Коллективные способы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:57, реферат

Описание работы

Учебная деятельность коллектива по своей природе и представляет собой систему социально-организуемых отношений. Совместная деятельность в коллективе самих учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает владение ими такими действиями, как постановка и выбор целей, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.
Решение исходной проблемы практики образования – включение каждого ребенка в учебный процесс.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. .3
1. Сущность понятия «коллективное обучение»…………………….…..4
2. Основы коллективной деятельности в классе……………………….. .7
3. Функции преподавания при коллективной форме обучения…………8
Заключение……………………………………………………………..….13
Список использованной литературы……………………………………..14

Работа содержит 1 файл

коллективные способы обучения.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

    Главный критерий технологии коллективной формы обучения - все дети учатся! Только с разными темпами и на разных уровнях: одни овладеют только базовым или иными словами стандартным, другие продвинутся на повышенный, а кому-то удастся освоить более высокий уровень. Как считает Венгер А.Л. школьную программу способны освоить практически все дети, только если они не больны. Более способные смогут закончить изучение учебных предметов досрочно, на 1,5-2 года раньше, а другим, возможно, потребуется увеличить срок обучения. Все зависит от природных способностей, состояния здоровья, трудолюбия, интересов и наклонностей. В данной технологии дети не получают неудовлетворительные отметки за невыученный урок. Стимулом к получению знаний является как бы соревнование между учащимися, когда одни дети видят, что их товарищи уходят вперед. Характерно, что в освоении разных предметов ученики могут двигаться с разным темпом. И разные уровни - это нормальное явление при коллективном способе обучения, где главным ориентиром становится не оценка, а качественное усвоение материала. Ученик может прекрасно его изложить, доказать, применить на практике и перейти на более высокий уровень [2, с. 69].

    Посредством сочетания различных организационных  форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

    Можно выделить следующие виды работы в  отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

    На  коллективных учебных занятиях в  разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

    Черных  Г.В. указывает, что при коллективных способах обучения у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

  1. Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;
  2. Разные ученики осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;
  3. Наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная [3, с. 57].

    Коллективные  способы обучения идеально подходят для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.

    Контроль  учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы самостоятельно изучают тему, обучают товарища.

    Давыдов В.В. считает, что практический опыт применения коллективных способов обучения позволяет выделить следующие его преимущества:

  1. В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  2. В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  3. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
  4. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  5. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит обеспечивает более прочное усвоение [4, с. 57].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Среди многих причин, которые в той или  другой степени обуславливают кризисное  состояние образования во всем современном  мире, есть причины, которую обычно не называют, ее как бы «не замечают» или не придают особого значения. Полагают, что образование в школах и других учебно-воспитательных учреждениях можно исправить, улучшить, вывести всю систему образования из кризиса, если увеличить сроки обучения в школах, ввести единый государственный экзамен , государственный образовательный стандарт, обновить и минимализировать содержание образования, подвергнуть решительному сокращению разросшиеся по объему учебные предметы естественно-математического цикла, выделить больше средств на учебники и учебное оборудование, ремонт и строительство школ, на зарплату учителям и обслуживающему персоналу, больше внимания уделять физической культуре и воспитательной работе, ввести «подушевое» финансирование, повысить правовой статус школ и вузов и т.д.

    Вместе  с тем как считает ряд опытных  педагогов необходимо более широко применять новые формы обучения, что в последствии может привести к повышению уровня знаний у учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

    1. Андрианова, Г.А. Творческие уроки [Текст] / Г.А. Андрианова. – М.: Просвещение, 2004. – 136 с.

    2. Венгер, А.Л. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет [Текст] / А.Л. Венгер. – М.: Дрофа, 2005. – 100 с.

    3. Черных, Г.В. Связующая нить. Урок по развитию речи [Текст] / Г.В. Черных. – М.: Легион, 2006. – 98 с.

    4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2004. – 78 с.

    5. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Легион, 2005. – 136 с.

    6. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие [Текст] / В.К. Дьяченко. - М.: Дрофа, 2004. – 99 с.  
 

Информация о работе Коллективные способы обучения