Учебная экскурсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Содержание

Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы использования экскурсий в обучении детей
1.1 Общая характеристика форм обучения 6
1.2 Экскурсия как вид деятельности
1.3 Особенности учебных экскурсий
2 Методика организации учебных экскурсий
2.1 Особенности организации экскурсий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

       Само понятие "сущность" представляет  собой совокупность сторон и  связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их  естественной взаимозависимости.  Сущность - это внутреннее содержание  предмета, выражающееся в единстве  всех многообразных и противоречивых  форм его бытия.

       При рассмотрении понятия "сущность  экскурсии" необходимо иметь  в виду обусловленность экскурсионного  процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет  особый процесс деятельности, суть  которого обусловлена конкретными  закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность  и др.).

     Экскурсия — это такая форма организации  обучения, которая объединяет учебный  процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

  • реализуется принцип наглядности обучения;
  • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;
  • расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;
  • играют значительную роль в профориентационной работе школы.

     В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при  изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении  изученного. По своему предметному  содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.

     Нередко бывает и так, что одна экскурсия  сочетает в себе одновременно несколько  учебных предметов. Такие экскурсии  называются комплексными На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться  и изучать объекты в их целостности. Например, можно одновременно проводить  экскурсию, связанную с изучением  физики, химии и математики на стеклозаводе. Во время этой экскурсии физик  знакомит учащихся с применением  электроэнергии при производстве стекла, химик — со способами получения  химических смесей и химических веществ, математик касается использования  на предприятиях научных знаний по своему предмету и т.д.

     Большая часть проводимых экскурсий непосредственно  связаны с изучением программного учебного материала. Они планируются  на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них  дни, свободные от других занятий  в школе. Одни из них предназначаются  для изучения учащимися нового материала, другие используются для закрепления  ранее изученного. Заключительные экскурсии  завершают работу учащихся по теме или разделу программы и, как  правило, связаны с выполнением  учащимися тематических заданий  и предшествуют уроку защиты тематических заданий.

     В методике проведения экскурсии выделяют три блока: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым  объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; в) обработка  материалов экскурсии и подведение ее итогов.

     Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия является комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и  содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить подготовке специалистов. Заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся.

     Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих  учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими  в ходе экскурсии и в последующей  обработке собранного материала; формулирование общих и индивидуальных заданий; информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распределяются обязанности между учащимися по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии (блокноты, карандаши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т.п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и техники безопасности.

     Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40-45 минут до 2-2,5 часов (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью  и содержанием и, конечно, возрастом  учащихся. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием  экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить лишь включившись  в активную поисково- познавательную деятельность. Во время экскурсии  ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

     Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с  учащимися обобщает, систематизирует  увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Историко-литературные экскурсии, как правило, завершаются подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями.

     В целях упорядочивания проводимых экскурсий  в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так  и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Однако какого типа экскурсия не проводилась  бы, если ее проведение отвечает всем необходимым  педагогическим требованиям, то она  способствует накоплению школьниками  знаний, жизненных фактов, воспитывает  любознательность, внимательность, возрастную культуру, нравственно-эстетическое отношение  к действительности.

     Обычно  к сопутствующим формам организации  учебно-познавательной деятельности учащихся относят, наряду с экскурсиями, также  и консультации, дополнительные, групповые  и индивидуальные занятия с учащимися  вне расписания уроков, факультативы, репетиторство, группы выравнивания.

     Не  касаясь значимости факультативов, включенных в вариативную часть  учебного плана, для современного школьного  образования, отметим, что выделять их как сопутствующие уроку формы  организации обучения неправомерно, т.к. изучение факультативных предметов, предлагаемых учащимся на выбор, осуществляется в той же урочной форме. Другое дело — консультации и дополнительные занятия. Они проводятся с учащимися  во внеурочное время и используются в одних случаях — для удовлетворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание факультативных занятий, в других — для устранения отставания отдельных учащихся в учении, устранение пробелов в их знаниях и предупреждения неуспеваемости. Эти занятия по своей форме организации могут быть групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учениками заданий под руководством учителя. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение этими формами работы малоэффективно. Оно приводит к расслаблению учащихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей, деморализует их. Ученики при такой ситуации очень быстро становятся пассивными.

     Что же касается групп выравнивания и  репетиторства, то эти формы обучения ничем не отличаются по своей организации  от урочных форм и форм организации  групповых и индивидуальных занятий. Поэтому их неправомерно выделять как  самостоятельные формы наряду с  теми, которые уже рассмотрены  в ряду урочных форм организации  учебной работы учащихся.

     Особую  категорию представляют формы внеклассной  или внеурочной работы учащихся. Это  всевозможные предметные кружки, научные  общества, олимпиады, конкурсы и др. Вся работа учащихся ведется здесь  на добровольных началах, состав учащихся по возрасту и классу обучения неоднородный. Руководство ими осуществляют учителя-предметники, приглашенные специалисты в той  или иной области знания.

     Содержание  работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных  вопросов программы, сверх программного материала, истории развития науки  в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д. В отдельных школах создаются даже научные общества, объединяющие и координирующие всю кружковую работу, успешно организующие встречи школьников с творческой интеллигенцией, писателями, деятелями культуры и др. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.

     Формы внеурочных занятий школьников имеют  большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют  от учителя эрудиции, творческого  подхода.

     Сопутствующие формы организации обучения позволяют  школьникам глубоко и разнообразнее  познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты  характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Особенности учебных  экскурсий   

       Учебные экскурсии — это форма  организации обучения, которая позволяет  проводить наблюдения, а также  изучение различных предметов,  явлений и процессов в естественных  условиях. Предусмотренные учебными  программами экскурсии являются  обязательными и проводятся в  рамках учебного времени, отводимого  на изучение того или иного  предмета. Как и другие организационные  формы обучения, экскурсии реализуют  дидактические принципы (научности,  связи обучения с жизнью, наглядности  и др.), способствуют рассмотрению  изучаемых явлений в их взаимосвязи  и взаимозависимости, формированию  познавательных интересов, коллективистических  отношений, патриотических, эстетических  и других качеств личности, подготовке  учащихся к практической деятельности  и профессиональной ориентации.

     Большое внимание учебным экскурсиям уделяли  прогрессивные педагоги прошлого. Н. К. Крупская в правильно организованных экскурсиях видела один из способов научить детей читать «книгу жизни». Роль экскурсий была подчеркнута в исторических постановлениях о школе ЦК партии (1931 — 1932). С развитием советской школы экскурсии стали все шире применяться в учебной работе и в настоящее время стали обязательным элементом процесса обучения.

     Экскурсии проводятся в связи с изучением  на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные предприятия, в колхозы  и совхозы (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и  памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Такие  экскурсии получили название комплексных. Они предоставляют широкие возможности  осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта  наблюдений в его целостности, экономного использования времени.

     Комплексные экскурсии проводятся в природу  и на производство в целях политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся. Особую ценность имеют производственные экскурсии, организуемые одновременно по нескольким учебным предметам. На заводе, электростанции, в колхозах и совхозах школьники знакомятся с историей предприятия или хозяйства, с достижениями науки и техники, с научными принципами организации  производства.

       В зависимости от места в  учебном процессе различают экскурсии:

  • вводные, или предварительные, когда они предшествуют изучению материала на уроках и имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для использования на уроках,
  • текущие, или сопровождающие, которые проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы с целью конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения;
  • итоговые, или заключительные, завершающие учебную работу на уроках по отдельной теме или разделу программы.

     Любой из видов учебных экскурсий не является самоцелью и применяется  в связи с темами уроков, практикумов, семинаров. Проведение экскурсий требует  тщательной подготовки. Учитель (или  учителя при подготовке комплексной  экскурсии) определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает объект и тщательно  с ним знакомится, решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Желательно, чтобы сам учитель  проводил экскурсию. Если же это по каким-либо причинам невозможно, учитель  должен дать будущему экскурсоводу (инженеру, мастеру или начальнику цеха, руководителю колхоза, бригады или фермы) необходимые  методические рекомендации, предусматривающие, на какие предметы, явления или  процессы следует обратить внимание, какова должна быть продолжительность  и последовательность экскурсии, какие  объяснения следует сделать учащимся при ее проведении.

Информация о работе Учебная экскурсия