Этнохудожественное образование в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.

Содержание

Введение 2
1. Особенности использования элементов народной культуры в учебно-образовательном процессе в начальной школе 3
2. Фольклорная педагогика: задачи и методика работы 6
3. Пример Игры-путешествия «В мир народной культуры». 11
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

контр_этнохудожественное образование в начальной школе.docx

— 47.13 Кб (Скачать)

     2. Традиционная культура и фольклор имеют свою мировоззренческую основу. Отношение педагога к материалу фольклора должно быть не отстранённо-исследовательским, вернее, не только таким, а личностно-заинтересованным. Если педагог найдёт в фольклоре нечто актуальное для себя как личности, то и для его учеников материал приобретёт современные черты.

     3. Любой факт народной культуры, зафиксированный в виде текста (в широком смысле), надо рассматривать с учётом жизненного контекста, в котором он существовал. Например, календарный обряд, кроме «основных» функций (вызывания дождя, увеличения плодородия земли, окликание душ умерших и др.), выполнял и множество других (сопутстсующих, и, чаще всего, неосознаваемых — консолидация членов коллектива, разрешение, разрядка внутригрупповых противоречий, коллективная медитация и др.), в том числе и педагогическую. Однако применение этого текста в педагогической практике – это перенесение его в другой контекст. Успех этого мероприятия возможен лишь при отчётливом осознавании сходства и различия данных контекстов.

     4. Школьники с огромной радостью и энтузиазмом принимают участие в различных видах фольклорной деятельности, если педагогу удалось донести до них внутренний смысл происходящего. Суть последнего можно сформулировать так: педагог владеет ключом к энергии, заключённой в фольклорном тесте. Игра, обряд, миф, пение, пляска имеют символическую природу. Значение символа нельзя однозначно сформулировать, в противном случае его сущестование потеряло бы смысл. Оно постигается интутитивно. Ключом к энергии символа можно овладеть либо в непосредственном контакте с носителем традиции, либо используя аудио и видеозаписи и другие источники информации. Если ключ к энергии найден, то развёртывание фольклорного текста сопровождается интенсивным эмоциональным переживанием. Сам по себе опыт таких переживаний необычайно важен, обогащая личность школьника. Кроме того, положительные эмоции, испытываемые в процессе занятий, могут стать благодатным фоном для усвоения любой сопутствующей информации педагогического характера.

     5. Особая ценность фольклорного  материала в его синкретизме. В фольклоре ничего не существует само по себе, всё связано со всем. Например, обряд – это синтез ритуальных действий, пения, хореографии, возможно – игры. Это специфический способ общения членов коллектива. Это способ их взаимоотношений с природой и Богом. Это способ познания, способ медитации, эмоциональной разрядки, может быть очищения. Обряд имеет свою философию, свою этику, свою эстетику. В обряде используются предметы, имеющие характерный для него символический смысл и художественную форму. Обрядовые песни имеют свои тексты, свои напевы и различаются по манере исполнения. В обрядах, также, как и в других видах фольклорной деятельности, сконцентрирован духовный опыт народа в конкретной, присущей только этому народу форме. Всё это может быть эффективно использовано в целях воспитания и развития. [9]

     Изучение  фольклора своего народа значительно  обогащается при сопоставлении  его с фольклорными традициями других народов. В Латвии это, несомненно, латышский фольклор. Использование латышских параллелей на занятиях по русскому фольклору может оказаться ценным с самых разных точек зрения. Во-первых это познание латышской культуры, национального характера, ментальности и систем ценностей латышей. Кроме того, в латышском фольклоре сохранились архаичные элементы, знание которых помогает понять смысл некоторых образов русского фольклора.

     Изучение  параллелей – это всегда сопоставление  сходных и отличающихся элементов. А в сопоставлении лучше познаётся специфика собственной культуры.

     Конкретные  формы работы.

     1. Игровой урок – урок, на котором школьники учатся играть в народные игры и играют в них. Параллельно с обучением игре педагог следит за взаимоотношениями в коллективе, за особенностями проявления школьников в игровом процессе (общении); производит диагностику отставаний или нарушений в способности к социализации и по возможности осуществляет коррекцию. В процессе игры усваиваются нормы этики общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально эффективного использования времени применяются любые другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание загадок и т. д.

     2. Урок – подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы урока: разучивание календарных песен; обсуждение текстов песен, их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении нравственных проблем современного общества, проблем культурной и природной экологии.[3]

3. Пример Игры-путешествия «В мир народной культуры».

