Экологическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.

3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15

1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

дипомная работа.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

   В каждый урок математики мы включаем хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы. Если в первом классе учитель сам предлагает задачи, то во втором классе дети более активны, они сами с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой.

   Во  время экскурсии мы научили детей  определять приблизительный возраст молодых сосен. У сосен ежегодно вырастает по одному вершинному побегу. Подсчитав число побегов от мутовки до мутовки по всему стволу и прибавив к этому количеству еще число 3, дети определяли возраст сосен. Там же они решали задачи, на сколько одно деревце старше или моложе другого.

   При проведении ряда экскурсий в лес  или парк мы постепенно сообщали детям  различные сведения:

   - о  продолжительности жизни отдельных  пород деревьев;

   - о  высоте отдельных пород деревьев;

   -об  экологической роли леса;

   - об  экологической роли птиц и  насекомых.

   Числовые  данные дети оформляют в виде таблиц и используют для составления  задач.

   Перед решением задач о птицах можно предложить разгадать ребусы (см. Приложение 5).

   Все числовые данные познавательного характера мы накапливаем постепенно, читая книги по разным отраслям знаний, энциклопедические издания, делали для себя выписки и затем использовали их на уроках.

   На  уроках во втором классе решали много задач экологического характера (см. Приложение 6).

   Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать, почему надо поступать в природе именно так, а не по-другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу или парке; рвать цветы; долго стоять у птичьего гнезда и т. п. Для этого мы предлагаем задачи, показывающие, как человек может помочь природе или, наоборот, навредить (см. Приложение 7).

   С удовольствием ученики решают задачи-смекалки и логические задачи, очень нравятся ребятам задачи-шутки (их мы даем в  конце урока для активизации внимания учеников) (см. Приложение 8).

   Решение задач на экологическую тему развивает  у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек –  это тоже часть природы и что  от природы зависит здоровье человека.

   Занятия физической культурой у младших школьников закрепляют их элементарные знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов и здорового образа жизни (рационального питания, движения, закаливания), развивают сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья.

   Формирование  экологических знаний, умений и навыков  связано с развитием чувства  эмоционально-положительного отношения  к природе, ее объектам и явлениям; способности ориентироваться в  окружающей среде и иметь осознанное представление о ее экологических проблемах: охране объектов природы от загрязнения, разрушения и истощения; защите видового многообразия растений и животных; участие в посильной практической деятельности по охране и благоустройству окружающей среды; владения практическими умениями и навыками по укреплению своего здоровья.

   Предметы  гуманитарно-эстетического цикла  могут играть исключительно важную роль в формировании экологической  культуры младших школьников, это  связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок, форм и музыкальных образов (звуков). Это обуславливает определенную специфику познания природы, которая проявляется в художественном освоении природной и социальной действительности, в отображении ее в виде художественных образов. Предметы этого цикла (чтение, изобразительное искусство, музыка и пение) могут способствовать развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, полноценному общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней; содействовать развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и выражению своего личностного отношения к окружающей природной и социальной среде средствами искусства.

   Современная экология – это комплексная наука, изучающая не только связи живых  организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий человека – общества – природы. Поэтому задания по экологии должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные, нормативные и практически- деятельностные аспекты отношений человека к природной и социоприродной среде.

   Очевидно, что многоаспектность проблем комплексной  экологии вызывает необходимость построения учебных заданий с учетом принципов  межпредметности (междисциплинарности) и интеграции. Принцип межпредметности  позволяет согласовывать различные аспекты взаимоотношений с окружающей средой через художественное слово, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки), рисунки, творческую деятельность самих учащихся; принцип интеграции отражает в заданиях идею согласования и объединения различных сторон взаимодействий в единое целое. В сущности, задания, построенные на подобной основе, позволяют так организовать познавательный процесс, что школьники будут чаще вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

   Содержание  учебных заданий можно сгруппировать  вокруг экологических проблем, являющихся основанием для формирования у детей знаний о взаимодействии человека и природы:

   -- защита и сохранение видового  многообразия живых организмов  и мест их обитания как природного  окружения человека;

   -- охрана природной среды от  загрязнения, разрушения и истощения;

   -- забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

   Эти проблемы находят выражение в  основных содержательных линиях заданий  по экологии:

   -- место человека в окружающей  среде: человек – социоприродное  существо;

   -- многообразие объектов и явлений  природного и социального окружения человека;

   -- связи живых организмов с условиями  существования;

   -- связи здоровья человека с  состоянием окружающей среды  и его образа жизни;

   -- труд и поведение человека  в окружающей среде.

   Очевидно, что на этапе начального обучения преобладающую роль будут играть задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (к среде обитания, пищевые, информационные связи и т.п.), поскольку природа и отношения с ней – приоритетный и важнейший предмет изучения в начальной школе. Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. А системное построение заданий позволяет школьнику увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что поможет ребенку открыть для себя многие экологические закономерности.

