Работа над текстом описанием, в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время общепризнана целесообразность изучения в начальных классах всех уровней языка в их взаимосвязи. Теоретической основой такого подхода есть положение о том, что язык – это целостная система, и осознанное овладение им как средством коммуникации возможно лишь при условии комплексного использования его лексического состава, знаний по грамматике (морфологии и синтаксису), словообразования, фонетики, орфоэпии, а в письменной речи – еще и по орфографии и пунктуации [6].

Содержание

Введение:…………………………………………………………………………3
Глава I Текст как дидактическая единица……………………………………..7
1.1. Текст основные признаки текста………………………………………….7
1.2. Принципы отбора текстов для младших школьников……………………8
1.3. Анализ требований ФГОС по формированию текстовых умений………10
Выводы по первой главе………………………………………………………. 12
Глава №2 Функционально-смысловой тип текста. Описания……………….13
Описание как тип текста…………………………………………………13
Методика работы над описанием на уроках русского языка………….14
-описание в учебниках по русскому языку…………………………….27
- - изложение описание
сочинение описание……………………………………………………27
……………………………………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………..30
Заключение:……………………………………………………………………..31
Библиографический список источников и литературы………………………32
Приложение:
Разработки уроков с УУД…………………………………………...1
Детские работы:
- изложение.
- сочинение.
3. Анализ детских работ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа над текстом.docx

— 82.51 Кб (Скачать)

Успешность формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе текстового подхода к обучению русскому языку определяют следующие  педагогические условия:

- опора на обще дидактические  принципы (учет возрастных и психологических  особенностей учащихся, научности,  доступности, систематичности и  последовательности);

- специфические принципы  методики русского языка (взаимосвязь  в изучении грамматики и стилистики, обусловленность основного направления  в преподавании родного языка  его коммуникативной функцией) и  стилистический принцип коммуникативной  целесообразности речи, что обеспечивает  единый процесс обучения языку  и развития речи учащихся;

- разработка и внедрение  в учебный процесс школы методики  обучения тексту как средства  формирования  коммуникативной компетенции  учащихся, предполагающей систематическое  проведение  грамматико-стилистической  работы, содержанием которой является  сообщение учащимся основных  и дополнительных теоретических  сведений о типологической структуре,  композиционной форме и языковых  средствах текста и выполнение  различных грамматико-стилистических  упражнений на основе текста, типа описания, повествования и  рассуждения; 

- использование в работе  над текстом когнитивного, коммуникативного  и деятельностного  критериев при оценке знаний, умений и навыков учащихся как показателей уровня (высокого, среднего, низкого) сформированности коммуникативной компетенции школьников;

Итак, текст является ключевой единицей как языка в целом, так  и речи, благодаря чему он рассматривается  как дидактическая и коммуникативная  единица. В процессе реализации текстового подхода учащиеся получают не только сведения о тексте, его признаках, типах и стилях речи, но и работают над формированием определенных коммуникативных умений и навыков, что лежит в основе становления  языковой личности учащегося.

Примерный план анализа текста любого типа речи:  

1. Выразительное чтение  текста.

2. Словарная работа.

3. Тема текста.

4. Идея текста.

5. Тип текста.

6. Стиль текста.

7. Выразительные средства  речи и их роль.

 На основе образцовых  текстов можно проводить и  самодиктанты..

 Ребята должны непроизвольно  запоминать такие тексты, уметь  легко их воспроизводить. Тексты  для самодиктантов – это отрывки из произведений писателей, которые читаются на уроках литературного чтения, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

 Еще более стимулируют  коммуникативно-познавательную деятельность  учащихся диктанты с изменением  текста (творческие, свободные, восстановленные,  диктанты по аналогии, диктанты  с продолжением).

Применение диктантов  развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке  материала.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов  – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для  развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Интеллектуально-речевое  развитие обеспечивается такими методическими  средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических  упражнений.

 

1.3 Анализ требований  ФГОС по формированию текстовых  умений.

На основе требований к  результатам освоения основной общеобразовательной  программы начального общего образования  разрабатываются образовательные  программы для начальной школы.

Приведем требования наиболее распространенных общеобразовательных программ к текстовым умениям младших школьников.

По программе  Школа России предусмотрено усвоение учащимися следующих понятий:

·текст;

·признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность);

·типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

·предложение и текст [28].

В программе Школа 2100 обозначено, какие знания о тексте, умения и  навыки работы с ним должны получить учащиеся к концу каждого года обучения. В 4-м классе продолжается развитие речевых умений, полученных в 1-м, 2-м и 3-м классах: понятие  о тексте, анализ текста, понятие  абзаца [29].

В программе  Л. В. Занкова отмечается большое значение развития речи учащихся на всех этапах обучения. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения и изложения [16].

По программе  Перспектива текст рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности [30]. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстах. В 3-4 классах полученные текстовые умения закрепляются и углубляются. Учащиеся ориентируются в речевой ситуации (кто говорит, кому говорит, что говорит). Особое внимание детей привлекается к смысловой стороне речи, к различным формам ее выражения, роли вспомогательных (несловесных) форм общения, развивается умение ребенка поддерживать разговор с партнером, проявлять к нему должное внимание и уважение. Учащиеся наблюдают за функционированием языковых единиц (слов и предложений) в речи. Они постепенно приучаются реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с культурными нормами. Обращается внимание на слово как средство художественной выразительности.

В 4 классе учащиеся, пользуясь  моделью речевого общения, осознают такие важные его аспекты, как  ролевые отношения (кто говорит, кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что говорит  и как говорит), размышляют над  целью и мотивами общения (зачем  говорит, почему говорит), используют формулы  речевого этикета в устном общении, фиксируют их в письменной речи. Расширяются представления о диалоге, закрепляются умения составлять рассказы на заданную тему, воспроизводить содержание прочитанного в краткой и полной форме. В 4 классе акцент делается на вопросах совершенствования письменной речи, на написании изложений, сочинений, текстов делового характера. Формируется умение различать научный и художественный текст, находить средства выразительности для создание художественных текстов; при работе с научно-познавательными текстами обращается в. обращается внимание на логичность изложения материала, на точность использования понятий.

Итак, анализ образовательных  программ начальной школы показал, что изучение текста как синтаксической единицы в курсе русского языка  начальной школы, развитие текстовых  умений очень важно для развития речи младших школьников.

 

2.2 Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка

 

Умение работать с текстом - важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще.

Учителя начальных классов  формируют текстовые умения своих  учащихся с помощью проведения таких  видов работы как сочинение и  изложение.

Сочинение - это упражнение о самостоятельном, связном выражение мысли на заданную (или избранную) тему в письменной форме.

Изложение - творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.

Для того, чтобы показать, как учителя начальных классов формируют и развивают текстовые умения своих учеников мы приведем несколько конспектов уроков.

 

Вывод по первой главе:

Ключевой единицей курса  русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается  и как дидактическая единица  в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через  его содержание. Таким образом, правильно  подобранный текст несет в  себе и важную воспитательную функцию.

 Формирование коммуникативной  компетенции посредством работы  с текстом не только помогает  подготовиться , но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Функционально смысловой  тип текста. Описание.

1.1Описание  как тип текста

Теоретические знания о тексте учащиеся получают, начиная со 2 класса, в этом классе объектом изучения стало  само понятие "текст". Языковой компонент  программы предусматривает к  концу 2-го класса такие знания о  тексте, как "Составление текста по опорным словами. Определение основной мысли текста, опорных слов. Озаглавливание текста". К концу года предполагается формирование выбирать узкую и широкую тему из данного перечня тем; соотносить тему с текстом; по опорными словам составлять текст [2, с.27].

Помимо сказанного, программа  начальной школы включает знакомство с текстами разных функциональных стилей, которое начинается с дифференциации основных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. Учащиеся усваивают основные признаки этих текстов как теоретически, так и на практике при изучении соответствующих текстов.

Дети должны усвоить, что  описательные тексты предназначены  для характеристики предметов, лиц, явлений природы и т.п. путем  перечисления их признаков. В зависимости от предмета, который описывается, тексты-описания подразделяются на пейзажные (описание места действия, картины природы, определенной местности) и портретные (описание действующего лица, героя какого-либо произведения).

В повествовательных текстах  дается представление о развитие событий, описываемых в произведении, об их последовательности. На первый план выступает порядок протекания событий, явлений. Каждое предложение в таком  тексте обычно выражает, по словам Л.М. Лосевой "какой-либо этап, стадию в  развитии действия, в движении сюжета в развязке" [7, с. 63].

На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые  типы речи, то есть способы, схемы, словесные  структуры, которые используются в  зависимости от назначения речи и  её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование  и рассуждение. Каждый из указанных  типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Цель создания текста 

Содержание и форма  текста 

Типичные грамматические средства оформления

Тип текста: Описание

1) Перечисление  признаков, свойств, элементов  предмета речи.

2) Указание  на его принадлежность к классу  предметов.

3) Указание  на назначение предмета, способы  и области его функционирования. 

1) Представление  о предмете в целом даётся  в начале или в конце.

2) Детализация  главного проводится с учётом  смысловой значимости деталей.

3) Структура  отдельных частей текста (элементов  описания) аналогична структуре  текста в целом.

4) Используются  приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.

5) Текст легко  свёртывается. Простые и сложные предложения:

а) с прямым порядком слов;

б) составным  именным сказуемым;

в) с глагольными  формами одновременного действия;

г) с глаголами  настоящего времени во вневременном значении;

д) с определительными характеристиками.

1.2 Методика работы над описанием на уроках русского языка .

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание  сочинений разных видов.

 Обучение сочинению  – это актуальный вопрос современности.  Посредством сочинений, учителю  легче окунуться во внутренний  мир ребенка, познать его.

  Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

 Сочинение – это  первые попытки ребенка выразить  окружающий его мир во внутреннем  своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

 Согласно программе  по развитию речи, во всех классах  даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся  элементы описания, а в 3 классе  – элементы рассуждения. Система  работы в каждом классе представлена  как устными рассказами, так и  письменными сочинениями.

 Устные рассказы выделяются  в особый раздел, так как они  проводятся в основном в связи  с чтением, что и определяет  их методику.

 Все сочинения в  начальных классах как устные, так и письменные составляются  по плану. От готовых планов  в первый год обучения дети  подводятся к коллективному составлению  плана сочинения, а затем и  к самостоятельной работе над  ними. Что является важной целью  в обучении выражения своих  мыслей в разных видах сочинений.

 К различным видам  сочинений даются вопросы для  подготовительной беседы. Основная  задача этих вопросов – привести  в систему впечатления и наблюдения  детей, помочь им осознать свой  жизненный опыт, определить отношение  к тем фактам, которые составляют  сюжет рассказа. Если сочинения  проводятся по сюжетным картинам  или экранным пособиям, то даются  вопросы для выяснения их содержания.

 К каждому устному  рассказу и письменному сочинению  даются слова, к ним предлагаются  синонимы, учащиеся их используют  по-своему усмотрению.

Информация о работе Работа над текстом описанием, в начальной школе