Экологическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.

3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15

1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

дипомная работа.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

   Критерием сформированности ответственного отношения  к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

   Цель  экологического воспитания достигается  по мере решения в единстве следующих  задач:

   образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

   воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного  поведения и деятельности, здорового  образа жизни;

   развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),

   нравственного (воли и настойчивости, ответственности). 

       Контрольный эксперимент проводился по завершении формирующего эксперимента. Чтобы проверить уровень экологической воспитанности учащихся проводилось анкетирование учащихся двух классов. Детям были розданы анкеты, подобные тем, какие применялись в констатирующем этапе. Результаты заносились в таблицу .

      Контроль за экспериментом невозможен  без правильно организованных  анализа и оценки важнейшей формы учебного процесса – урока. И чтобы осуществить задачи эксперимента, в экспериментальном классе была применена единая система обучения и воспитания. Сама по себе система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. В данном случае этими частями являются учебные предметы речеведческого содержания: русский язык, литературное чтение, внеклассное чтение, а также на всех других предметах вводились элементы данной проблемы.

      И коли речь пойдет об учебном процессе, основной упор делается на воспитание – именно оно путем систематического воздействия помогает влиять на формирование характера, личности ребенка.

     Для получения результатов эксперимента, были использованы следующие  пути:

   1. Введение 

      2. Работа в данном направлении  на всех уроках.

     3. Знакомство  с  правилами поведения в природе. 
        4. Упор на задания познавательного и творческого характера. 
        5.    Постоянная связь с жизнью, обобщение знаний через внеклассную работу.

      Эти пути представляют собой  сложнейший психолого-педагогический  процесс, акт творчества школьников, к которому предъявляются сотни  различных требований. Анализ и  оценка работы школьников должны  быть основаны на изучении  всей системы обучения и воспитания. Практически бывает очень трудно провести такой комплексный анализ, который охватывал бы все стороны уроков и внеклассной работы и требования к ним. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в системе обучения и воспитания качества, имеющие наибольшее значение для данной темы. 
   Каждый тест представляет собой перечень важнейших качеств (сторон комплексного метода), относящихся к какому-либо его аспекту. Наблюдающему предлагается дать оценку каждого явления, процесса, качеств, результата, отмеченных в перечне. Оцениваются сознание, чувства и деятельность учащихся. Оценка может быть как качественной так и количественной,  соответствует максимальной реализации качества, целей, результатов, минимальное проявление или отсутствие оценивается в 2 – 1 балл. Каждый комплексный критерий, указанный в тесте, может оцениваться либо в отдельности, либо в составе группы близких критериев. Может быть определена общая бальная оценка комплекса по данному аспекту (вычислить средний балл по всем позициям). Это дает возможность сравнить результаты различных  классов: экспериментального  и  контрольного. 
    Для анализа показателей уровня экологической воспитанности учащихся необходимо наблюдать за деятельностью учащихся на   уроках и внеклассных мероприятиях.                                                  

      Данная диагностика призвана обеспечить правильное определение результатов показателей, где можно отследить уровень экологической воспитанности младших школьников.

   Учащиеся  должны совершать последовательно  действия целепонимания, планирования, действия по реализации цели, действия самоконтроля и самооценки, где потом  они оценивают себя по тестам вместе с родителями, а также оценка идет и со стороны учителя. При сложении результатов получают общий  балл  развития. 
   Развитие ребенка прекратиться, если будет нарушена такая взаимосвязанная цепь действий. Нарушение целостности приведет к появлению в деятельности разорванности, а значит бессистемности.

       Выводы.

   Таким образом, анализируя 1,2,3 эксперименты, нами были получены следующие результаты, занесенные в таблице.   

