Работа над текстом описанием, в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время общепризнана целесообразность изучения в начальных классах всех уровней языка в их взаимосвязи. Теоретической основой такого подхода есть положение о том, что язык – это целостная система, и осознанное овладение им как средством коммуникации возможно лишь при условии комплексного использования его лексического состава, знаний по грамматике (морфологии и синтаксису), словообразования, фонетики, орфоэпии, а в письменной речи – еще и по орфографии и пунктуации [6].

Содержание

Введение:…………………………………………………………………………3
Глава I Текст как дидактическая единица……………………………………..7
1.1. Текст основные признаки текста………………………………………….7
1.2. Принципы отбора текстов для младших школьников……………………8
1.3. Анализ требований ФГОС по формированию текстовых умений………10
Выводы по первой главе………………………………………………………. 12
Глава №2 Функционально-смысловой тип текста. Описания……………….13
Описание как тип текста…………………………………………………13
Методика работы над описанием на уроках русского языка………….14
-описание в учебниках по русскому языку…………………………….27
- - изложение описание
сочинение описание……………………………………………………27
……………………………………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………..30
Заключение:……………………………………………………………………..31
Библиографический список источников и литературы………………………32
Приложение:
Разработки уроков с УУД…………………………………………...1
Детские работы:
- изложение.
- сочинение.
3. Анализ детских работ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа над текстом.docx

— 82.51 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «Омский  государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии детства

Начального дошкольного  и специального образования.

 

 

 

 

                                                           Курсовая работа

           На тему:  Работа над текстом описанием,

                              в начальной школе.

 

 

 

                                                                            

 

 

                                                                   Студентки 4 курса, гр.

                                                                              Фроловой  Марина Михайловна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                              Научный руководитель:

                                                                              доц.Озерова.И.Н.

 

 

 

                                                    2013г

                                   Содержание 

Введение:…………………………………………………………………………3

Глава I  Текст как дидактическая единица……………………………………..7

1.1.   Текст основные  признаки текста………………………………………….7

1.2.  Принципы отбора  текстов для младших школьников……………………8

1.3. Анализ требований  ФГОС по формированию текстовых  умений………10

Выводы по первой главе………………………………………………………. 12

Глава №2 Функционально-смысловой тип текста. Описания……………….13

    1. Описание как тип текста…………………………………………………13
    2. Методика работы над описанием на уроках русского языка………….14

-описание в учебниках  по русскому языку…………………………….27

- - изложение описание

сочинение описание……………………………………………………27

……………………………………………………29

Выводы по второй главе………………………………………………………..30

Заключение:……………………………………………………………………..31

Библиографический список источников и литературы………………………32

Приложение:

    1. Разработки уроков с  УУД…………………………………………...1
    2. Детские работы:

- изложение.

- сочинение.

         3. Анализ детских работ

 

 

 

 

                              

 

Введение

В настоящее время общепризнана целесообразность изучения в начальных классах всех уровней языка в их взаимосвязи. Теоретической основой такого подхода есть положение о том, что язык – это целостная система, и осознанное овладение им как средством коммуникации возможно лишь при условии комплексного использования его лексического состава, знаний по грамматике (морфологии и синтаксису), словообразования, фонетики, орфоэпии, а в письменной речи – еще и по орфографии и пунктуации [6].

С первых шагов школьного  обучения языку перед учителями  ставится задача формирования у учащихся речевых умений в области связного монологического высказывания. Это  обусловило необходимость обучения языку как средству формирования и выражения мысли, что возможно только при условии комплексного усвоения всех уровней языковой системы. Последнее осуществимо только, если единицей обучения становится текст. Овладение  языком предполагает овладение умением  свободно осуществлять речевое общение, т. е. умением порождать и воспринимать текст. Следовательно, обучение языку в школе, должно быть в той или иной степени подчинено решению задачи - научить школьников полноценному общению. Это не только важнейшая учебная задача, но и социальная проблема [6].

Текст это явление речевого характера. По И. Р. Гальперину: "Текст –произведение речетворческого процесса [4, с. 18].

В лингвистике изучаются  не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных  предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких  единиц является текст.

Текст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.

Тема - это  обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии).

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Таким образом, текст создается  для реализации целей общения  и всегда связан с актом коммуникации [6, с. 164]. В то же время текст есть единица языка, его высшее уровневое  понятие после звуков речи (фонем), морфем, слов, словосочетаний и предложений. Текст — это моделируемая единица  языка [9, с.11].

  Возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся , их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Содержание опыта работы по теме «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

Наиболее эффективной  формой в данном направлении я  считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий  развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения  качества речи.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей  речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст  реализуются все цели обучения в  их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

 

Актуальность  и обоснование выбора темы.

  Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.

  Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

 По мнению известного  лингвиста и психолога А.А.  Леонтьева, для полноценного общения  человек должен располагать целым  рядом умений: быстро и правильно  ориентироваться в условиях общения,  уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти  адекватные средства выражения  мысли и обеспечить обратную  связь. /14/.

 Поэтому формирование  умений связно изложить мысли  в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать  написанное, умение цивилизованно  высказать мнение по обсуждаемому  вопросу, быть тактичным и убедительным  в дискуссии - одно из самых  важных направлений в развитии  речемыслительной деятельности  учащихся.

 Практика показывает, что уроки русского языка и  литературы не относятся к  числу любимых, у учащихся очень  часто отсутствует коммуникативная  мотивация, что мешает осуществить  обучение языку как средству  общения.

 

 

Объект  исследования: Методика работы над разными видами текста описания, на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования:  Работа над текстом описанием, в начальной школе.

Цель : описать методику работы над текстом-описанием на уроках по русскому языку в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

проанализировать значение и свойства изучаемого текста, в котором и проявляются все его компоненты и характеристики, а также его тексто-образующие функции.

Гипотеза: Учить школьников  полноценному общению. Ведь овладение языком предполагает овладение умением свободно осуществлять речевое общение, т. е. умение порождать и воспринимать текст. Внедрять  на уроках русского языка различные формы и методы  работы с текстом, способствующие  развитию речи учащихся.

Задачи: Таким образом, обратившись к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, мы определили актуальность работы по формированию у детей умения создавать письменные тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение). В связи с этим основные задачи для учителей начальной школы можно сформулировать так:

1) формировать умение создавать письменные тексты различных типов на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления;

2) системно обучать созданию письменных текстов с учётом особенностей восприятия и порождения текстов разных типов.

3) подбор тематического текстового материала,

4) разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

Методы:

1.Теоритический.

2.Эмперический.

Практическая  значимость:

Единство предмета речи —  это тема высказывания. Тема — это  смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

Этапы исследования:

База исследования:

Выборка:

Структура работы: введение, основная часть, заключение, библиографический список источников и литературы.

Основная часть в свою очередь состоит из двух глав с  тремя параграфами в первой главе  и двумя параграфами во второй главе и выводами после каждой главы.

Библиографический список включает 40  источников и литературы . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 

Текст как дидактическая  единица. 

    1. Основные признаки текста

Текстовый подход предполагает, что основной дидактической единицей является текст, с помощью работы над которым создается искусственная  речевая среда. При подходе к  тексту как средству создания на уроках русского языка развивающей речевой  среды особую важность приобретают  критерии отбора текстов и заданий  к ним. Такими критериями являются информативность  текста, целесообразность, правильность употребленных языковых средств, насыщенность изобразительно-выразительными средствами языка, возможность осуществления  анализа использованных в тексте языковых средств, воспитательная направленность текста. Отобранные на основе данных критериев  тексты используются для сравнения, сопоставления и выявления особенностей использования языковых средств в текстах различных стилей и типов речи.

Основными признаками текста являются:

1)цельность,  которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.

2)  связность, проявляющаяся,  во-первых, в расположении предложений  в такой последовательности, которая  отражает  логику  развития   мысли   (смысловая  связность); во-вторых, в определённой структурной  организованности, которая оформляется  с помощью лексических и грамматических  средств языка;

3)  завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

Текст состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку  текст можно расчленить на самостоятельные  предложения, а части предложения  сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

Главный тезис — текст  состоит из двух или нескольких предложений.

Смысловая цельность текста 

В смысловой цельности  текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и  внутренний мир, предметы неживой природы  и т. д.).

Единство предмета речи —  это тема высказывания. Тема — это  смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

Понятие «содержание высказывания»  связано с категорией информативности  речи и присуще только тексту. Оно  сообщает читателю индивидуально-авторское  понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают  ему смысловую цельность.

В большом тексте ведущая  тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности  текста является возможность подобрать  к нему заголовок, отражающий его  содержание.

Таким образом, из смысловой  цельности текста вытекают следующие  признаки текста:

Текст — это высказывание на определённую тему;

В тексте реализуется замысел  говорящего, основная мысль;

Текст любого размера —  это относительно автономное (законченное) высказывание;

Предложения логически связаны  между собой.

К тексту можно подобрать  заголовок;

Правильно оформленный текст  обычно имеет начало и конец.

 

 

1.2 Принципы отбора текстов для младших школьников

В  работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная  работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.

Информация о работе Работа над текстом описанием, в начальной школе