Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Концепции: эволюционно- биологическая (воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве),психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
Воспитание в первобытном обществе. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Эта наука тесно связана с теорией педагогики, с историей общества, культурой, историей философии, психологией.

Работа содержит 1 файл

ИсторияПедагогикиВопросыПлюсШпоры.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 вопрос. Воспитание  и образование в эпоху эллинизма. В Элладе и преимущественно на Ближнем Востоке в эпоху после распада империи А. Македонского (3-1 в до н.э.) культура  и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческого образования.

 В этот период (эпоха  Эллинизма) система греческого  образования распространяется по  Средиземноморью, проникает в  Причемноморье, на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию.

В эллинском мире в  образовании произошли важные перемены.Примером перемен была Греция. В некоторых  местах девочки получили  одинаковое с мальчиками образование.В отдельных  местах образование стало совместным. Существенные подвижки произошли в  низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастические образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом. По окончанию мусического и гимнастического образования учеников ждали граматическая школа и видоизмененная гимнасия. Програмой граматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать представление о музыке. В гимнаси меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоритического образования, элементы которого присутствовали уже в граматической школе. Окончившие гимнасию вливались в элиту общества. Гимнасия была открытым помещением, где можно было заниматься борьбой, игрой в мяч и др. видами спорта. Во многих гимнасиях были залы для лекций и библиотеке. Практиковались соревнования, в которых ученики показывали свои успехи.

  Утратила военный  характер эфебия. Она превратилась в своеобразное ВУЗ. Здесь велись разнообразные теоритические занятия по более углубленой програме, чем в гимнасии. Преподавались граиатика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Ученики также занимались гимнастикой, воинскими упрожнениями. Обучение в эфебах становится добровольным. Срок обучения в эфебии ровнялся одному году.

  Вершиной образования считались риторические и филосовские школы. Афины оказались базой филосовских школ. Кроме основаных ранее академии Ликея были созданы еще две филосовские школы: стоиков и эпикурейцев.

  Основатель стоической  школы Зенон учил, что через  воспитания можно сделать человека  добродетеля. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У стоиков обучались философии, которая включала физику, этику, логику с риторикой и диолектику.

  Создатель другой  филосовской школы Эпикур был стороником сенсуалистского подхода к воспитанию и обучению. Главной педагогической задачей он считал освободить человека от невежества и тем самым открыть ему путь к счастью.

  В эллинском мире  возникают новые крупные очаги  просвещения. К ним в первую очередь следует отнести  Александрию Египецкую. В 3-м веке до н.э. в Александрии был основан научно-образовательный центр мусеум, куда приглашали лучших ученых. При мусеуме находилось хранилище рукописей. Александрия послужила своеобразным мостом между эллинистическим образованием и римским.          

 

9 вопрос. Педагогические воззрения и школа в средневековой Византии. В 395 г. Римская империя распалась на западную и восточную (Византийскую). Византийская империя просуществовала более 1000 лет и рухнула в 1453 1. под ударами турок. Византия прямая наследница римской культуры и образованности. Особенностью Византийской и педагогической мысли являлось их формирование па разнородной этнической основе. Доминирующим являлся греческий этнос,который пользовался поддержкой государства и церкви, педагогическая мысль в Византии следовала античной и христианской традиции. Па протяжении 5-15 в.в. усиливалась христианская традиция педагогической мысли. В этот период христианские богословы предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания.Максим Исповедник (7 в.) считал, что человека, путём воспитания, можно привести к гармонии между земным и небесным существованием. Иоанн Дамаскин (7-8 вв.) вытупил за универсальное энциклопедическое образование. Симеон Новый Богослов (10-11 в.в.) выступал за монастырское воспитание и обучение. Система образования в Византии состояла из 3-х ступеней: 1) элементарной - школы-грамоты (2-3 года с 5-7 лет): 2) средней - грамматические школы (5-6 -чет с 10-12 лет): 3) высшей. Для большинства учеников учеба заканчивалась школой-грамотой. Программа средней школы была: риторика, поэтика, диалектика. Далее изучались арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Высшие школы имели определенную специализацию. Еще в 5 веке в Константинополе была учреждена высшая школа «Аудиториум». С 9 в. она называется «Магнавра». Число преподавателей = 30. Обучение шло па латинском и греческом языках. Ведущим направлением было изучение античного наследия. Действовали ещё юридическая, медицинская, философская высшие школы. В 10-14 вв. возрастает роль монастырей. Византия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, западной и восточной Европы. Она была страной высокой образованности и служила для остального мира мостом, соединявшим античность и средневековье. Византийцы Кирилл и Мифодий создали в 9 в. славянскую письменность

