Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективные формы взаимодействия воспитателя с семьей по развитию речи детей дошкольного возраста. 
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую  литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть сущность и особенности развития речи детей дошкольного возраста.
3.  Выявить эффективные формы  взаимодействия воспитателя с семьей  по развитию речи детей дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс мероприятий работы  с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста.
В звукопроизношении ребёнок 
среднего дошкольного возраста достигает 
больших успехов. Лишь иногда, обычно 
в результате недостаточно внимательного 
педагогического подхода к 
Беседы воспитателя с детьми, слушание 
сказок и других произведений детской 
литературы, разговоры детей в процессе 
коллективных игр и занятий являются необходимым 
условием развития детской речи в этом 
возрасте.
У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается словарь ребёнка (до 3000—4000 слов). Усложняющееся в связи с новыми видами учебных занятий, коллективных игр, трудовых поручений общение с окружающими людьми приводит к обогащению словаря ребёнка и овладению новыми грамматическими формами родного языка. Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. В фразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используются дошкольником слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении ребёнка к собственной речи появляются новые моменты. Старшие дошкольники не только руководствуются в практике речевого общения чувством языка, но и делают первые попытки осознать лежащие в его основе языковые обобщения [27, c.11].
Ребёнок пробует обосновать, почему нужно говорить так, а не иначе, почему это сказано правильно, а это неправильно. Так, шестилетний ребёнок заявляет: «Нельзя говорить: девочка сидел на стуле; это про мальчика или дядю так говорят». Или: «Нельзя говорить: я завтра пошёл в лес; пошёл это когда про вчера, а здесь пойду надо сказать».
При правильной организации воспитательной работы, при проведении специальных занятий по родному языку старшие дошкольники не только научаются связно выражать свои мысли, но и начинают анализировать речь, осознавать её особенности. Это умение сознательно отнестись к собственной речи, сделать её предметом своего анализа, имеет важное значение для подготовки детей к школьному обучению, для последующего овладения грамотой. Дальнейшее развитие детской речи проходит уже в условиях учебной деятельности [27, c.14].
Таким образом, если на более ранних ступенях развития ребёнок усваивал язык главным образом практически, общаясь с окружающими в быту, в играх и занятиях, то теперь перед ним ставится специальная задача овладеть всем богатством родного языка и научиться сознательно пользоваться основными правилами грамматики.
1.2.Формы взаимодействия 
воспитателя и семьи по 
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения [3, c.79].
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия 
детского сада и семьи зависит 
успех воспитания детей. Задача детского 
сада — вооружать родителей 
Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомит с основными ошибками в речи детей [10, c.135].
Важно, чтобы на одном из родительских собраний воспитатель заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.
Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.
Можно использовать такие 
формы, как тематические лекции, беседы 
и консультации специалистов по проблемам 
речи. В беседах и консультациях 
воспитатель знакомит родителей 
с вопросами речевого развития детей. 
Полезно ознакомить родителей с 
процессом формирования речи детей. 
Лучше всего для этого показать 
комплексное занятие, состоящее 
из простых упражнений (в старших 
группах — словесные 
Эффективны организации стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.
В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).
Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.
В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком [13, c.94].
Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, «круглые столы», устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада.
Взаимодействие по развитию 
речи с родителями можно реализовать 
через разнообразные 
- информационно – аналитические формы организации общения с родителями;
- досуговые формы организации общения с родителями;
- познавательные формы организации общения с родителями;
- наглядно- информационные формы организации общения [14, c.128].
Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.
Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями. Формы работы:
составление социального паспорта семьи;
- анкетирование;
- тестирование;
- целевое посещение семьи;
- проведение социологических срезов и др. [14, c.157].
Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы:
- тематические развлечения;
- литературные вечера;
- фольклорные праздники;
- ярмарки;
- КВН;
- введение речевых традиций;
- вечер вопросов и ответов [18, c.63].
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей. Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей [21, c.148].
Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские.
Задачами одной из них 
- информационно – 
В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.
Родители стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.
Данная педагогическая разработка позволяет решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности [23, c.148].
Кроме коллективных форм работы, 
существуют индивидуальные. Воспитатель 
информируют родителей о 
Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.
Степень эффективности сотрудничества 
обусловлена положительной 
Таким образом, взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
                              
Выводы по I главе
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
Важнейшим условием преемственности 
является установление доверительного 
делового контакта между семьей и 
детским садом, в ходе которого корректируются 
позиции родителей и педагогов. 
Ни одна, даже самая лучшая, развивающая 
программа не может дать полноценных 
результатов, если она не решается совместно 
с семьей, если в дошкольном учреждении 
не созданы условия для