Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить такого человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, эстетического воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся и система внеклассной работы по химии. 3
1.1. Анализ решения проблемы 3
индивидуальной внеклассной работы. 3
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников. 8
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии.docx

— 49.77 Кб (Скачать)

     В зависимости от содержания, яркости  эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного  наслаждения или отвращения, возвышенные  переживания или ужас, страх или  смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания" (13; 20).

     Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал - представление человека о  совершенной красоте явлений  материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного  мира" (17; 12). То есть, это представление  о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал" (17; 12). Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

     Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое  образование - эстетический вкус. А.И. Буров  определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений" (28; 20). Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства" (7; 56). "Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека" (28; 22). В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

     Общий вывод этого параграфа можно  представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

     Мы  уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности (13; 35). Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

     Нельзя  или, по крайней мере, чрезвычайно  трудно научить юношу, взрослого  человека доверию к людям, если его  в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве  не приобщился к сочувствию, не пережил  детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

     Конечно, течение жизни что-то меняет и  вносит свои коррективы. Но именно в  дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой  всей дальнейшей воспитательной работы.

     Одной из особенностей младшего школьного  возраста является приход ребенка в  школу. У него появляется новый ведущий  вид деятельности - учеба. Главным  человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной  школе учитель - самый главный  человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» (1). Через него дети познают мир, нормы  общественного поведения. Взгляды  учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического  опыта А.С. Макаренко известно, что  общественно значимая цель, перспектива  движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

     Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана  с изменениями, происходящими в  сфере познавательных процессов  школьника.

     Например, формирование эстетических идеалов  у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это  отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме" (13; 55), - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

     Для дошкольного и младшего школьного  возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

     Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими  качествами, являются носителями добра  и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания  маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим  борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения  в той своеобразной форме, которая  позволяет малышам легко и  свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка  не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" (13; 56).

     С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев  отмечает в своей работе, что к  познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к  искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования  просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с  искусством постепенно превращается для  них в потребность.

     Другие  дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать  книгу или посмотреть фильм, они  читают и смотрят их без глубокого  постижения сути, лишь для того, чтобы  иметь о нем общее представление" (13; 164). А бывает, что читают, смотрят  или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов  отношения детей к искусству  помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического  отношения.

     Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве  ребята живут непосредственной, глубоко  эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные  переживания надолго сохраняются  в памяти, нередко превращаются в  мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли" (10; 29).

     Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для  эстетического воспитания, где главную  роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный  фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического  воспитания заложить подлинное мировоззрение  человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

 

     Эстетическое  воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают  на него наиболее сильное воспитательное влияние.

     В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство  помещения, опрятность костюма, форма  личных отношений и общения, условия  труда и развлечений - все это  либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы  вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в  созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом" (13; 76).

     Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных  средств и форм, пробуждающих и  развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние  на эстетическое развитие личности.

     Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской.

     Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).

     А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому  фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я  даже тогда, когда коллектив наш  был очень беден, первым делом  всегда строил оранжерею. И обязательно  розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы" (14; 218). "С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).

     Особое  значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" (4; 14). Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии