Экологическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.

3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15

1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

дипомная работа.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

   В результате проведенного эксперимента были сделаны выводы:

   а) проведенная работа способствовала развитию у школьников экологического сознания;

   б) в ходе данной работы ребята участвовали  в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Анашкина, Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах / Е. Н. Анашкина.– Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с. 

      2. Бабакова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т. А. Бабакова.   // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.16 – 20.

      3. Волкова, В. И. Экологическое образование через уроки природоведения  / В. И. Волкова. // Начальная школа. – 1995. - №6. – С.53 – 55.

      4. Гринева, Е. А. Задания экологического содержания / Е. А. Гринева.        // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.43 – 44.

      5. Гусева, Н. Г. Задачи экологического характера / Н. Г. Гусева, Р. Е. Башилова, Н. В. Клюкин.  // Начальная школа. – 1995. - №4. – С. 23 – 24.

      6. Дежникова, Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / С. Н. Дежникова. // Педагогика. – 2002. - №10. – С.51 – 57  

     7.  Дерябо, С. Д.  Феномен субъектного восприятия природных объектов / С. Д. Дерябо. // Вопросы психологии. – 2002. - №1. – С. 45 – 49

    8. Долгачева, В. С. Изучение комнатных растений с младшими школьниками в связи с экологизацией образования / В. С. Долгачева.                 // Начальная школа. – 1996. - №8. – С.44 – 47.

      9. Ердакова, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердакова. // Начальная школа. – 1992. - №11-12. – С.19 – 22.

    10. Ермаков, Д. С.  Экологические проблемы в детских рисунках / Д. С. Ермаков. // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С. 12 – 17

   11. Зятева, Л. А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания / Л. А. Зятева // Педагогика. – 2002. - №7. – С. 32 – 40

    12. Иванова, Т. В. Экологические ценности в общественном сознании / Т. В. Иванова // Вопросы психологии. – 1999. -№3. – С. 83 - 88

     13. Игровая экология. – ЦЭИОК, 1994. – 102 с.

      14. Исаева, Е. В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками / Е. В. Исаева. // Начальная школа. – 1994. - №1. – С.38 – 42.

   15. Кобылянский, В. А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / В. А. Кобылянский // Педагогика. – 2001. - №1. – С. 32 – 41

      16. Козьмин, О. Г. Начальная школа США на современном этапе. Экологическое образование как одно из направлений реформ 80 – 90-х гг.          /  О. Г. Козьмин .  // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.68 – 72.

     17. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 160 с.

      18. Куприна, Н. Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей / Н. Куприна. // Воспитание школьников. – 2005. - №4. – С.30 – 35.

      19. Лавриненко, В. Формирование экологической культуры                           / В. Лавриненко. // Воспитание школьников. – 2004. - №4. – С.43 – 47.

      20. Мельник, Э. Л. Интегрированные уроки при изучении природы                 / Э. Л. Мельник, Л. А. Исаева. // Начальная школа. – 1998. - №5. – С.74 – 79.

      21. Мереминский, А. Фенологические и экологические рассказы-загадки   / А. Мереминский.  // Начальная школа. – 1992. - №4. – С.40 – 43.

      22. Молодцова, З. В. Наблюдай и разгадывай тайны природы / З. В. Молодцова.  – Новосибирск, 2000. – 77 с.

      23. Николаева, С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу / С. Н. Николаева.  // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.6 – 11.

      24. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.    

      25. Павленко, Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Е. С.  Павленко.  // Начальная школа. – 1998. - №5. – С.78 – 80.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

      26. Плешаков, А. А. Изучение темы «Сохраним природу России» в новом курсе природоведения  / А. А. Плешаков. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.24 – 30.

      27. Подосенова, И. П. Задачи по математике на экологическую тему / И. П. Подосенова, Л. В.  Соколова.  // Начальная школа. – 1995. - №4. – С.24 – 29.

      28. Постникова, Е. А. Экологическая направленность сельскохозяйственного труда в начальной школе / Е. А.   Постникова.                // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.30 – 33.

      29. Рыжова, Н. Новый прием экологического обучения / Н. Рыжова.              // Начальная школа. – 1994. - №8. – С. 30 – 36.

      30. Сайдакова, Л. А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему /  Л. А. Сайдакова.  // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40 – 43.

      31. Салеева, Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников  / Л. П. Салеева. // Начальная школа. – 1991. - №4. – С.24 – 27.

      32. Салеева, Л. П. О содержании экологического образования в начальной школе / Л. П. Салеева. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.4 – 6.

      33. Седых, В. И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе / В. И. Седых.  // Начальная школа. – 1995. - №5. – С. 34 – 39.

      34. Симонова, Л. П. Задания по экологии для младших школьников               / Л. П. Симонова. // Начальная школа. – 1998. - №2. – С.42 – 50.

      35. Симонова, Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками / Л. П. Симонова.  // Начальная школа. – 1999. - №5. – С.45 – 50.

      36. Тихонова, А. Е. Дидактические основы построения межпредметных заданий экологического содержания / А. Е Тихонова.  // Начальная школа. – 1988. - №12. – С.38 – 41. 

      37. Тихонова, А. Е. Содержание экологических знаний и умений в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы / А. Е Тихонова. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.20 – 24.

      38. Фомина, С.И. Экологическое воспитание младших школьников на основе средств народной педагогики / С.И Фомина.  // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.11 – 16.

      39. Чаус, Б. Ю. Экологические сказки / Б. Ю.Чаус, З. А.  Чаус. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.44 – 48.

      40. Шимина, А. Н. Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл / А. Н. Шимина. // Педагогика. – 2001. - №1. – С.88 – 90

      41. Шипунова, Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I. / Т. Я Шипунова.– Новосибирск, 1994. – 247 с.

      42. Шипунова, Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть II. / Т. Я Шипунова. – Новосибирск, 1997. – 278 с.

       43. Южакова, Т. П. Воспитание любви к природе на уроках изобразительного искусства / Т. П.  Южакова. // Начальная школа. – 1996. - №5. – С.19 – 21.  
 
 
 
 

   Приложение 1 
 
 
 
 
 
 
 

   Определение уровня экологической  воспитанности учащихся 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Детские рисунки на экологическую  тему 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Фрагмент  урока: «Рисование с  натуры осенних листьев»

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение  4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Фенологические  и экологические  рассказы-загадки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 5 
 
 
 
 
 
 
 

   Ребусы, загадки, кроссворды 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Задачи  экологического характера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задачи, показывающие, как  человек может  помочь природе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задачи-смекалки, логические задачи, задачи-шутки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задания по экологии для младших  школьников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Урок  по трудовому обучению по теме: « Приемы сгибания и складывания  бумаги. Коллективная работа-панно «Птицы на кормушке» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методические  рекомендации по организации  опытно-экспериментальной  работы в начальной  школе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внеклассная экологическая работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этические беседы по экологии с младшими школьниками  под названием 

«В  гостях у природы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творческие  работы детей  
 
 

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников