Шпаргалка по истории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории педагогики.

Работа содержит 1 файл

ответы по ипио.doc

— 346.00 Кб (Скачать)
  1. Предмет, задачи истории педагогики и педагогической мысли

Предметом ИПИО – как  отрасль педагогических знаний является развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные  исторические эпохи. Включая и современность  в контексте ее исторического знания. В 19 веке история педагогики становится самостоятельной отраслью педагогического знания.

Осн. Задачи:

 

  1. изучает з-номерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменившихся потребностей общества.
  2. Раскрывать связь целей, содержание, организации воспитания обр, обуч с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развитя науки и культуры в каждую историческую эпоху.
  3. Выявлять рациональные и гуманистически ориентированные пед. формы, методы, средства, содержания, которые разрабатывали поколения прогрессивных педагогов.
  4. Историко – пед зн должны активно влиять на формирование исторического сознания специалистов всех уровней, способствуя дальнейшему совершенствованию воспитания,обр,обуч.
  5. На каждом этапе социально – исторического развития представлять историческую верную картину, состояние школы и педагогики.
  6. Установление общих философских законов эволюций педагогики как науки, определения методологические основы для создания новых перспективных пед. теорий.

 

  1. Воспитание, школа в древнем мире (в первобытном обществе, в древних цивилизациях)

Цель ВОО – стихийный  процесс, который осущ-ся в процессе жизнедеятельности. С появлением монополии, появляется семейное воспитание. Появляется профессия воспитателя. Выполняют эту роль старики. Инициация – обряд перехода во взрослую жизнь. В 3-м тысячелетии до н.э. появ-ся дома молодежи. Большую роль в ВОО играют начатки религии (тотемы, иконки и т.д.). Основное условие – трудовая деятельность. Удовлетворение естественных потре5бностей, передача – воспроизводство трудовых знаний и умений, не было специально организованного процесса и воспитательное влияние осуществлялось непосредственно и преимущественно спонтанное воздействие на ребенка. Участие в поведенческой жизни служило основой формирования личности. С расширением трудового опыта усложняется и воспитание, которое приобретает более многосторонний и планомерный характер.

Этапы письменности: рисунки, клинопись, иероглифы, слоговое письмо, фонетическое.

Во 2,1 тыс лет до н.э. появляются первые библиотеки..

Др. Египет. Воспитание свободной личности. Не многословного, умевшего терпеть лишение и хладнокровно принимать удары судьбы. Главным было научиться слушать и слушаться.

1)жреческие школы

2)дворцовые школы (для подг военных чиновников), военные школы, школы писцов.

Др. Индия. Восп осуществлялось в соотв с кастовой принадлежностью. Цель- нравств., физическое и духовное воспитание.

Др. Китай. Общинное жилье. В 3-2 тыс.лет до н.э. открываются общинные школы. Обучение с 6-7 лет. В школе дети носили другие имена. Осн предм: письмо, счет, религ. Пение, обряды, стрельба из лука, управл конем, боевые искусства.

 

  1. Воспитание, школа в древнем мире (в Античном мире)

В первобытном обществе в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний постепенно усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Обучение и воспитание осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимых знаний и умений. По мере развития обществ возникают и первые попытки обобщения теоретических основ воспитания. Происходит постепенный переход ко второму типу образования, когда в условиях накопления культурного опыта и материальных ценностей происходит как дифференциация общества на отдельные социальные группы, так и появление разных педагогических задач и целей обучения. 
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования. Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье. 
Происходит развитие и организационных форм обучения. Существовало две модели обучения и воспитания: 
спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание,  
афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.  
Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения, который был направлен на совместный поиск решения той или иной проблемы. Платон выдвинул идею создания систем государственных школ, признавая тем самым необходимость контроля образования и воспитания со стороны государства. Эта идея была развита и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме того, много нового в проблемы обучения и воспитания. В частности, он предложил рассматривать обучение как организованное в несколько этапов.

Др. Греция. 2 полиса: Афины и Спарта.

СПАРТА: центр. Лаконина. (лаконическая речь).

Осн цель военно-физическое воспитание. Гос система обр-я. До 7 лет – дома. С 7 – мальчиков  забирали в Агеллы (до 18 лет). Нравственное воспитание.

АФИНЫ: центр Аттика.

Цель восп – гармоническое  развитие личности и было мусическое воспитание(общеобразовательная духовная культура). Система умственного, эстетического, нравственного воспитания. И военно-физическое восп. До 7 лет воспитание дома. Типы школ: элементарная школа, шк кифариста, шк палестра(военно-физич). Были центры академии, где завершали обучение греки и римляне.

Др. Рим. Полож о воспитании, обр были взяты с др.Греции(Афины). Система обр-государственная. Осн типы – городские школы.

 

  1. Педагогические теории в древнем мире

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет.Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.

5. Образование и педагогическая мысль в средние века. В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства. Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь. Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи.  Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия,  изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали  небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным. Грамматика являлась главным учебным предметом. После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Диалектика и риторика изучались одновременно. Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде. Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами.Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и  преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

6.Школа и педагогика в период Возрождения и реформации

Ученые, недовольные тем, что церковные школы игнорировали новые знания, которые не соответствовали догматам веры, в XII в. начали объединяться в внецерковные союза. Они стали инициаторами создания высших специальных школ - университетов. Первые университеты было открыто в Болоны (1158), Оксфорде (1168), Кембридже (1209), Париже (1253), Праге (1348) и в других городах Европы. Эти образовательные учреждения имели самоуправления и пользовались определенной автономией в отношении церкви, феодалов и городских магистратов.  
В средневековых университетах было четыре факультета: артистичный (подготовительный) со сроком обучения 5- 7 лет, на протяжении которых изучали "семь свободных искусств", юридический, медицинский и богословский (срок обучения 5-6 лет). После окончания артистического факультета студенты могли поступать на другие факультеты. Лица, которые заканчивали этот факультет, доставали степень "магистра искусства". Лица, окончившие полный курс обучения в университете (11-13 лет), получали высшее звание - "доктор наук". 
Основными методами занятий в университетах были лекции и диспуты. Студенты выполняли много упражнений и писали письменные работы - трактаты. 
Средневековые университеты способствовали развитию городов, в определенной степени подготовили культурный дух эпохи Возрождения. 
Развитие производства и распад феодализма в странах Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв. обусловили расцвет науки, техники, культуры и искусства. Этот период называют эпохой Возрождения. 
Характерной его чертой является гуманизм, который возвышает человека в обществе, борется против ее унижение. В соответствии гуманистическая педагогика характеризуется уважением к детям, отрицанием физических наказаний, стремлением к совершенствованию способностей детей. Гуманисты значительного внимания оказывали физическое и эстетическое воспитание детей, изучению родного, греческого и латинского языков, математики, астрономии, механики, естествознания, географии, литературы, искусства. Они считали, что в процессе обучения и воспитания дети должны активно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир, а потому учебно-воспитательный процесс надо сделать привлекательным для них, широко использовать наглядность, проводить прогулки, экскурсии и др. Дети должны учиться на родном языке. Женщины имеют право учиться в разных типах школ. Среди тогдашних мыслителей отличается Эразм Рот-тердамський (1469-1536) - известный нидерландский писатель-педагог, один из выдающихся гуманистов эпохи Возрождения. В своих памфлетах "Похвала глупости" и "Разговоры запросто" остро высмеивает средневековые школы и воспитания, католическое духовенство, критикует схоластику, формализм в обучении, палочную дисциплину и грубость учителей. Обучение, по его мнению, должен быть легким, приятным, учитывать интересы детей, развивать их активность и самостоятельность. Его книга "Молодым детям наука" содержит до 600 правил, важных для юношества (например, "Не будь чрезмерно любопытным до чужих дел").  
Итальянский педагог Vittorino да Фельтре (1378-1446) создал школу "Дом радости", которой прославился как "отец гуманности" и как первый учитель нового типа. Он первым воплотил идею школы на природе, о которой впоследствии говорили и мечтали многие педагогов. Школа была расположена на берегу живописного озера, среди аллей и фонтанов. Стены дворца украшали фрески с изображением детей. Здесь воспитывались дети высшей аристократии. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию (изучали греческий язык и литературу, математику, астрономию, естествознание, логику, метафизику, музыку, живопись).  
В школе не было телесных наказаний, воспитание осуществлялось на личном примере воспитателей и присмотром за детьми.

Информация о работе Шпаргалка по истории педагогики