Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоритическая разработка методологических подходов к формированию экологических понятий при изучении младшими школьниками курса «Человек и мир».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия «Экологическое воспитание» как педагогического явления;
определить возможности курса «Человек и мир» в экологическом воспитании младших школьников;
проследить, как использование экологических понятий в процессе преподавания курса «Человек и мир» формирует у младших школьников основы экологической культуры;
проанализировать учебники и программу по данной теме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Экологическое воспитание учащихся как педагогическая
проблема…………………………………………………………………..6
1.2. Основные условия эффективности экологического
воспитания младших школьников…………………………………….10
1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического
воспитания……………………………………………………………...13
Выводы по первой главе…………………………………………………….27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»….29
2.2. Экологическое воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»...32
2.3. Экологическое воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»….37
Выводы по второй главе…………………………………………………….41


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Курс человек и мир.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

2.2. Экологическое  воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»

Во 2 классе элементарные знания о свойствах воздуха, воды, почвы служат основой для формирования таких понятий, как «растения  и животные — живые организмы», «связь неживой и живой природы», «условия, необходимые для жизни растений и животных» и др[3, с.1].

Цель раздела «Мир растений» -- показать многообразие растительного мира ближайшего окружения, его роль в природе и жизни человека. При знакомстве с разнообразием растительного мира проводится работа по классификации растений на группы пл различным существенным признакам: внешнему строению, использованию человеком и т.п.Школьникам даются такие понятия как: «культурные растения», «дикорастущие растения», «сорняки», «лекарственные растения», «ядовитые растения» и т.д. Формируются конкретные представления о грибах – как особой группе живых организмов, которые бывают съедобные и ядовитые, даются правили их сбора, показывается роль грибов в природе[11, с.4].

При изучении раздела «Мир животных» у школьников формируются элементарные понятия: «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы», «лягушки и жабы», «змеи и ящерицы». Учащиеся получают знания об особенностях внещнего вида и поведения отдельных животных как приспособлениях к условиям жизни и среды обитания.

Знания об образе жизни, питании животных помогут учащимся 2 класса понять, что животные связаны в цепи питания, что в природе нет «вредных» животных, что все животные в природе необходимы. Подчеркивается, что, охраняя одних животных, человек помогает и другим. Например, если охранять лягушек, будет больше аистов, журавлей, которые питаются лягушками.

Материал о том, как  животные заботятся о своих детенышах, будет способствовать формированию у младших школьников доброго, гуманного  отношения ко всему живому, а следовательно, и становлению таких качеств личности, как участливость, доброта, что в дальнейшем проявится и в отношении к людям[11, с.5].

Особое место в системе знаний о растениях и животных занимают знания о их значении в жизни природы и человека. При этом приоритет отдается установлению конкретного значения изучаемых растений и животных в жизни природы, что обеспечивает осознание учащимися того, что в природе нет вредных и полезных живых существ — каждое растение и животное выполняют в природе свою роль, занимают свое место. Исчезновение любого вида приводит к нарушению природного равновесия, обеднению природы. При выяснении значения природного объекта для человека акцент делается на его эстетическое, познавательное, нравственное значение. Это поможет преодолеть утилитарно-практическое отношение младших школьников к природе, формировать чувства восхищения, удивления целесообразностью строения природных объектов, мудростью природы[2, с.2].


Как утверждал В.А.Сухомлинский, именно с удивления начинается формирование более глубокого чувства-любви к природе, лежащего в основе экологического воспитания младших школьников.

Знания о взаимосвязях в природе, о конкретном значении природных объектов являются основой  для осознанного усвоения младшими школьниками знаний о правилах и нормах природоохранного поведения,  природоохранной деятельности.  Следует обратить внимание на то, что большинство правил должно формулироваться в так называемой позитивной форме, т. е. как нужно делать, а не как нельзя. Так, проще сформулировать правила в запретной форме: «Нельзя вытаптывать растения в лесу», «Нельзя сбивать или срывать ядовитые грибы». Но психологически правильнее сформулировать эти правила таким образом, чтобы школьники знали, как надо поступать: «В лесу нужно ходить по тропинкам и дорожкам, чтобы не вытаптывать растения, а весной — их нежные ростки», «Ядовитые грибы нужно оставлять, потому что они служат лекарством для некоторых животных» и т. д.

Сведения о свойствах  воды, воздуха, об окружающем растительном мире используются для дальнейшего развития знаний о здоровом образе жизни (значение чистого воздуха, воды, прогулок и отдыха в лесу и т. д. для здоровья человека)[12, с.33].

В процессе усвоения знаний у учащихся формируется представление о том, что красота человека — это его поступки, отношение к другим людям, природе.

Методический аппарат  учебника «Человек и мир» направлен  на активную деятельность учащихся, предусматривает  организацию непосредственных наблюдений школьников в природе и практическую природоохранную деятельность. Часть вопросов и заданий помещены перед текстами. Они предназначены для выяснения знаний детей по изучаемой теме. Большая часть вопросов и заданий помещена после основного текста. Они составляют две группы. К первой группе относятся вопросы и задания репродуктивного характера. Их цель – осмысление текстов учебного пособия, формирование у школьников конкретных представлений об изучаемых объектах.

Вторая группа — вопросы  и задания продуктивного характера. Цель этих вопросов — выделение существенных признаков изучаемых объектов, установление связей, существующих между различными объектами природы, использование полученных знаний в новых условиях и т. д. Учебный материал подобран так, чтобы младшие школьники не только уяснили связи между различными объектами природы, но и осознали, что нарушение человеком природных связей влечет за собой необратимые последствия для природы и людей. Предлагаемые в учебном пособии ситуативные задачи и упражнения учат второклассников строить свое поведение в природе на основе научно-достоверных знаний и соответствующей оценки возможных последствий негативных поступков человека в отношении к природе, а не путем нравоучений[11, с. 4].

В разделе «Неживая природа  и человек» предлагается описание опытов и практических работ. Ряд опытов демонстрируется учителем. Детям предлагается самомтоятельно сделать вывод после проведенного опыта, а затем прочитать соответствующий вывод в учебном пособии. В заключение читается текст, в котором описывается данный опыт.

Усвоение знаний является основой и средством для формирования соответствующих умений. В учебном  процессе по курсу «Человек и мир» создаются условия для формирования как общеучебных умений (умения работать с учебным пособием, сравнивать, делать выводы, классифицировать, делать умозаключения, умения самоконтроля, самооценки, самоорганизации, совместной работы и т.д.), так и специфических предметных умений: устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязи между живыми существами, описывать и распознавать природные объекты на основе установления отличительных особенностей, видеть и понимать красоту природы и человека, устанавливать последствия вмешательства человека в природное равновесие, анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе, окружающим людям и т. д.

Трансформацию знаний в  умения, как известно, обеспечивает их многократное применение на практике, в новых условиях. Названные сквозные умения формируются на уроках постоянно там, где представляются соответствующие возможности. Таким образом реализуются внутрипредметные и межпредметные связи по умениям[14, с.45].

Здесь можно отметить основные требования к знаниям и  умениям учащихся 2 класса по экологическому воспитанию.

Учащиеся должны знать:

  • что такое природа;
  • признаки живой природы;
  • несколько видов наиболее распространенных дикорастущих и культурных деревьев, кустарников и травянистых растений;
  • несколько видов наиболее распространенных насекомых (2 -3), птиц (3—4) и зверей (5—6) родного края;
  • несколько видов растений и животных (2—3), занесенных в Красную книгу Республики Беларусь;
  • правила поведения в природе (почему нельзя собирать букеты из красивоцветущих растений на лугу, в лесу, ловить цветных бабочек, жаб и т.д.);
  • какое значение для здоровья имеет пребывание на свежем воздухе;
  • значение чистой воды для здоровья человека;

Учащиеся должны уметь:

  • различать (по существенным признакам): живые и неживые предметы природы; несколько видов наиболее распространенных дикорастущих и культурных деревьев (4—5), кустарников (3—4), травянистых растений (2—3), лекарственных и ядовитых растений (2—3) родного края;
  • классифицировать растения и животных на группы по различным  существенным признакам;
  • давать оценку ситуациям различного отношения к природе и выполнять нормы и правила природоохранного поведения;
  • под руководством учителя, воспитателя проводить наблюдения за растениями, животными;
  • участвовать в доступной природоохранной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Экологическое  воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»

 

Изучение курса «Человек и мир» в третьем классе занимает особое  место в системе обществоведческо-природоведческого образования младших школьников В процессе изучения курса получают дальнейшее развитие основные идеи курса: единства и целостности природы (взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов и элементов природы), природы и человека, природы и общества; личной ответственности каждого человека за состояние окружающей среды; разнообразия природы; а также идея здорового образа жизни как главного фактора сохранения здоровья в современных условиях[10, с. 3].