 

     У каждого человека с детства формируются  различные качества, которые помогают работать, общаться друг с другом.

     Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого  отношения в деятельности. Учитывая возрастные особенности детей на каждой ступени, определён доминирующий вид деятельности.

     В школе2 первой ступени доминирует познавательная деятельность в рамках игры-путешествия «В мир народной культуры». В новой социальной ситуации содержание путешествия составляет ценности русской национальной культуры. Учащиеся начальных классов с удовольствием познают в предлагаемой игровой форме обряды, обычаи, традиции своего народа.

     Игра-путешествие  «В мир русской  народной культуры».

     Пояснительная записка.

     В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, методическим объединением начальных  классов школы принято решение  строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры.

     Обоснование выбора.

     Этот  выбор сделан не случайно:

     1. Народная культура – основа  национальной культуры. Поэтому  логично начать знакомство ребёнка  с достижениями общечеловеческой  культуры именно с этих основ.

     2. Мир народной культуры открывает  детям нравственные ценности  русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной  земле.

     3. Народная культура воплощена  в доступных для младших школьников  формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот  красивый и выразительный мир  и поэтому интересен для детей.

     4. Особенно привлекает и то, что  предмет изучения позволяет ребёнку  стать активным участником игры. Он может попробовать себя  в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить,  участвовать в театральных постановках,  разгадывать загадки сказочных  героев – все эти возможности  предоставляет изучение народной  культуры, тем самым, способствуя  всестороннему развитию личности  ребёнка.

     5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной  жизни отношение к русскому  языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают  нам образцы красивой, образной  и поэтической речи.

     6. Изучение народной культуры (особенно  подготовка и участие в театрализованных  праздничных действиях, в работе  мастерских) не только способствует  развитию личности ребёнка, но  и формирует навыки межличностного  общения, помогает классному руководителю  вести работу по сплочению  классного коллектива, вовлекать  в воспитательный процесс родителей.

     Таким образом, включение ценностей и  традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших  школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:

     — развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического  потенциала личности ребёнка;

     — воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

     — сплочение классного коллектива;

     — органичное включение родителей  в воспитательный процесс;

     — использование в работе разнообразных  доступных и интересных детям  форм и методов работы.

     Изучение  традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется  в форме игры-путешествия «В мир  русской народной культуры».

       Содержание игры-путешествия.

     Взяв  за основу содержания игры-путешествия  факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение  в народоведение», в котором привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, постепенное усложнение материала, а также возможность  связать учебную и внеклассную  деятельность посредством уроков труда, музыки, ИЗО, ОЗМ, истории определили цель, задачи.

     Цель  игры-путешествия:

     Ввести  детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими  нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).

     Задачи  игры-путешествия:

     — создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

     — развитие любознательности и познавательного  интереса учащихся;

     — воспитание у детей уважительного  и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

     — создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

     Предмет изучения в ходе игры-путешествия:

     Народные  детские игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.

     Структура игры-путешествия:

     Игра-путешествие  рассчитана на четыре года. В течение  их дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём. Каждая параллель  имеет свой сюжет путешествия.

     Краткое  изложение.

     1-й  класс. Программа «Зачин дело красит». (Приложение 1 стр. 22)

     Сюжет года «Где жить – тем и слыть».

     Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребёнка в круг проблем  последующих трёх лет игры-путешествия: человек и природа; человек и  семья; человек и родная земля. Через  знакомство с народной культурой  постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.

     2-й  класс. Программа «Человек и природа».

     Сюжет года «Вслед за солнышком живём».

     Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших  предков об окружающем мире, воплощённые  в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

     3-й  класс. Программа «Человек и его семья».

     Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».

     1-й  раздел: Мир крестьянского дома. Дом и мир.

     Знакомство  с устройством крестьянского  дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

     2-й  раздел: Жизнь человека в доме  и мире.

     Родовое дерево семьи (Приложение 3 стр. 42).

     В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

     4-й  класс. Программа «Человек и история его народа».

     Сюжет года «Велика святорусская земля».

     1-й  раздел: «В каждом посаде в  своём наряде».

     Многообразие  культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения –  народный костюм и песня.

     2-й  раздел: «Не продажное, а заветное».

     Образ русского человека через историю  его семьи.

     3-й  раздел: «Откуда Русская земля  стала и есть…»

Информация о работе Этнохудожественное образование в начальной школе