Экологическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.

3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15

1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

дипомная работа.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

     Поэтому в организации внеклассной  работы большое место отводится  методике постановки наблюдений. Дети наблюдательны и любознательны  уже по своей природе. Но  это совершенно не означает, что эти качества формируются у них стихийно, без направленной работы со стороны учителя. Вот почему во внеклассной работе должна быть разработана такая же четкая методика, как и в классных занятиях.

   В ходе подготовки и проведения внеклассных  мероприятий открываются широкие возможности для развития у детей самостоятельности и творчества. Учитель, будучи руководителем, должен продумать систему заданий для учащихся, спланировать такие работы, которые требуют самостоятельного творческого решения. Нельзя забывать, что только систематические занятия тем или иным делом помогут выработать у детей самостоятельный подход к делу. Творческое выполнение заданий идет успешно при эмоциональном подъеме детей, а увлечь детей может только интересное и полезное дело. Поэтому от учителя требуется большое усилие в разработке доступных для детей заданий и различных видов работ. Во внеклассной работе на первый план должны выдвигаться внимание к исполнению, поощрение. Все это поднимает творческий дух, сближает детей между собой, активизирует весь процесс выполнения заданий экологической направленности.

   Многообразна  и интересна внеклассная экологическая  работа с младшими школьниками. Помимо экскурсий большую роль в воспитании бережного отношения к природе  имеют походы. Найти уютный уголок, провести в нем целый день и оставить его в таком же состоянии – этому надо учить детей. Готовясь к походу, мы в классе говорим не только о том, как надо вести себя в лесу, но и почему. Почему нельзя шуметь, рвать цветы, ломать ветки, сорить. Обсуждаем, какие ветки и сучья можно использовать для костра, где и как его можно разжечь и т. д.

   Внеклассная экологическая работа очень разнообразна: это увлекательные однодневные  походы и экскурсии в природу, фенологические наблюдения, проведение природоведческих праздников, просмотр видеофильмов на экологическую тематику, чтение природоведческой литературы и многое другое (см. Приложение 12).

   Иными словами, внеклассная экологическая  работа с младшими школьниками занимает важное место в системе экологического воспитания учащихся.

   Итак, кратко осветив значение внеклассной  экологической работы с младшими школьниками, приходим к выводу, что  в экологическом  образовании  нельзя игнорировать и возможности  внеклассной работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 
 

      Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.  

   Критерием сформированности ответственного отношения  к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

   Цель  экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

   образовательных - формирование системы знаний об экологических  проблемах современности и пути их разрешения;

   воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

      Развитие ребенка прекратиться, если будет нарушена взаимосвязанная цепь действий. Нарушение целостности приведет к появлению в деятельности разорванности, а значит бессистемности.

      В развитии ответственного отношения  к природе, формировании нравственной  мотивации ребенка важное значение  имеет процесс обучения. Реальные возможности для решения задач экологического образования в начальных классах имеет как самостоятельный учебный предмет «Природоведение», так и все другие предметы. Первостепенное место занимают вопросы формирования эмоционально-нравственного отношения младшего школьника к природе, развитие эстетических мотивов ее восприятия.

   Проанализировав содержание дисциплин, изучаемых в начальных классах, убеждаемся, что экологическое образование и воспитание младших школьников может осуществляться не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая таит в себе, силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а также экологическому просвещению родителей своих учеников.

   Практика  показала, что не нужно ограничивать себя только классными занятиями  при изучении природы. Нужно непременно использовать разнообразные виды внеклассной  работы, которая способствует решению  основных задач школы. Внеклассная работа, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд способностей, которые определяют взаимосвязь и дополнительность по отношению к классной.

   Иными словами, внеклассная экологическая  работа с младшими школьниками занимает важное место в системе экологического воспитания учащихся.

   Итак, приходим к выводу, что в экологическом  образовании нельзя игнорировать как  образовательным процессом, так и возможностями внеклассной работы.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

   1. Экология - наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

     Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения

   Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

   Таким образом, констатируем, что в конце  XIX – начале XX вв. в отечественной школе стал складываться прогрессивный опыт организации взаимодействия детей с природой и формирования бережного к ней отношения. Причем человек и природные явления воспринимались в русской педагогической и философской традиции как проявления единого начала, равноправные создания Творца.

   Именно  такой подход становится все более  определяющим и в современном  экологическом образовании. Вот  почему философско-педагогическое наследие конца  XIX – начала  XX вв. представляется столь значительным для развития идеи формирования экологически безопасной личности школьника.

   Ответственное отношение к окружающей среде  формируется у человека практически  на протяжении всей его жизни и  особенно интенсивно в школьные годы.

   Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

   Анализ  проблем экологического воспитания в контексте социокультурного развития позволяет сделать вывод о  том, что усвоение новой системы  ценностей во взаимоотношениях с  природой поможет подросткам постичь  науку о том, как жить в согласии с природой, самим собой и другими людьми. Глобальный характер экологического кризиса вывел проблему экологического воспитания на цивилизационный уровень, тем самым, обозначив ее приоритетность. Ведь речь идет о спасении земной цивилизации коллективными усилиями.

   Перед нами должна стоять точная цель: воспитать  высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует  находить более совершенные методы и формы экологического воспитания.

      Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.  

   Критерием сформированности ответственного отношения  к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

      Развитие ребенка прекратиться, если будет нарушена взаимосвязанная цепь действий. Нарушение целостности приведет к появлению в деятельности разорванности, а значит бессистемности.

      В развитии ответственного отношения  к природе, формировании нравственной мотивации ребенка важное значение имеет процесс обучения. Реальные возможности для решения задач экологического образования в начальных классах имеет как самостоятельный учебный предмет «Природоведение», так и все другие предметы. Первостепенное место занимают вопросы формирования эмоционально-нравственного отношения младшего школьника к природе, развитие эстетических мотивов ее восприятия.

   Проанализировав содержание дисциплин, изучаемых в  начальных классах, убеждаемся, что  экологическое образование и воспитание младших школьников может осуществляться не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая таит в себе, силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а также экологическому просвещению родителей своих учеников.

   Практика  показала, что не нужно ограничивать себя только классными занятиями при изучении природы. Нужно непременно использовать разнообразные виды внеклассной работы, которая способствует решению основных задач школы. Внеклассная работа, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд способностей, которые определяют взаимосвязь и дополнительность по отношению к классной.

   Иными словами, внеклассная экологическая  работа с младшими школьниками занимает важное место в системе экологического воспитания учащихся.

   Итак, приходим к выводу, что в экологическом  образовании нельзя игнорировать как образовательным процессом так и возможностями внеклассной работы.

   Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

   Как известно, воспитание тесно связано  с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы  поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников