Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая (воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
Воспитание в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.

Работа содержит 1 файл

ИсторияПедагогикиВопросыПлюсШпоры.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Высказывания Руссо о воспитании женщин: ее специальное назначение в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют. Естественное воспитание девушки должно отличаться от воспитания юноши, в ней должно быть повиновение, покорность. Несмотря на ряд противоречий идеи Руссо оказали большое влияние па развитие педагогической мысли.

 

22 вопрос. Педагогическая деятельность и теории Песталоцци (1746 - 1827 гг.). Родился в Швейцарии, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и служанка. Образование получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления. В 1769 г. - купил имение, в котором хотел организовать показательную ферму, чтобы научить крестьян рационально вести своё хозяйство. Позже он разорился. В 1774 г. открыл «учреждение для бедных», в котором собрал беспризорников. Обучал детей чтению, письму, счёту, занимался их воспитанием, ремесленники учили их прясть и ткать. Но позже, из-за неудач, он закрыл приют. В 1781-1787 гг. - издаёт социально-педагогический роман: «Лингард и Гертруда». В 1792 г. – получил высокое звание французского гражданина. 1779 год - проводит экспериментальную работу в школах г. Бургдофа. 1805 год - создал большой институт, который вскоре получил мировую известность. 1826 год - написал последнее произведение: «Лебединая песнь». Цель воспитания, по Песталоцци - развитие всех природных сил и способностей человека, это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Содействие  воспитания на ребенка должно находиться и согласии с ею природой. Основной принцип воспитания  согласие с природой. Песталоцци стремится создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка должно начаться с первою дня появления на свет. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, умственное и нравственное образование.

Цель физического воспитания по Песталоцци - развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, основа физического воспитания - естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание проходит в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Нравственность, по мнению Песталоцци, вырабатывается в ребёнке  путём постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье  закладывается основы нравственного поведения ребёнка. Дальнейшее нравственное развитие продолжается в школе. Нравственное поведение у детей формируется благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.Песталоцци тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте. Обучение способствует накоплению учеником запаса знаний, развивает ею умственные способности. Важнейшей основой обучения является наглядность. Обучение должно идти в строгой последовательности, наряду с умением мыслить надо развивать у детей практические навыки. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.

 

27 вопрос. Развитие школы в Русском государстве в 16-17вв.

Нападение манголо–татар  заметно затормозило развитие ,и  на четверть столетия русские земли  неоднократно подвергались опустошительным  набегам. Русь оказалась в культурной изоляции,

Утопала книжная культура. Центрами культуры продолжали оставаться монастыри, они находились в лучших условиях, т.к. церковь была освобождена от повинностей. Существуют школы при церквях и монастырях. Социально- экологическое развитие в 17в. Оказало влияние на рост и распро-е грамоты. В этот период при монастырях и церквях растёт количество начальных школ, появляются множество рукописных книг. Во второй половине 17в. В Москве открываются греко – латинские школы. В 1615г. В Киеве была открыта Киево – братская школа, а позже получила статус Киево- Могилянская академия. Важным событием дня русского государства было создание в 1687г. Первого высшего учебного  заведения – Славяно -  патинской академии. Чёткой границей между средним и высшим учебными заведениями России не было.

Сложилось 3 подхода к  обучению в России:

  1. Латинское направление
  2. Греческое или Византийское направление
  3. Старообрядческие направления

Со второй половины 17в. Распространяется изучение латыни, усиливается  западное влияние в образовании. Традиция обучения у частных учителей, самообразование в монастырях уходило в прошлое.

 

23 вопрос. Педагогическая деятельность и теория И. Герберта. Родился в Германии. Получил образование сначала и латинской классической школе, а затем в Йенском университете. Ознакомился с учениями представительных немецких идеалистических философов. Педагогические идеи получили, развитие в его книгах «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Очерк лекций по педагогике». Он предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии.

По своему мировоззрению  Герберт метафизик. Своё понимание  сущности воспитания он выводил из идеалистической философии, а цель воспитания - из этики. Он разработал крайне метафизическую этическую теорию (Общественная и личная нравственность покоятся, на определенных нравственных идеях - вечных и неизменных). Он постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествовало овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности.

Он предавал большое  значение установлению целей воспитания, в зависимости, от которой должны определяться воспитательные средства. Цель воспитания закладывается в  формировании добро деятельного человека. Будущие цели ученика подразделены на:

1.цели возможные

2.цели необходимые. 
Процесс воспитания он делит на 3 раздела:

1.Управление:

2.Обучение;

3.Нравственное воспитание.

Управление имеет своей задачей не будущее ребёнка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление должно занять время ребёнка. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушения дисциплины, построена у него на насилии, на дрессировке и муштре.

Обучение он считал главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин «воспитывающее обучение». Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признаёт обучение, которое не воспитывает. Обучение, по Герберту, должно основываться на многосторонности интересов (эмпирические, умозрительные, эстетические, сипатические, социальные, религиозные). Он различал 3 вида обучения: описательное, аналитическое, синтетическое.

Нравственное  воспитание. Он разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Классическая средняя  школа Европы и США в значительной мере строилась на основах его педагогики. В то же время он мною сделал для разработки педагогики как научной дисциплины. Большое значение разработка им вопросов дидактики.

 

24 вопрос. Педагогическая деятельность и теория Дистервега (1790 - 1866 гг.). Родился в Вестфалии. В 1808 году  поступил и Герборнский университет, а потом перевелся в Тюбингенский университет. Он решил посвятить себя делу образования народа, и длительное время возглавлял учительские семинарии, где преподавал педагогику, математику, немецкий язык. В 1835 г. - издал «Руководство к образованию немецких учителей». Он выступал за улучшение дела подготовки учителей начальных школ. Дистервег выступал защитником идеи общечеловеческого воспитания, по его мнению, задача школы заключается в воспитании гуманных людей и сознательных граждан. Важнейшим     принципом     воспитания     считал     природосообразность. Природосообразность - это следование за процессом естественного развития человека, учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника. По его мнению, воспитание должно носить и культуросообразный характер. Необходимо установление тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Высшая цель воспитания - самодеятельность на служении истине, красоте, добру. Главная задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и ею нравственному воспитанию. Большое место он отводил в образовании детей истории, географии, родному языку и литературе. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств путем наглядного обучения.

Дистервег создал дидактику  начального обучения. Большое значение он придает сознательному освоению изучаемого материала. Мною внимания уделяет  закреплению материала. Успешное обучение всегда пост воспитывающий характер. Для начального обучения он рекомендует «элементарный» или развивающий метод. Роль учителя должна быть руководящей. Обучение должно проходить по чётко разработанному учебному плану и хорошему учебнику. Но успех обучения определяется учителем. Огромное значение он придавал систематической работе учителя над собой. Строгий, требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым. Дистервег придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 вопрос. Тенденции и развитие образовательной школы в странах Западной Европы в 19 веке. В 19 в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самооцененность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания,   методология   педагогической   науки.   Наметился   поворот   к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания, созвучные своему времени.

Вершинами педагогической мысли 19 века стали  идеи немецкой классической философии, творчество И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных школьных систем. Школа существовала в ситуациях социальных потрясении (Европейские революции и воины). Школа развивалась при поступательном движении экономики, интенсивном росте промышленности, и поэтому создание новой системы образования стало исторически неизбежным. К концу столетия и ведущих странах Западной Сиропы были заложены основы повои школы. В Западной Европе сказывались традиции сословной школы. Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов: Песталоцци, Герберта и др.

 

28 вопрос. Школа и педагогическая мысль в России в 18 веке. Эти годы были переломными в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия вступила на дорогу общеевропейского развития. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. История школы и педагогической мысли в России 18 в. делится на 2 периода: первую и вторую половину столетия.

Произошли существенные изменения в школьном деле, в трактовке  вопросов воспитания и образования. В первой половине столетия происходил поворот к школе и педагогике Нового времени.

В начале 18 в. в России появились государственные школы  различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразовании Петра I. Эти школы отличались практической направленностью. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была школа математических и навигационных наук (1701 г.). В 1715 году старшие классы математических навигационных наук были переведены в Петербург. На этой базе была организована Морская Академия. В 1707 г. хирургическая шкода, рассчитанная на 50 учащихся.

В учебных заведениях обучали на русском языке. Была усовершенствована  русская азбука - чтобы облегчить усвоение родною языка. Во второй четверти реформирование образования замедлилось. Появились учебные заведения новою типа. В конце 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. Заботой государства являлась организация обучения дворянства.

Одним из первых представителен русского Просвещения был Татищев. Он считал, что воспитание и обучение должны соответствовать возрасту человека. Он обосновывал идею, что учитель должен не только знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Особую роль в реформах сыграл Ломоносов. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ввел в число обязательных предметов химию и астрономию. Первым стал читать лекции для студентов на русском языке.

Периодом наивысшего развития школьного дела в России 18 в. стало царствование Екатерины II. Она проявляла особый интерес  к проблемам воспитания и образования.

Журналист Новиков финансировал 2 частные школы и определял  в воспитании 3 главных направления: телесное, нравственное и умственное. Такое воспитание содействовало формированию человека и гражданина. Настаивал на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его доступным и для крестьян.

Устав 1786 г. провозглашал воспитание как единое средство общественного  блага. Согласно Уставу 1786 г. в юродах открывались малые и главные  народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков  и девочек. Обучение длилось 5 лет. Устав утвердил классно-урочную систему. Реформа, предпринятая уставом, была важным этапом в развитии школьною дела. Число народных училищ быстро росло. Но из-за нехватки учителей многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.

 

33 вопрос. Педагогические течения в зарубежной педагогике конца 19 нач. 20 в

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"