Шпаргалка по истории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории педагогики.

Работа содержит 1 файл

ответы по ипио.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

7. Я. А. Коменский.  – основоположник педагогической  науки: жизнь, педагогическая  деятельность, мировоззрение. Великий сын чешского народа, мыслитель-гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592-1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время - время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время Тридцатилетней войны в Центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи. Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность и в этом состоит главная цель воспитания. Человек - совершеннейшее существо на земле, и он имеет право на беспрепятственное развитие всех своих сил и дарований; вместе с тем разумно воспитанный человек должен сознательно использовать все свои силы и способности на пользу не только себе, но и всем другим людям. Заслуга Коменского состоит в том, что он по существу впервые сумел осмыслить и обобщить накопленный опыт воспитания и образования подрастающих поколений в семье и школе, вскрыл коренные пороки практики воспитания своего времени и разработал стройную педагогическую систему, учитывающую особенности естественного развития детей и способствующую этому развитию.Коменский явился родоначальником педагогического реализма, не только выступив с уничтожающей критикой схоластической школы средневековья с ее исключительным вниманием к латинскому языку, но и разработав новое содержание образования, основанное на новейших достижениях наук того времени.Школа, по Коменскому, должна знакомить с вещами и явлениями реального мира, а не со словами, их обозначающими, да еще на непонятном детям латинском языке. Обучение языку, сначала родному и только позже латинскому, а также языкам окружающих народов должно быть неразрывно связано с сообщением учащимся конкретных и полезных знаний, которые могут быть использованы в повседневной жизни, в практической деятельности. ти положения Коменского не были просто умозрительными рассуждениями. Создав педагогическую теорию на основе новой концепции воспитания, он попытался организовать школы нового типа, составил ряд учебников, которые еще при его жизни получили распространение по всей Европе, использовались в Америке и странах Азии. В своей "Великой дидактике" Коменский четко сформулировал цели воспитания, формально исходя из библейского учения о земной жизни как подготовке к вечному существованию в загробном мире. Готовясь к нему, человек на земле должен быть разумным созданием, он должен "все исследовать и давать всему имена и все исчислять, т. е. знать и иметь возможность назвать и понять все, что находится в мире.

8. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки: основные идеи

Вклад в развитие в  педагогическую науку: возрастная периодизация, система образования, дидактические принципы (природосообразность, Принцип сознательности и активности, Принцип наглядности, Принцип постепенности и систематичности знаний, Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками). Золотое правило дидактики: «Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...».Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными “основоположениями” , законами природ.Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в “Великой дидактике”. “ .плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же , чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым”. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно

отрочество - от 6 до 12 лет

юность - от 12 до 18 лет

возмужалость - от 18 до 24 лет


В основу этого деления  он кладет возрастные особенности : детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма - и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки ( или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук.

9.Образование Востока в средние века

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка) с VII-VIII веков отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Однако надо иметь в виду, что ислам складывался одновременно с расширением христианства; многие каноны Корана сходны с библейскими нравственными заповедями.Основную часть учеников составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Феодальная верхушка предпочитала нанимать домашних учителей; в этом случае образование включало не только чтение, письмо и счет, но также арабскую грамматику и литературу, и дополнялось изучением истории, приучением к хорошим манерам, физическими и воинскими упражнениями (плавание, верховая езда, стрельба из лука и т.п.).Обучение на втором (высшем) уровне образования чаще всего происходило в мечетях, обычно с рассвета до полудня. В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов), и на занятия приходили сотни юношей. Преподаватель, прислонившись к стене, сидел на ковре в кругу учеников. Программа делилась на два цикла предметов: традиционные и рациональные (умопостигаемые).К первому циклу относились религиозные дисциплины (толкование Корана, интерпретация преданий о жизни пророка Мухаммеда, мусульманское право, богословие), сюда же относились арабская филология и риторика. Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки в связи с философскими концепциями аристотелевского толка.Первые сведения о наличии образованности в Индии относятся ко временем после падения империи Гупта (V век). При этом кастовая система построения общества ограничивала доступ к образованию многочисленных групп населения. Детей брахманов готовили к занятию должностей священнослужителей. Практическую направленность имело и обучения детей из двух других высших каст. Мальчик касты вайшьев, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, замерять вес, площадь, объем и т.п.; ему преподавали основы географии, иностранные языки и прочее, нужное в торговых операциях. Все эти знания приобретались не только в школе, но и у родителей. Образование в средневековой Индии не было прерогативой государства и рассматривалось как личное дело человека и семьи. Образование можно было получить с помощью домашних учителей и в школах. Школы существовали при мечетях и монастырях, но доминировали частные учителя и учебные заведения. Материальная поддержка школ зависела от каприза властей и богатых покровителей. В конце обучения преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихся, а их постоянным приработком была переписка рукописей, за которые платили немалые деньги. Китай, полагают, имеет длинную историю, — более длинную, нежели Византия или арабский мир: уже в очень далекой древности тут достигли много всяческих успехов. Трудно объяснить, почему же в таком случае культуры Китая и Европы встретились лишь в Средние века, причем Китай был открыт европейцами. Еще труднее понять, прочему Китай, имея приоритеты во всех отраслях науки и техники, заимствовал иностранные изобретения в конце тех же Средних веков. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7-летнего возраста в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение семь-восемь лет. Девочки получали лишь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. Особое внимание при элементарном обучении уделялось каллиграфии — искусству иероглифического письма.

  1. Педагогическая мысль Востока в средние века

Период IX-XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса оскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное наследие античности.

Восприятие и толкование философских трудов античности приводило к развитию рационалистических тенденций в мусульманской теологии, возникновению самобытной философии, значительный вклад в разработку которой внесли многие ученые-энциклопедисты Ближнего и Среднего Востока. Первые переводы Аристотеля на арабский язык осуществили сирийские врачи, приглашенные в Багдад еще в VIII в., где был создан так называемый «Дом мудрости», в котором происходили диспуты таких великих мыслителей, как Фараби, Кинди, Ибн Сина, Ибн Рушд и др. Комментирование ими трудов Аристотеля и Платона способствовало развитию общенаучного знания.

Арабский аристотелизм был тесно связан с конкретными  науками: математикой, астрономией, медициной  и в значительно меньшей степени  с религией ислама. В своих воззрениях ученые Ближнего Востока выходили на идею о вечности мира. Их волновали проблемы соотношения Бога и человека, человека и природы, определения границ религии и науки. Несмотря на то что вслед за Платоном и Аристотелем они признавали божественное начало как первопричину всех причин, они в то же время высоко оценивали знания, основанные на опыте и логических доказательствах.

Главным в учении о  человеке и его воспитании у восточных  мыслителей выступало стремление проникнуть в суть человеческой природы. С этой целью они обращались к, условно говоря, практической философии, имеющей в центре своего внимания поведение, деятельность, функции человека. Природа индивида рассматривалась ими как с биолого-психологической, так и с социальной стороны. Придерживаясь аристотелевского тезиса о социальной сущности человека, восточные мыслители средневековья в своей философии обращали внимание на социальную сторону воспитания. Человек не может быть независимым в реализации своих личных потребностей, считал Авиценна, поскольку он удовлетворяет их не иначе, как в общении с другими представителями человеческого рода. Вследствие этого необходимо соглашение между людьми, установление норм справедливости и закона, которым законодатель должен придать статус обязательности.

Социальная функция  воспитания человека согласно этой теории состоит в соблюдении этических норм, стремлении к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и в овладении приемами самопознания и самовоспитания. При этом воспитание и образование должны неизменно подчиняться законам эволюции и прогресса. Высшая цель воспитания, по мнению восточных ученых, — это достижение счастья, формулу которого составляет сумма духовных навыков и благородных качеств человеческого характера.

Содержание философских  трактатов того времени позволяет  судить о круге проблематики, волновавшей  средневековых мыслителей Востока. Уже в самих названиях этих трудов были заложены острейшие педагогические проблемы: «Трактат об образцовом учении, основах знания и об уме молодежи» Фараби, «О воспитании обучающихся» Туси и др.

Появление плеяды ученых-энциклопедистов  во многом определило дальнейшее развитие педагогической мысли не только в  странах Востока, но и во всем мире. Это были гуманисты по своим нравственным принципам, вклад которых в разработку педагогических идей нельзя переоценить.

 

  1. Педагогическая теория Д.Локка

Этапы жизни и основные работыЗакончил Оксфорд, где впоследствии преподавал.

Был наставником детей в дворянских семьях.

Сторонник конституционной монархии, представитель новой буржуазии. Разработанная им система воспитания джентльмена проникнута духом прагматизма и рационализма.

Работы:

Мысли о воспитании; Об управлении разумом

Основополагающие идеи Человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта.

У человека нет врожденных идей. Он

рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

Цель — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении.

Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Ребенок получает образование дома, т. к. в школе собрана «пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков всякого состояния».

Укрепление  роли независимых пед. учреждений — отделение от церкви. Обучение на родном языке.

Содержание  воспитания Воспитание джентльмена включает физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.

Физическое  воспитание способствует развитию здорового тела, выработке мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

Умственное  воспитание должно подчиняться развитию характера. Формирование образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и почтения к Богу как высшему существу.

Нравственное  воспитание — воспитывать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума.

Информация о работе Шпаргалка по истории педагогики