                                                                                                                         

                                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                    Таблица 1

Динамика  диагностики экологической воспитанности учащихся в %

 
   Критерии
Уровни Экспериментальный

   класс

   Контрольный

   класс

   До    После    До После
Когнитивный    в    65    80    60    65
   с    25    15    30    25
   н    10    5    10    10
 
  Эмоционально-мотивацион-

  ный

  
   в    60    75    55    60
   с    30    20    25    25
   н    10    5    20    15
 
   Деятель-

   ностный

   в    70    85    60    75
   с    15    10    20    15
   н    15    5    20    10
 

       Исходя  из результатов данной таблицы, нами были построены  диаграммы, отражающие уровень экологической воспитанности учащихся до начала эксперимента и в конце экспериментальной работы.             
 
 
 
 

   

                                                              
 
 
 
 
 
 
 

                  
               
               
               
               
               
               
               
               
                  
 

   Рис. 1  Диаграмма диагностики экологической  воспитанности  младших школьников по когнитивному критерию 
 
 
 
 
 

          

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рис. 2  Диаграмма диагностики экологической  воспитанности  младших школьников по эмоционально-мотивационному  критерию 
 

                                                      
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рис. 3 Диаграмма диагностики экологической  воспитанности младших школьников по деятельностному критерию. 
 
 

                                                      

          Выводы: исходя из представленных  диаграмм, можно сделать выводы, что ребята из экспериментального  класса показали более высокий  уровень экологической воспитанности,  чем дети из контрольного класса. Следовательно работа по экологическому воспитанию, которая систематически и целенаправленно велась с детьми в течении полугода дала положительные результаты, уровень экологической воспитанности значительно повысился.

   2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках 
 
 

   Исследования  возрастных особенностей детей к  экологическим проблемам, их решению  представляет интерес с точки  зрения изучения структуры и особенностей становления экологического сознания, а также имеет практическое значение для разработки программ экологического образования, направленных на содействие улучшению состояния окружающей среды.

   С этой целью проведен анализ работ, представленных на конкурс детского экологического рисунка (см. Приложение 2).

   Следует отметить, что результаты анализа  рисунков сложнее поддаются обработке и формализации, чем в случае использования вербальных опросников. Тем не менее, интерпретация художественно-изобразительных произведений позволяет получить более полную информацию, учитывая, что изображение и вербальное сообщение тождественны с точки зрения семиотики. Кроме того, создание рисунка как продукта творческой деятельности более адекватно моделирует реальные условия участия в экологической акции, требующего определенных затрат собственных ресурсов, времени и сил.

   При анализе рисунка выявлялись следующие  параметры:

   1. Отображение объектов окружающей  среды: естественных (неживая природа,  растения и животные), искусственных,  созданных человеком (здания и  сооружения, машины, технические устройства), а также самого человека.

   2. Отношение человека к окружающей  его среде: нейтральное «0»  (бездействие), положительное «+»  (забота о растениях и животных, уход за ландшафтом, устранение  последствий экологических бедствий), отрицательное «-» (загрязнение, нанесение ущерба окружающей среде) или отображение соответствующих последствий человеческой деятельности.

   3. «Проблемность» - отображение экологических  проблем, в том числе: местных  (загрязнение воздуха автомобилями, непогашенный костер в лесу, уборка  мусора, подкормка птиц, посадка деревьев и т.п.), региональных (техногенное загрязнение, опустынивание, вырубка лесов и т.п.), глобальных (парниковый эффект, разрушение озонового слоя, сокращение разнообразия в природе, сохранение жизни на Земле и т.п.).

   4. «Решенность» - наличие/отсутствие решения отображенной экологической проблемы, в том числе: конкретно-практические решения (лозунги, призывы, запреты).

   Проанализировав результаты, видно, что интерес к  экологической тематике с возрастом  усиливается, достигая своего максимума  к 9 – 10 годам и снижаясь в старших группах. Это согласуется с возрастной динамикой личностного отношения к природе, которое было исследовано в работах. Следует отметить значительный спад количества работ детей 15 -17 лет. Это можно объяснить снижением доминантности отношения к природе в этом возрасте, а также влиянием объективных условий, в частности, уменьшением времени и других ресурсов, необходимых при работе над рисунком.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников