Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………
Средняя группа
| Тема занятия | Содержание | |
| Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» |
Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел». |
| «У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | |
| «Коровушка и бычок» |
Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | |
| «Бычок – черный бочек» |
Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца» | |
| Октябрь | «Приглашаем в гости к нам » | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
| «Гуси – лебеди» |
Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | |
| «Сошью Маше сарафан» |
Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение пготешки «А тари, тари, тари». | |
| «Матрешки» |
Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки». | |
| «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | |
| Ноябрь | «Волшебные спицы» |
Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья) |
| «Лисичка со скалочкой» |
Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» | |
| «Петушок - золотой гребешок» |
Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | |
| «Чудесный сундучок» |
Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. | |
| Декабрь | «Здравствуй зимушка- зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» |
| «Зимовье зверей » | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок» | |
| «Одень зверей» | Занятие
аппликацией по готовым формам. | |
| «Сею,
сею, посеваю,
с Новым годом поздравляю!» |
Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
| Тема занятия | Содержание | |
| Январь | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки
Деда Мороза». Разучивание |
| «Лиса и козел» |
Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел». | |
| «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. | |
| «Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». | |
| Февраль |
«Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» |
| «Русская балалайка » | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. | |
| «Лисичка-сестричка» | Знакомство
со сказкой «Лисичка – | |
| «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины. | |
| Март | «При солнышке - тепло при матушке – добро». | Беседа о маме с включением пословиц и погоаворок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
| «Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | |
| «Пасха» |
Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко» | |
| «Пасхальное яичко» |
Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами. | |
| Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. |
| «Небылица- небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. | |
| «Русская свистулька». | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | |
| «Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. | |
| Май | «Времена года » | Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
| «Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | |
| «Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «»Колобок | |
| «Прощание с избой » | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие. |
Старшая
группа
| Тема занятия | Содержание | |
| Сентябрь | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень» |
| «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | |
| «Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок. | |
| «Хлеб всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. | |
| Октябрь | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о
характерных для октября |
| «Зайчишка-трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» | |
| «У страха глаза велики» | Беседа о
страхе. Знакомство со сказкой
«У страха глаза велики» | |
| «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. | |
| Ноябрь | « Народные приметы » | Знакомство с приметами на ноябрь месяц. |
| «Гончарные мастеровые» | Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» | |
| «Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. | |
| «Крестьянская игрушка» | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. | |
| Декабрь | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» |
| «Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» | |
| «Зимние святки» | Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) | |
| «С новым годом со всем родом» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. |
| Тема занятия | Содержание | |
| Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. |
| «Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» | |
| «Сказка для Кузи» | Самостоятельное рассказывание детьми сказок | |
| Февраль | «Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза» |
| Народная вышивка | Знакомство с народной вышивкой. Обучение детей вышиванию тамбурным швом | |
| «На героя и слава бежит » | Беседа о русских богатырях | |
| «Ой ты, Масленица!» | Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно» | |
| Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
| «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели» | |
| «Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. | |
| Вербное воскресенье | Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище», | |
| Апрель | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. |
| «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | Рассказ
воспитателя о прялке. Знакомство
с Городецкой росписью. Проведение
русской народной игры « | |
| «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях. | |
| «Красна горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. | |
| Май | «Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом» |
| «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». | |
| «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. | |
| Прощание с «избой». |
Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. |
Подготовительная
группа
| Тема занятия | Содержание | |
| Сентябрь | «Восенушка - осень – сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» |
| «Корнеплоды»
проводится 13 сентября в Куприянов день |
Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки. | |
| Семенов
день
(14 сентября) |
Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха» | |
| «Хлеб - всему голова» | Беседа о
старинных способах уборки хлеба.
Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе | |
| Октябрь | «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября |
| Покров (14 октября) |
Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы» «Карусель». | |
| «Посиделки»
27октября (Параскева-льняница) |
Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота» | |
| «Муравьи»
28 октября (Ефимий) |
Познакомить
детей с образом жизни | |
| Ноябрь | «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. |
| Народная игрушка | Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства. | |
| «Где живет перо Жар – птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью | |
| «Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома» | Рассказ о традициях
хохломской росписи
| |
| Декабрь | «Зима – не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь». |
| «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения | |
| «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. | |
| Снегурочка – внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». | |
| Январь | «Пришла Коляда на кануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок. |
| «Зимние узоры» | Знакомство
с творчеством вологодских | |
| «Гжель прекрасна» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. |