   Важная  особенность заданий – ориентированность на детей младшего школьного возраста, что достигается учетом их возрастных интересов и особенностей преимущественно наглядно-образного и практически-деятельностного мышления, необходимостью смены различных видов деятельности (школьник играет, рисует, сочиняет, читает, сравнивает, делает выводы, прогнозирует и т.п.). Положительной стороной заданий являются рисунки к ним – они позволят слить воедино слово и образ, представление и понятие, что способствует расширению и закреплению знаний детей о наших соседях по общему дому, вызывает интерес к их жизни, стремление оберегать. Задания привлекут младшего школьника личностным характером вопросов и задач, - он сам должен продумать, оценить, сделать выводы, предвидеть, оказать помощь, если она потребуется. А самое главное, они поставят ребенка  в положение маленького, но настоящего исследователя, открывателя тайн и загадок своего привычного и в то же время необычного природного окружения.

   Определенную  роль в учебных заданиях могут  занимать игровые моменты, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся начальной школы. Приведем примеры некоторых заданий, которые используются в практике как важный способ организации экологической деятельности младших школьников (см. Приложение 9).

   Предмет  интегрированного характера («Природоведение») включает элементы экологических знаний: организм и среда, цепи питания; сезонные изменения в природе, последовательность фенологических явлений; природная  среда и здоровье человека и др.

   Трудовое  обучение способствует расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов (ресурсов) в жизни человека, о разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни отдельного человека и общества в преобразовании природного и социального окружения. Уроки трудового обучения формируют умение рационально и бережно обращаться с предметами и объектами природы и изделиями из них.

   Уроки, направленные на экологическое воспитание отличаются многообразием наглядности, формами организации детей (в бригадах, парами), вариативностью выполняемых работ. Такие уроки эмоционально насыщенны и имеют большое воспитательное значение.

   На  уроках трудового обучения нужно  не только обучать детей приемам  и способам обработки различных  материалов, но и воспитывать чувство гордости, любви к родному краю, а для этого нужно больше знать о нем, уметь оказывать посильную помощь меньшим братьям и бережно относиться к природе.

   Проводили урок по трудовому обучению по теме: «Приемы сгибания и складывания бумаги. Коллективная работа – панно «Птицы на кормушке» (см. Приложение 10).

   Проанализировав содержание дисциплин, изучаемых в  начальных классах, убеждаемся, что  экологическое образование и  воспитание младших школьников может  осуществляться не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая таит в себе, силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а также экологическому просвещению родителей своих учеников.

   Практика  показала, что не нужно ограничивать себя только классными занятиями  при изучении природы. Нужно непременно использовать разнообразные виды внеклассной работы, которая способствует решению основных задач школы. В процессе внеклассного изучения природы выясняются простейшие закономерности, устанавливаются связи и взаимосвязи между живой и неживой природой. Эта работа способствует расширению представлений детей о единстве природы.

   Внеклассная работа, являясь необходимым составным  компонентом учебно-воспитательного  процесса, имеет ряд способностей, которые определяют взаимосвязь  и дополнительность по отношению  к классной:

   - занимательный  характер внеклассной работы  позволяет быстрее увлечь учащихся  природоохранной деятельностью;

   - участие  в коллективных внеклассных мероприятиях  полнее способствует формированию  нравственно-экологических качеств  личности школьника;

   - использование  различных форм внеклассной работы (кружки, утренники, беседы, соревнования, конкурсы, устные журналы, экскурсии,  походы и т. д.)  создает благоприятные  условия для учета индивидуальных  особенностей каждого ученика;

   - добровольность  участия школьников во внеклассных воспитательных мероприятиях позволяет всесторонне учитывать интересы детей, их потребности;

   - внеклассная  работа полнее развивает детское  творчество, изобретательность, воображение;

   - во  внеклассной работе нет ограничений  в выборе нравственно-экологического материала, а в учебном процессе материал ограничен рамками программы.

   Коллективная  и индивидуальная внеклассная воспитательная работа расширяет границы природоохранной  деятельности учащихся.

   В результате систематически проводимой внеклассной нравственно-экологической работы у младших школьников развивается эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы.

   Дети  становятся эмоционально отзывчивыми  не только по отношению друг к другу, но и к природе. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки.

   Учитывая  многосторонние интересы детей к  природе, учитель направляет их. С  этой целью используется общедоступный  метод изучения – наблюдение. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе (см. Приложение 11). Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщать. Во втором классе дети сравнивают времена года, делают выводы об изменениях в жизни людей и животных в связи с изменениями  в природе. Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное.

   Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота детей о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных растениях. Так воспитывается любовь ко всему  живому, гуманное отношение к зеленому другу. Это одна из сторон нравственной красоты человека.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников