающаяся  экологическая катастрофа стала  мобилизующим стимулом, подвигнувшим общество на изменение глубинных  оснований общения человека со средой обитания. Феномен «культурность», ее общий уровень многие специалисты в области социальных наук трактуют с позиций таких проявлений, как отношение человека к природе, к другим людям и самому себе.

   В триаде «природа – человек –  общество» культура выступает интегрирующим началом. Главные ее составляющие (религия и искусство) – это и есть надежные основы духовной жизнедеятельности человека.

   Согласно  учению о социокультурной динамике (Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Г. Спенсер, О. Шпенглер и др.), интеллектуальная деятельность направлена на познание законов природы и общества, а материальная – на воспроизводство в целом и оптимизацию производственных отношений. Духовное же начало отражает отношение людей к идеалам и ценностям: истине, добру, красоте. Развитие жизнедеятельности общества связывается со сменой этих приоритетов. Однако, по единодушному признанию ученых, духовные проявления нуждаются в специальной поддержке, ибо чаще всего отстают в соревновании с другими показателями содержания воспитания.

   Рассматривая  экологическую культуру как результат  воспитания, нельзя сводить ее только к чисто внешним воздействиям. Человека, наделенного экологической  культурой, отличает умение достигать  гармонии не только с внешним, но и  с внутренним миром. Отсюда сущность экологического воспитания видится в развитии личности как субъекта культуры (интеллектуальной, чувственной, этической) во взаимоотношениях с природой, другими людьми путем рефлексии своего внутреннего мира. С этих позиций смысловое значение экологии не исчерпывается лишь биологическим знанием, а понимается как синтез знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной.

   Поскольку цикличность, свойственная социокультурному развитию общества, присуща и человеку по мере его восхождения к личности через раскрытие его связей с природой и социумом, то феноменологию экологического воспитания можно представить в виде цепочки: природа в человеке – человек в обществе – личность в природе.

   Исследуя проблемы экологического воспитания как социокультурного феномена, мы пришли к выводу о том, что у большинства школьников культура взаимоотношений с окружающей средой находится на крайне низком уровне: восприятие ими природы ограничивается представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, поэтому полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским отношением к ее богатствам. Экологические знания сами по себе не способствуют развитию экологической культуры, если они не сочетаются с живым контактом детей с природой, эмоционально-эстетическими переживаниями и посильным участием в экофильной деятельности. Согласно данным последних лет, характерным признаком состояния экологической культуры школьников являются преобладающее чувство страха и крайняя скудость духовных интересов.

   Так называемый синдром экологического страха подпитывается еще и тем, что основное содержание экологической  грамотности учащихся составляют знания об отрицательных для природы  и человека результатах деятельности людей. Отсутствие оптимистического прогноза о состоянии природы и жизни человека на Земле формирует и поддерживает в детском сознании настроения безысходности, чрезвычайно затрудняя воспитание у них бережного отношения к природе и разрушая представления о смысле жизни человека на Земле.

   Полагаем, что решение проблемы экологического воспитания невозможно при сохранении ориентиров и ценностей человеческого  существования за счет, главным образом, материальных факторов практической направленности, когда духовности отводится роль феномена, сопутствующего его материальным процессам.

      Духовность – это способность  человека созидать, конструировать  ценности и смыслы жизни. Поэтому-то  процесс приобщения к ней становится  одновременно и средством, позволяющим личности создавать свой особый мир, и результатом этого восхождения к подлинным ценностям.

   Сегодня мы остро нуждаемся в системе  ценностей, которая способна выразить смысложизненные устремления личности и противопоставить прагматизму  и меркантилизму духовные опоры, исключающие негуманное отношение к природе.

   Полагаем. Что коррекция культуры современных  подростков может осуществляться за счет изменения мировоззренческого взгляда на окружающий мир и своего места в нем и усвоения экологической  этики. Механизмом же приобщения детей к новой экологической культуре служит усвоение ценностей добра, самоограничения и созидания.

   Добро – свойство человека, которое по мере культивирования становится его  духовным состоянием, приводящим к  положительным духовным изменениям. Такой человек открыт и терпим к людям, готов всегда прийти на помощь страждущим и проявить великодушие.

   Самоограничение предполагает развитие волевой сферы  личности, стремление противостоять  негативным влияниям, приведение в  действие механизмов самовоспитания. Созидание отражает желание человека изменить что-либо в лучшую сторону. Ничто так не облагораживает личность, как дела, приносящие радость и удовлетворение окружающим.

   Новая система ценностей, как показывает опыт приобщения к ней, способна разрушить потребительские стереотипы традиционного мышления с ориентацией на неограниченное господство над природой и в известной мере преодолеть в сознании детей догматические утилитарные установки по отношению к окружающей среде.

   Экологическое воспитание несводимо только к внешним воздействиям; многое зависит от самой личности, ее нравственных установок в достижении гармонии с внешним и внутренним миром, ее готовности к сознательному самоограничению своих потребностей, стремления к добродетели и созиданию.

   Очевидно, педагогическая корректировка нравственных установок возможна. Культура (общая  и собственно экологическая) есть не что иное, как продукт социальной и общественной деятельности людей. Чрезвычайно важно, чтобы весь спектр влияний семьи, учреждений дополнительного образования и культуры, СМИ был сфокусирован на духовно-нравственных приоритетах становления и развития подрастающего человека.

   Таким образом, процессуальная сторона экологического воспитания в контексте социокульурной эволюции заключается в том, чтобы новые экологические ценности стали личностно значимыми на всех возрастных этапах и уровнях развития.

   Уровень экологической воспитанности определяется сформированностью системы естественнонаучных знаний о картине мира для поддержания  устойчивых представлений у учащихся об организации отношений людей с окружающей средой.

   Решение проблемы экологического воспитания в  процессе обучения заключается в  ответе на вопросы: как с помощью  знаний привить такое отношение  ребенка к природе, которое основано на эмпатии и добре? Как побуждать детей к самоограничению?

   Установка на интеллектуальное образование противоречит этому, поскольку в нем большее  внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей ребенка, а не анимационных. Живой душевный опыт у детей весьма незначителен. Весьма ограничена их повседневная психологическая культура, т.е. готовность адаптироваться к различным ситуациям и гибко переходить от одного состояния душевной жизни к другому. Именно переживания способствуют обретению душевного опыта, благодаря которому идет присвоение ценностей.

   Приобщение  детей к экологической культуре происходит тем успешнее, чем большую  нагрузку получают не только слух и  зрение, но и тактильная чувствительность, посредством которой расширяются  каналы ввода информации о биоразнообразии природы. Опыт эмоциональных переживаний позволит детям и подросткам более ответственно и бережно относиться к объектам природы и даст возможность судить о подлинной нравственности в отношении к окружающему их миру.

   Социокультурный опыт взаимодействия с окружающей средой рассматривается в качестве интегративного показателя экологической воспитанности личности, развитости ее экологической культуры. К особенностям развития у современных школьников экокультурных навыков отнесем психологические аспекты мировосприятия, поддержку экологических инициатив гражданского характера, преодоление пессимизма и безысходности в детской среде, созерцание природы и живой контакт с нею, включение в деятельность по улучшению окружающей среды и изменение позиции подростков как временщиков (взять от жизни все – здесь и сейчас!), а также создание условий для реализации потребности у школьников в самопознании.

   Важной  педагогической проблемой становится разработка соответствующих технологий, не только расширяющих знания учащихся об экосистемах и закономерностях их функционирования, но и стимулирующих развитие чувственной сферы у детей, их эмпатической впечатлительности, а также методов, обучающих подростков способам самопознания и включающих их в практическую деятельность экологической направленности. Поскольку восприятие окружающего мира у детей разного возраста имеет свою специфику, то и воспитательные технологии должны совпадать с тем ритмом мироощущения детей, для которых они предназначены.

   Под технологиями экологического воспитания понимается сочетание психолого-педагогических приемов и методов, позволяющее учащемуся  продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни.

   Реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий удастся при соблюдении следующих условий: 1) применение целостного подхода к развитию личности; 2) строгой ориентации на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития; 3) обеспечение преемственности в экологическом воспитании детей от младшего к старшему возрасту; 4) учета региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; 5) повышения общей и собственно экологической культуры учителей.

   Анализ  проблем экологического воспитания в контексте социокультурного развития позволяет сделать вывод о том, что усвоение новой системы ценностей во взаимоотношениях с природой поможет подросткам постичь науку о том, как жить в согласии с природой, самим собой и с другими людьми. Глобальный характер экологического кризиса вывел проблему экологического воспитания на цивилизационный уровень, тем самым обозначив ее приоритетность. Ведь речь идет о спасении земной цивилизации коллективными усилиями.

   Экологическое воспитание – это всеобъемлющий  процесс, затрагивающий практически  все аспекты развития личности подрастающего человека через систему его отношений с природой, социумом, с самим собой. 
 

1.3. Экологические ценности общественного сознания 
 

   Различным аспектам экологической безопасности посвящено достаточно большое количество публикаций как прикладной, узковедомственной направленности, так и анализирующих данную проблему в рамках системы кризиса, характерного для цивилизации в целом. Тревога по поводу настоящих и грядущих экологических бед отражается не только в научных публикациях. Изучение общественного мнения показывает, что в самых широких слоях населения растет озабоченность проблемами окружающей среды. Вместе с тем отмечается отсутствие у человека экологически ориентированных форм поведения и даже, напротив, стремление к активному уничтожению природной среды. Антиэкологические формы поведения человека связываются с преобладанием ценностей технологической цивилизации, базирующейся на императиве неограниченного прогресса и исходящей из парадигмы антропоцентризма. Данный тип цивилизации воспринимает природную среду как условие существования человеческого сообщества и ориентирован на потребление ресурсов природы.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников