Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоритическая разработка методологических подходов к формированию экологических понятий при изучении младшими школьниками курса «Человек и мир».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия «Экологическое воспитание» как педагогического явления;
определить возможности курса «Человек и мир» в экологическом воспитании младших школьников;
проследить, как использование экологических понятий в процессе преподавания курса «Человек и мир» формирует у младших школьников основы экологической культуры;
проанализировать учебники и программу по данной теме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Экологическое воспитание учащихся как педагогическая
проблема…………………………………………………………………..6
1.2. Основные условия эффективности экологического
воспитания младших школьников…………………………………….10
1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического
воспитания……………………………………………………………...13
Выводы по первой главе…………………………………………………….27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»….29
2.2. Экологическое воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»...32
2.3. Экологическое воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»….37
Выводы по второй главе…………………………………………………….41


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Курс человек и мир.doc

— 240.50 Кб (Скачать)


Учреждение образования

«Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

 

 

Факультет начального образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В  ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»

 

 

                                                                                    

Работа защищена                                                                   Курсовая работа                   

в комиссии___________________                                        студентки 4 курса

с оценкой ____________________                                        41 группы                                                                  

члены комиссии заочного отделения

_____________________________ Борушко Аллы

_____________________________ Ивановны

_____________________________ Научный руководитель

Соколова Татьяна

Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

                  ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

           1.1. Экологическое воспитание учащихся  как педагогическая 

   проблема…………………………………………………………………..6

1.2. Основные условия  эффективности экологического 

        воспитания младших школьников…………………………………….10

1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического                 

        воспитания……………………………………………………………...13

Выводы по первой главе…………………………………………………….27

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

                   ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ              

                   ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И  МИР»

2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»….29

2.2. Экологическое воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»...32

2.3. Экологическое воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»….37

Выводы по второй главе…………………………………………………….41

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв[12, с.45-46].

Наиболее сложной экологической  проблемой Республики Беларусь являются последствия чернобыльской катастрофы, которая по своей тяжести последствий для населения не имеет равных в списке техногенных и радиационных катастроф. Программа мелиорации Республики Беларусь стала климатической, экономической и природной катастрофой Республики: спрямлены и пересохли многие малые реки и ручьи, обмелели и заросли озёра в зоне мелиорации, высохли уникальные клюквенные болота, резко снизилось биоразнообразие в мелиорированных районах, снизился до критического уровень грунтовых вод.

Массовое использование запрещённых  орудий лова, включая уничтожение  рыбы электротоком, применение взрывчатки привели к обезрыблизанию большинства рек Беларуси, снижению продуктивности озёр и водохранилищ[4, с.33-34].

Перспективы разрешения экологических проблем на всех уровнях (мировом, региональном, локальном) зависят от всеобщей экологической грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной ситуации. Именно она определяет острую необходимость формирования экологического мышления, «экологизации всех наук, всех сфер человеческой деятельности»[7,с.7]. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

В Законе "Об образовании в Республике Беларусь" формирование экологического сознания подрастающего поколения  определено как одна из ведущих целей всей системы обучения. В Концепции образования и воспитания в Беларуси указывается на необходимость повышения экологической направленности обучения и воспитания, формирования у детей навыков ответственного и рационального использования природных ресурсов[24, с.55].

Научные подходы к решению этой проблемы определены Концепцией экологического воспитания школьников в Беларуси. Экологическое воспитание в ней предусматривает развитие экологического мышления школьников, чувства моральной ответственности за сохранение природы, воспитание экологически разумного поведения. В результате формируются экологические убеждения учащихся, в том числе и убеждения в необходимости сохранения здоровья своего и членов общества; убеждения в том, что природа и памятники культуры принадлежат всем; убеждения в том, что охрана сбережений требует всё многообразие ландшафтов и экосистем Земли, генофонд биосферы и, убеждения в своей причастности к ответственности за состояние окружающей среды[25, с.44].

Проблему экологического воспитания рассматривали многие ученые и великие педагоги. Я.А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж.Ж.Руссо определил идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трёх факторов воспитания: природа, люди, общество, И.Г.Песталоцци констатировал, что цель воспитания - это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н.Толстой. К.Д.Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой[3, с.5].

Современные тенденции развития экологического образования показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет модель, при которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой.

Возникло методологическое направление в педагогической науке -экологическая психопедагогика, в  рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, созданию принципов, методов и форм экологического образования.

Объект исследования: содержание курса «Человек и мир».

Предмет исследования: методика работы над основными экологическими понятиями в процессе изучения курса «Человек и мир» в 1-3 классах.

Целью курсовой работы является теоритическая разработка методологических подходов к формированию экологических понятий при изучении младшими школьниками курса «Человек и мир».

Достижение указанной  цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть сущность понятия «Экологическое воспитание» как педагогического явления;
  • определить возможности курса «Человек и мир» в экологическом воспитании младших школьников;
  • проследить, как использование экологических понятий в процессе преподавания курса «Человек и мир» формирует у младших школьников основы экологической культуры;
  • проанализировать учебники и программу по данной теме.

Методы исследования: практическая работа с учебниками, программой, анализ педагогической и учебно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта.

Практическая  значимость заключается в том, что экологическое образование и воспитание является важнейшей задачей содержания курса «Человек и мир», что предусматривает усваение детьми определенных знаний и умений, правильное и осознанное использование их в конкретных жизненных ситуациях, ответственное отношение к природе и своему организму.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Экологическое  воспитание учащихся как педагогическая  проблема

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

А под экологическим воспитанием  понимается формирование у широких  слоев населения высокой экологической  культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

  Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Острота современных экологических  проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды[4, с.44].

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна  признавалась в педагогике одним  из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств[3, с.6].

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

  • объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
  • объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
  • это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Связи между живой  и неживой природой состоит в  том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными  и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет  в материальной и духовной жизни человека[5, с.66].

Целевые установки  учебных предметов  начальной школы обуславливают  необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви  и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края[11, с.23].

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите[7, с.12].

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе[6, с.23].

Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе  создают основу для группировки  и раскрытия как общих, так  и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы[11, с.2].

По мере изучения тем о природе на уроках природоведения и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать[17, с.33].

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»