Шпаргалка по истории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории педагогики.

Работа содержит 1 файл

ответы по ипио.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Выработка изящных  манер, навыков галантного поведения.

Трудовое  воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны.

Содержание  обучения

Чтение, письмо, рисование, география, этика, история, законоведение, натурфилософия, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы.

Характерная особенность  пед. теории — утилитаризм — каждый предмет должен готовить к жизни.

Основной  дидактический принцип:

в обучении опираться  на интерес и любознательность детей. Методы обучения и воспитанияГлавными воспитательными средствами

являются:

— пример, — среда.

Устойчивые положительные привычки

воспитываются

— ласковыми словами, — кротким внушением.

Физические  наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения.

Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физ. упражнения и закаливание.

Обучение  и воспитание народа Дети рабочих — бремя на обществе. Их с 3 до 14 лет направлять в рабочие школы, где они будут питаться только хлебом досыта и отрабатывать эту пищу своим трудом. Детей из школы удобно водить в церковь под надзором учителей.

 

  1. Педагогическая теория Ж.-Ж.Руссо

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен  природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

 

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

 

—Свобода есть условие  естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель.

 

— Воспитатель незаметно  для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание  учиться.

 

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

 

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность  самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми — этой задачей следует руководствоваться в учении.

 

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление  свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

 

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения,

Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если грамотными были их родители. В знатных семьях для этих целей мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте.

На первой ступени  обучения — в школах грамоты —  дети Получали элементарное образование, называемое «пропедиа». Количественно они могли сокращаться или увеличиваться, Но всегда сеть их была более широка, чем в Западной Европе. Курс обучения, как правило, охватывал 2-3 года и начинался с 5-7-летнего возраста.

Византийская школа  – христианское продолжение эллинистической элементарной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: свитки были заменены тетрадями; пергамент и папирус с XI в. вытесняется бумагой («бомбиковые книги»), стиль сменился птичьим или тростниковым пером («графис»). Однако в методике обучения грамоте сохранилась практика предшествующей эпохи.

Учащиеся обучались  по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного вслух, «хором». Сначала школьники запоминали буквы, затем слоги во всем их разнообразии и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. Господствовала методика заучивания наизусть.

Опора в обучении на память была в то время оправданной по той причине, что язык школы и  книги отличался от разговорного греческого языка. В основу школьного обучения были положены традиционные учебные тексты античных школ (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. В обучении счету изменений практически не было. Пальцевый счет, затем использовались камушки, потом — счетная доска — абак. Результаты вычислений записывались буквами греческого алфавита. В отличие от античной и эллинистической традиции обучения в содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя начальных школ — дидаскалы владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний от простого к сложному, от известного к новому материалу.

 

13.Воспитание  и образование в византии.

Территория: Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Средиземноморье.

  • Школа и образование унаследованы от эллино-римской культуры. Спе 
    цифика византийской культуры определялась также тем, что она фор 
    мировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За 
    1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не 
    только Западной, но и Восточной цивилизаций. Однако культура им 
    перии оставалась грекоязычной.
  • Высокий социальный статус образования и образованности — одна из 
    ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие об 
    щего образования служило непременным условием для получения дол 
    жности как в государственных, так и в церковных учреждениях.
  • Просветительская деятельность таких видных представителей визан 
    тийской культуры, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл, 
    Иоанн Итал и др., активно способствовала утверждению светской на 
    правленности образования.

 Идеалом образованной личности в Византии являлся человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоз- зрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.      

  • Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта визан 
    тийской жизни. В знатных семьях мальчика 5—7 лет отдавали в руки 
    наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ре 
    бенка, развлекать его и учить грамоте.
  • В семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если 
    грамотными были их родители.
  • В Византии не существовало социальных ограничений на получение 
    образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел 
    возможность учиться.
  • Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых 
    школ.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

• ШКОЛЫ ГРАМОТЫ давали элементарное образование («пропедиа»), 
срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста. 
Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение

эллинистической элементарной школы.

Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль заменен птичьим или тростниковым пером («графис»).

Учащиеся  обучались по буквослагательному методу с обязательным про-говариванием написанного хором, как и в греческих школах.

Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя — дидаскалы — владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.

• ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ обеспечивали получение среднего об 
разования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее образование).

Все дети светской и церковной элиты проходили  эту ступень обучения.

Эти школы были частными, государственными и церковными.

Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, развитие мышления у школьников.

Акцент делался  на грамматике, риторике, диалектике и  поэтике. «Математическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астрономию изучали немногие.

Важнейшим средством  обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.

• ВЫСШАЯ ШКОЛА «АУДИТОРИУМ» (константинопольская школа, с 
середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юриди 
ческая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отли 
чие от средневековых университетов Запада не имели  автономии и 
подчинялись императорской власти.

До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.

Преподаватели высшей школы  — «консулы философии», «главы риторов» — являлись государственными служащими высокого ранга, состав-ляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.

Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавате-Основная форма обучения — диспут. В ходе диспутов рассматрива-

лись проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.

Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного госу-ЛРрственного или церковного деятеля.

Содержание  образования: платоновская и неоплатоновская  философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочинениям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, бого-ие, медицина и музыка.

• Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, свое 
образные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировав 
шихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были круж 
ки: патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери импера 
тора Анны Комниной (XI—XII вв.) и др.

Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной системе.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ

ИОАНН ДАМАСКИН (675—753). Один из первых средневековых схоластов. Оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и воззрения древнерусских мыслителей. Основной трактат — Источник знаний.

Основная мысль — необходимость универсального, энциклопедического и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книжному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагогическая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр.

ФОТИЙ (патриарх) (820—897). Наставник Кирилла (Константина) и  Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьного дела. По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллектуальным кружком. Ее характерные особенности:

  • ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего не 
    пререкаемый авторитет;
  • простота и искренность между учителем и учениками, привязанность 
    их друг к другу и общая «ревность» к знанию;
  • универсальное содержание образования, включающего как светские на 
    уки, так и богословие;
  • активный метод обучения — беседа.

Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090), выдающийся государственный деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты, ученый-эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. В середине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др.

Выступал противником  крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии.

Информация о работе Шпаргалка по истории педагогики