Учебный материал, включенный в учебник «Человек и  мир» 3 класса, предусматривает дальнейшее развитие общеучебных и предметных умений учащихся, позволяющих устанавливать  причинно-следственные связи, прогнозировать последствия вмешательства человека в природные системы, находить правильный вариант поведения в ситуации выбора, оценивать свое поведение, поведение других людей по отношению к природе с нравственных и экологических позиций и т.д.

В процессе изучения курса «Человек и мир» в 3 классе дети получают широкий круг знаний о природе, приобретают важные умения и навыки, необходимые в жизни. Отбор учебного материала строится на системной основе. Изучение курса «Человек и мир» начинается с раздела «Ориентирование на местности». У детей постепенно формируются пространственные представления и понятия, которые затем закрепляются в умениях и навыках. Они знакомятся с формами земной поверхности, горизонтом, линией горизонта, сторонами горизонта, ориентированием, способами ориентирования, глобусом и картой[13, с.33].

В системе формирования этих знаний предусмотрена строгая  логическая последовательность, нарушение  которой может привести к механическому усвоению детьми приобретаемых знаний. Пространственные представления и понятия составляют необходимую основу формирования знаний о природе своего края, а в дальнейшем — о природе нашей Родины.

Природу своего края дети изучают также в строгой логической последовательности, обусловленной объективными природными связями. Во второй части раздела «Моя страна» дети знакомятся с положением Республики Беларусь, с ее поверхностью, изучают формы поверхности Земли, равнины, горы, холмы, низменности и возвышенности. Затем знакомятся с богатствами недр – наиболее распространенными полезными ископаемыми (песком, глиной, гранитом, торфом, нефтью и т.д.), знакомятся с их свойствами и использованием, их охраной.

В процессе знакомства с  формами земной поверхности, водоемами, полезными ископаемыми знания детей  о неживой природе расширяются. У школьников формируются знания о значении тех или иных компонентов природы, мерах по ее охране.

Все эти элементы неживой  природы и их изучение создают  основу для изучения элементов живой  природы: растительного и животного мира Республики Беларусь[23, с.11].

В процессе учения детьми живой природы устанавливаются  связи живой природы с неживой. Природа всесторонне используется человеком, поэтому он должен бережно  относиться к ней, охранять ее богатства.

При изучении раздела "Моя  страна" большое внимание уделяется формированию у младших школьников ведущих экологических понятий: «природное сообщество», «среда обитания», «связь растений и животных с окружающей средой», «природное равновесие» и т. д.

Формирование указанных  экологических понятий поможет школьникам уяснить, что все обитатели леса, болота, водоема связаны друг с другом прямыми и косвенными связями, разрушение которых неизбежно приводит к нарушению природного равновесия. Учащиеся убеждаются в том, как важно знать эти взаимосвязи, чтобы не наносить вред природе[13, с.5].

Получение картографических знаний и умений подготовит третьеклассников к ознакомлению с разнообразием природы Земли. Тема «Разнообразие природы на Земле» изучается в сравнении с природой Республики Беларусь. Это позволит подвести учащихся к выводу о том, что своеобразие природы зависит от географического положения той или иной территории и, в частности, от соотношения тепла и влаги. Знакомство с природой различных территорий Земли позволяет лучше осознать своеобразие природы родного края.

С целью создания условий  для самовыражения личности ребенка, учета его индивидуальных особенностей, развития познавательных процессов в учебнике предусмотрены задания для желающих под рубриками «Для любознательных», «Порассуждай», «Друзьям природы». Немаловажное значение для экологического воспитания имеет рубрика «Друзьям природы», где школьникам предлагается, например, принять участие в благоустройстве источника и его охране, помогать взрослым в очистке леса от мусора и сухих веток, охранять муравейники, сделать кормушку для зимующих птиц и т.д.

Для успешного усвоения программы должны использоваться методы и приемы, способствующие усилению эмоционального восприятия школьниками  учебного материала и вызывающие у них внутреннюю готовность действовать в соответствии со сформулированными экологическими законами. Выполнению этих задач помогут наблюдения за неповторимой красотой природы, анализ повседневной жизни, использование яркого и образного слова литературного произведения, художественных картин, фонохрестоматий, средств музыкального и изобразительного искусства.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»