 

8 вопрос Христианские общины возникли в 1 веке в Палестине,христианство распространилось по всей Римской империи. Воспитание в первых общинах христиан ориентировались на Библию-собрание канонических сочинений, состоящей из двух частей: Ветхого завета и Нового завета, где обоснованы христианские цели и содержание воспитания. Библия провозгласила гуманистические взгляды на воспитание:любовь к людям и идею самосовершенства для спасения и вечной жизни.Для христианского воспитания характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания.Раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив традицию уходящей эпохи. Высшей мерой христианского мироустройства являлся Бог. Идеальное воспитание, согласно христианской традиции, состояло не только в овладении знанием, но и в построении себя по образу Божьему. Античная мысль ставила в центр земное существование, а христианство – вечные человеческие ценности. Один из первых отцов христианской церкви Иоанн Златоуст(350-407) упрекал античную педагогику,что она печется научить хорошо говорить и тем самым зарабатывать деньги, но не настаивать душу и формировать ум. Считая, что при воспитании надо обращаться к божественному началу в душе человека (воля, свобода, нравственная самодеятельность) он настаивал на антиавторитарном воспитании: увещевание, советы, предостережения. Главным источником обучения называлась Библия.Василий Кесарийский – автор трактата «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг». В трактате предлагалось воспитывать позитивное отношение к наследию Греко-римской образованности. Светскую образованность В.К. оценивал как необходимую на бренной земле, но совершенно не нужную для пребывания в ином мире. Соответственно вершиной воспитания признавались уход от мирской жизни, молитва и пост. Основой воспитания он считал самопознание. Аврелий Августин(354-430) почитал Платона, называя его предшественником христианства. Как и некоторые античные мыслители, Августин проявлял интерес к психологии ребенка, говорил, что физические наказания наносят детям ощутимые психические травмы. Августин полагал, что главное место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики, а светские знания при обучении следует расценивать как второстепенные и вспомогательные. Обучение первых христиан. В начале христиане учили своих детей в общественных учебных заведениях. Однако уже в первом веке христианская церковь приступила к организации собственных школ катекуменов. Первые школы христиан не принадлежали к определенным социальным стратам и носили явно демократический характер. Они предназначались для катекуменов, т.е. для тех, кто желал сделаться членом христианской общины, но не познал христианского учения. В числе учащихся были дети верующих и новообращенные христиане. Главным было изучение Библии. Давались основы музыкального образования. Учащиеся находились под надзором, регулярно выслушивая наставления священника.Школа катекуменов была предшественницей школы катехизиса, где давали образование повышенного типа. Одна из первых школ катехизиса возникла в Александрии в 179 году. Она предназначалась для подготовки священнослужителей. В программе этой школы сочетались элементы христианского и античного образования. Подобные школы были основаны и в других центрах античного мира. В дальнейшем школы катехизиса, в свою очередь, рансформировались в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале третьего века в Риме.Впрочем, большинство христиан вплоть до пятого века приобретали высшее образование в учебных заведениях античного типа. Они посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе «семь свободных искусств». С третьего века растет число учителей-христиан: грамматиков, риторов, философов. Этот процесс продолжался, несмотря на запреты христианам преподавать в школе. Вот почему, когда в начале четвертого века христианство стало государственной религией Римской империи, в самом Риме среди учителей оказалось множество тех, кто исповедовал это вероучение.

 

