Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59
Экспериментальная группа
Таблица 6
| Имя ребенка | чайник | пальто | рукавицы | шорты | миска | шапка | платье | Сумма |
| Рома К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
| Аня Ш. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
| Даша Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 13 |
| Максим Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
| Алия И. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 |
| Раиль А. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 11 |
| Никита К. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 3 |
| Алмаз С. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 11 |
| Рауль Х. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 |
| Саша Т. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 |
Критерий - точность воспроизведения:
Идентичное изображение – 2 балла;
Схожее с общим силуэтом – 1 балл;
Совершенно другое изображение – 0 баллов.
Уровни:
Высокий уровень развития – 12 - 14 баллов;
Средний уровень развития – 6 - 11 баллов;
Низкий уровень
развития – 0 - 5 баллов.
Методика «Запомни фигуры»
Контрольная группа
Таблица 7
| Имя
ребенка
|
фигуры | Количество фигур | Время
(сек.) | ||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
| Ильшат Г. | + | + | + | + | + | + | 6 | 55 | |||
| Раиль Д. | + | + | + | + | + | 5 | 75 | ||||
| Ваня Ж. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 | 55 | |
| Ислам З. | + | + | 2 | 90 | |||||||
| Артем К. | + | + | + | + | + | + | 6 | 75 | |||
| Ильнар К. | + | + | + | + | + | 5 | 75 | ||||
| Артем О. | + | + | + | 3 | 90 | ||||||
| Наташа С. | + | + | + | + | + | + | + | 7 | 55 | ||
| Даша Х. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 | 55 | |
| Гульнара И. | + | + | + | + | + | 3 | 90 | ||||
Экспериментальная группа
Таблица 8
| Имя
ребенка
|
фигуры | Количество фигур | Время
(сек.) | ||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
| Рома К. | + | + | + | + | + | 5 | 75 | ||||
| Аня Ш. | + | + | + | 3 | 90 | ||||||
| Даша Р. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 | 55 | |
| Максим Б. | + | + | + | + | + | + | + | 7 | 55 | ||
| Алия И. | + | + | + | 3 | 90 | ||||||
| Раиль А. | + | + | + | + | + | 5 | 75 | ||||
| Никита К. | + | + | 2 | 90 | |||||||
| Алмаз С. | + | + | + | + | + | + | + | 7 | 55 | ||
| Рауль Х. | + | + | + | + | + | 5 | 75 | ||||
| Саша Т. | + | + | + | + | + | + | 6 | 75 | |||
Критерии оценки объема кратковременной памяти:
7-9 предметов за 45-55 сек. – 5 баллов;
6-4 предмета за 60-75 сек. – 4-3 балла;
3-0 предмета за 75-90 сек. – 2-0 баллов.
Уровни:
Высокий – 5 баллов;
Средний – 4-3 балла;
Низкий
– 2-0 балла.
Контрольный этап
Модифицированная методика Т.Д. Марцинковской «Методика 10слов»
Контрольная группа
Таблица 9
| Имя
ребенка
|
волк
|
дом
|
шар
|
ноги
|
окно
|
песок
|
гном
|
критерии | сумма
| |
| 1 | 2 | |||||||||
| Ильшат Г. | + | + | + | + | + | + | + | 3 | 3 | 6 |
| Раиль Д. | + | + | + | + | + | 3 | 1 | 4 | ||
| Ваня Ж. | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | ||
| Ислам З | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
| Артем К. | + | + | + | 2 | 2 | 2 | ||||
| Ильнар К. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
| Артем О. | + | 1 | 1 | 2 | ||||||
| Наташа С. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
| Даша Х. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
| Гульнара И. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Экспериментальная группа
Таблица 10
| Имя ребенка | волк
|
дом
|
шар
|
ноги
|
окно
|
песок
|
гном
|
критерии | сумма
| |
| 1 | 2 | |||||||||
| Рома К. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
| Аня Ш | + | 1 | 1 | 2 | ||||||
| Даша Р. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
| Максим Б. | + | + | + | 2 | 2 | 4 | ||||
| Алия И. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
| Раиль А. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
| Никита К. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
| Алмаз С. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
| Рауль Х. | + | + | + | + | 2 | 1 | 3 | |||
| Саша Т. | + | 1 | 1 | 2 | ||||||