Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоритическая разработка методологических подходов к формированию экологических понятий при изучении младшими школьниками курса «Человек и мир».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия «Экологическое воспитание» как педагогического явления;
определить возможности курса «Человек и мир» в экологическом воспитании младших школьников;
проследить, как использование экологических понятий в процессе преподавания курса «Человек и мир» формирует у младших школьников основы экологической культуры;
проанализировать учебники и программу по данной теме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Экологическое воспитание учащихся как педагогическая
проблема…………………………………………………………………..6
1.2. Основные условия эффективности экологического
воспитания младших школьников…………………………………….10
1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического
воспитания……………………………………………………………...13
Выводы по первой главе…………………………………………………….27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»….29
2.2. Экологическое воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»...32
2.3. Экологическое воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»….37
Выводы по второй главе…………………………………………………….41


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Курс человек и мир.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей[11, с.12].

Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется  прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы[3, с.11].

Цели этапа – приучение  школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

На материале труда  по уходу за просеками, участие в  уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая учителем, нуждается в системной организации. 

Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием[18, с.6].

Основное внимание уделяется  связи деятельности в природе  с обучением русскому языку и  литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой[1, с.5].

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.

Необходимо усиление экологического воспитания младших  школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

  • Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
  • Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
  • Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

Наконец, другая сторона дела –  красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений[13, с.2].

Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на  вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма  живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.

Очень важно, чтобы учитель  постоянно искал новые, эффективные  приемы обучения и воспитания, целенаправленно  пополняя свои знания о природе[4, с.33].

Школа как центральная  система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе[19, с.33].

 

Выводы по первой главе:

В данной главе я попыталась раскрыть некоторые важные на мой взгляд вопросы экологических основ организации, форм и методов воспитательной работы с младшими школьниками. Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний[12, с.2].

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Конкретное  содержание воспитательного процесса на данном этапе развития личности должно учитывать специфические  для данного периода движущие силы развития ребёнка и формирующиеся особенности его личности. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства[1, с.4].

Для успеха необходимо выполнение следующих условий:

  • планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой;
  • организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования;
  • регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;
  • контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу;
  • изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»

2.1. Экологическое  воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»

«Человек и мир как  учебный предмет имеет большие  возможности для образования и воспитания младших школьников. Образовательные задачи определены содержанием программы по курсу «Человек и мир» в свете требований школьной реформы. Одной из основных задач этого курса является формирование у младших школьников основ экологической культуры. Известно, что человек, обладающий экологической культурой, все виды деятельности в природе подчиняет законам рационального природопользования, заботится о сохранении и улучшении окружающей среды. Состояние окружающей среды позволяет заметить, что нынешнее поколение людей обладает недостаточно высоким уровнем экологической культуры. Поэтому в решении этой задачи уже с 1 класса отводится особая роль.

Разумеется, что экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. В начальной школе речь идет о формировании у младших школьников элементов экологической культуры.

Но чтобы понять, что в природе все взаимосвязано, что природа – величайшая ценность на Земле, учащиеся уже с 1 класса должны получать научно-достоверные фактические знания об окружающих их объектах и явлениях неживой природы.

Отвечая на вопросы «Почему птицы улетают в теплые края?», «Почему одни звери на зиму впадают в спячку, а другие ведут активный образ жизни?», учащиеся убеждаются в том, что в природе все взаимосвязано и что изменения в живой природе являются приспособлением к условиям существования (к изменениям в неживой природе). Таким образом, уже у шестилеток формируются элементы экологических знаний.

Акцентируется внимание на развитии у учащихся представления о том, что человек — неотъемлемая часть природы и общества. Уже с 1 класса закладываются основы знаний о стране, в которой живут дети, ее названии, красоте и неповторимости природы своей Родины, родного уголка, воплощающего в себе живой образ Отечества.

Экологическое воспитание учащихся осуществляется на каждом уроке  и на каждом его этапе. При этом круг рассматриваемых экологических  проблем связан с ценностями младших школьников и носит позитивный и практический характер. Изучение окружающего мира осуществляется непосредственно в нем: почти на каждом уроке можно выделить этап работы вне класса – это экскурсии, целевые прогулки, практические работы, наблюдения и т.д.

Формированию  экологической культуры способствует также уяснение детьми всесторонней ценности природы. Уже в первом классе не следует подчеркивать и ставить на первое место материальную ценность природы, так как практика показала, что выпячивание материальной ценности природы способствует формированию у детей потребительского отношения к ней. Красной нитью через все содержание обучения и воспитания должен проходить гуманистический мотив охраны природы. Следует подчеркивать эстетическую, санитарно-гигиеническую, научно-познавательную ценность природы. При ознакомлении с любым объектом природы внимание детей обращается на его красоту и неповторимость. Ибо именно эстетическое восприятие природы формирует осознание обязанности человека — беречь эту красоту и неповторимость.

Таким образом, при обучении учащихся первых классов по данному курсу учителю следует руководствоваться выводом, сделанным в свое время В.А.Сухомлинским, о том, что первые прикосновения ума и чувства ребенка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми, должны будить у детей самые добрые чувства, ибо доброта — это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому[4, с.22].

К концу учебного года учащиеся 1 классов должны иметь первоначальные представления:

  • о том, что такое природа;
  • о предметах живой и неживой природы;
  • о роли солнца как источника света и тепла, необходимых для жизни живой природы;
  • о животных домашних и диких;
  • о необходимости бережного отношения ко всему живому;
  • о правилах ухода за домашними животными;
  • об ответственности человека за судьбу прирученных им домашних животных (кота, собаки и т.д.);
  • о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений, животных и человека;
  • о необходимости подкормки птиц и зверей зимой и ранней весной.

К концу учебного года учащиеся 1 классов должны уметь:

  • различать несколько видов деревьев (4—5), кустарников (1—2) ближайшего окружения, несколько видов комнатных растений (2-3);
  • различать основные овощи и фрукты;
  • различать несколько видов перелетных и зимующих птиц (3—4), зверей (5—6);
  • наблюдать и перечислять основные изменения, происходящие в неживой природе, жизни растений и животных, в труде людей в различные времена года;
  • объяснять причины необходимых сезонных изменений в природе (доступные пониманию детей);
  • проводить простейшие работы по уходу за комнатными растениями и цветочно-декоративными растениями школьного двора, за домашними животными (котом, собакой);
  • выполнять правила поведения в природе и общественных местах.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»