10 вопрос. Схоластика и её роль в развитии взглядов на воспитание и обучение. Возникновение и становление средневекового образования    связывается    обычно с    развитием церковной культуры. Знания    требовались для проповедования христианского учения. В начале VII в. благодаря активности монашества в Ирландии появляются первые церковные школы. Изучали языки, историю, диалектику, математику. В ранней средневековой школе имели место различные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение), средний (грамматика, риторика, диалектика), повышенный (курс семи свободных искусств). Обучение в средневековой школе строилось на запоминании текстов священного писания и комментариев к ним, а также некоторых произведений Аристотеля, которого признавала церковь. В школах появляются специальные учебные пособия. Учащиеся подвергались телесным наказаниям. Х-ХI вв. характеризуются развитием торговли и ростом городов, возникаем новое сословие горожане или бюргеры. Дня удовлетворения потребностей в образовании юродского населения появляются юродские школы, в которых дети обучались на родном языке (Рим, Флоренция). Рыцарское воспитание, возникшее в средние века: в параллель к семи свободным искусствам школьного образования были сформулированы 7 рыцарских добродетелей, которые составляли содержание рыцарского воспитания (умение ездить верхом, фехтовать, плавать, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи, играть на музыкальных инструментах). Воспитание и образование женщин в средние века носило строго сословный характер. Дочери феодалов воспитывались в семьях. Распространена была практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. В XIII в. появляются первые университеты. Они состояли обычно из 4-х факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. Язык обучения был латинским. Обычной формой обучения были лекции и диспуты. Наиболее знаменитыми были:

Боллонский (1119 г), Парижский (1200 г), Кембриджский (1209 г), Пражский (1348 г), Краковский (1364 г). К концу XIV в.в. Европе насчитывалось более 20 университетов. Схоластика - учение о теоретическом обосновании религиозного мировоззрения. Педагогики как науки в то время еще не было, се заменяли мысли о воспитании, содержавшиеся в богословской литературе.

Схоласты придерживались точности терминов при изложении  мысли, разрабатывали приёмы спора, старались отточить до блеска доказательность мышления.

11 вопрос. Педагогические идеи эпохи Возрождения (ХIV-ХVI вв.). В XVI-ХVI вв. в странах Западной Европы начали складываться новые общественные отношения. Этот период характеризуется географическими открытиями, возникновением книгопечатания, усилением экономических и культурных связей между народами, развитием ремесел, банковскою дела. Это послужило толчком зарождения новой культуры. Центром становятся города, утверждаются взгляды на природу, общество, человека. Выразителями этих взглядов является творческая интеллигенция, передовые общественные деятели. Этих людей называли гуманистами они пропагандировали уважение к человеку, веру в его силу и возможности. Они заново открыли как много для культуры и образования сделали Греция и Рим. Они называли свое время Возрождением, то есть восстановлением античных традиции. Возрождение - условное название эпохи. Колыбелью Возрождения явилась Италия. Борьба итальянских городов за независимость породила движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Ряд ученых указывали на необходимость формирования человека, который высоко развит и духовно, и физически, который воспитан в процессе трудовой деятельности.

Эразм Роттердамский (1467-1536 II.) родился в Голландии, несколько лет провел в монастыре. Образование получил в Париже. Большую часть жизни странствовал, был в Италии, Франции, других странах, написал ряд работ, большой успех имело сочинение «Похвала глупости», в котором высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества. В этом и других произведениях отстаивал природное равенство людей, что к воспитанию надо приступать с первых лег жизни ребенка, противник насилия в воспитании и обучении. Программа обучения не должна быть сложной, так как она отбивает желание учиться. Он говорил, чтобы учение было приятным и основывалось на интересах, развивало самостоятельность.

Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) получил образование в монастырских школах, увлекался естественными науками. Был священником, врачом, учителем. Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе обличал пороки воспитания и обучения. Это сатира на феодальный строй. Указывал, что главная роль гуманистического воспитания - духовное и телесное развитие личности. Мальчик Гаргантюа забывает все, чему его учили, а воспитатель заботился, чтобы из мальчика сделать воспитанного и образованного человека. Они читают книги, изучает латынь, музыку и историю.

 

12 вопрос. Реформация и образование. Развитие школы в странах Западной Европы в ХV-ХVII вв. В XVI в. в Западной Европе развернулось общественное движение, получившее название реформация. Это движение было выражено в борьбе с насилием католицизма.    Реформация    провозгласила    принцип    индивидуальности, самостоятельности человека, несущего личную ответственность перед Богом. Она положила начало новой разновидности и христианства -    протестантизм. В ходе реформации во многих странах образовывались протестантские церкви, которые провозгласили себя независимыми от римскою папы. Лютеранство, кальвинизм, табориты, баптисты - это ветви протестантства.

Главным идеологом во Франции был Джон Кальвин. Он выступил с проповедью к смирению и почитанию  Бога. Перевел на французский язык Библию, которая была важным пособием в обучении и воспитании. В XVI в. центром  реформации становится Германия, а  крупнейшим вождем был Жанн Мартин Лютер (1483-1546). Выступал с инициативой открывать христианские школы, перевел на немецкий язык Катехизис. Это было учебное пособие для гуманитарных школ. Филипп Меланхтон (1497-1560) был учеником Лютера. Известен как практик образования, написал ряд учебников по физике, грамматике, диалектике.

Римская католическая церковь  увидела в реформации угрозу своему движению, поэтому начинается движение контр реформации. Главными способами  борьбы должны были стать воспитание молодежи в духе верности идеям католицизма. В 1534 году церковь создала новый орден «Общество Иисуса» (орден иезуитов). Орден боролся за чистоту своей веры. Развитие школы тесно связано с происходившими в обществе процессами. Школы делились на 3 направления: элементарное, повышенное общее образование, высшее образование. Элементарные школы создавали католические и протестантские церкви. Программа элементарных школ включала чтение Катехизиса, церковное пение, письмо. Место священника-учителя в элементарной школе занимает профессиональный учитель. Учебных пособий для начального обучения было мало, и элементарное образование получали только в городах. Повышенное общее образование давали городские школы, которые вышли из-под церковного воздействия и подчинялись гос. властям. Программа школ постепенно усложнялась и обогащалась. 1-е гимназии появились в Германии. Обучение велось на латинском языке. Первый колледж появился в городе Бордо, обучение в нём длилось 10 лет. Здесь изучались классические языки и литература, математика.

Особое место занимают школы для дворянства. Такие школы были распространены в Германии и Италии. Прочные позиции в сфере общего образования занимали школы иезуитов. 1-й колледж иезуитов был открыт в Вене. Обучение было бесплатным. К 1600 году в Европе было 200 таких колледжей. Большее число учебных заведений были интернатами. Они заботились о здоровье учащихся. Школьные помещения были чистыми. Учебный год равнялся 180 дням. Частые каникулы. Продолжительность обучения - 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 вопрос. Воспитание детей у славян до принятия христианства. Просвещение и школа в Киевской  руси. К началу эпохи средневековья славяне расселились между Черным и Балтийским морями. У них был общий язык. Зарождение общественного обучения и воспитания относится к V-IV вв. Язык предназначался для книжного учения. Была открыта школа (Кирилл и Мифодий) в 863 году. Обучение велось на славянском языке. Ученики рассылались по всему славянскому миру и создавали школы. Большую роль в развитии обучения и воспитания сыграло христианство.

В IX веке образовалось Киевское государство. Введенное в 988 году князем Владимиром христианство, способствовало укреплению государства. Па обучение и  воспитание  оказывала   влияние  Византия.   Важным  звеном  византийской образованности стала  Болгария. Многие болгарские книжники находили приют в Киевской Руси. Элементарная византийская культура следовала в образование Киевской Руси.

Оригинальным педагогическим памятником XII в. является «Поучение  князя Владимира Мономаха детям». Владимир Мономах давал своим  детям советы как жить, приказывал им любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми. Поучение требует почитание старших, любовь к Богу.

Основным источником обучения и воспитания была семья. Дети могли получить элементарное обучение. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. 1-я школа  была образована в 988 году в Киеве. Такие  школы появляются и в других городах Киевской Руси. Эти школы создавались при дворах, монастырях. Обучение церковному чтению, письму и пению. Затем нравственное воспитание. Кроме школ начальное обучение осуществляли мастера грамот. Они брали учеников, учили письму на бересте. 1-е берестяные данные относятся к Х-ХI вв. Уровень образованности и был высоким. В монастырях был создан книжный фонд, была создана Библия при Киевском Софийском Соборе. В результате нашествия манголо-татар уровень образованности и резко снизился, были сожжены многие монастыри. В 1240 году был сожжен Киев центр культуры.

 

 

15 вопрос. В начале XIV века княжества Западной Руси вошли в состав ВКЛ (и белорусские земли). В нем они играли ведущую роль. Разнообразные документы свидетельствуют о том, что на Беларуси в ХIV-ХVI вв. письменность и просвещение были достаточно развиты. Существовали различные формы школ: православные образовывались духовенством при церквях для богатых и духовенства, при монастырях были школы повышенного типа (чтение, письмо, пение, умение говорить проповеди), при княжеском дворе были школы для хозяйственной деятельности. Кроме школ имелось индивидуальное ученичество, рядом с ремесленниками были мастера грамотности.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"