Учебная экскурсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Содержание

Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы использования экскурсий в обучении детей
1.1 Общая характеристика форм обучения 6
1.2 Экскурсия как вид деятельности
1.3 Особенности учебных экскурсий
2 Методика организации учебных экскурсий
2.1 Особенности организации экскурсий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

     Содержание  

Введение  3
1 Теоретический анализ  проблемы использования  экскурсий в обучении  детей  
1.1 Общая характеристика форм обучения 6
1.2 Экскурсия как вид  деятельности  
1.3 Особенности учебных  экскурсий  
2 Методика организации  учебных экскурсий   
2.1 Особенности организации  экскурсий  
Заключение   
Список  использованной литературы  
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     На  протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы  обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются  традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

     Осуществление обучения требует знания и умелого  использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования  и модернизации (обновления). Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. 

     Учебные экскурсии являются важным средством  образования, трудового воспитания и профориентации учащихся. Связь  экскурсий с предшествующим и  последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями  и химическими опытами, дает представление  о практическом использовании химических веществ и химических процессов  в производстве. Во время экскурсии  на производство учащиеся знакомятся со свойствами веществ исходных материалов и полученных продуктов, устройством  и работой основных аппаратов, с  технологическим процессом в  целом, что формирует у учащихся яркие образы и способствует более  прочному усвоению научных основ  производства. Экскурсии способствуют более конкретному восприятию тех  производств, которые учащиеся не имели  возможности наблюдать непосредственно.

     Объектом  исследования курсовой работы является процесс обучения в школе.

     Предмет исследования: экскурсия как  форма  организации обучения.

     Целью работы является рассмотрение экскурсии  как формы организации учебного процесса.

     Задачи:

     - проанализировать научно-методическую  литературу по теме изучения;

     - рассмотреть сущность экскурсии  как учебной деятельности;

     - определить особенности и значение  экскурсии как вида учебной  деятельности;

     - рассмотреть методику организации  учебной экскурсии.

       Определим значение слова   «форма» организации обучения  как педагогическая категория  и в чем состоит ее сущность? Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

     Например, экскурсия как форма обучения в одном случае может посвящаться  изучению нового материала, в другом - проводиться с целью его закрепления, связи теории с практикой.  Ясно, что эти экскурсии будут иметь  различный внешний вид и в  процессе их проведения будут использоваться разные методы обучения.

     Все это говорит о том, что без  глубокого осмысления понятия методов  обучения нельзя рассматривать структуру  и дидактические основы использования  различных форм организации учебных  занятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретический анализ  проблемы использования  экскурсий в обучении  детей

     1.1 Общая характеристика  форм обучения 

     Будучи  внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически  связана и с его внутренней, содержательно-процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь  различную внешнюю модификацию  и разную структуру в зависимости  от задач и методов учебной  работы. Взять, например, ту же экскурсию  как форму обучения. В одном  случае она может посвящаться  изучению нового материала, в другом – новый материал учащиеся усваивают  в классе, а экскурсия проводится с целью его закрепления, связи  теории с практикой. Ясно, что эти  экскурсии будут выглядеть по-разному  и в процессе их проведения будут  использоваться разные методы обучения. Все это говорит о том, что  без глубокого осмысления методов  обучения нельзя рассматривать структуру  и дидактические основы использования  различных форм организации учебных  занятий. Другие формы организации  обучения

     Система уроков в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения. К дополнительным формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объединения  по интересам и др. Охарактеризуем некоторые из них и покажем их связь с системой уроков по теме.

     В современной дидактике организационные  формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).

     При фронтальном обучении учитель управляет  учебно-познавательной деятельностью  всего класса, работающего над  единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для  всех темп работы. Педагогическая эффективность  фронтальной работы во многом зависит  от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу  творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она  ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают  от заданного темпа работы, а другие — изнывают от скуки.

     При групповых формах обучения учитель  управляет учебно-познавательной деятельностью  групп учащихся класса. Их можно  подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

     Звеньевые формы обучения предполагают организацию  учебной деятельности постоянных групп  учащихся. При бригадной форме  организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма  предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного  задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

     Индивидуальное  обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими  учениками. По своей сущности оно  есть не что иное, как самостоятельное  выполнение одинаковых для всего  класса или группы задании.

     Однако  если ученик выполняет самостоятельное  задание, данное учителем с учетом учебных  возможностей, то такую организационную  форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться  специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет  внимание нескольким ученикам на уроке  в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуально-групповой.

     Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются  как самостоятельные и как  цемент урока, семинара и других занятии.

     В современной общеобразовательной  практике чаще всего используются две  общие организационные формы: фронтальная  и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая  и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы  обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить  таковыми.

     На  этот факт обращают внимание М. Д. Виноградова  и И. Б. Первин. Они отмечают, что  не всякая работа, которая формально  протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру  она может быть сугубо индивидуальной.

     Коллективная  работа, но утверждению X. Й. Лийметса, возникает  только на базе дифференцированной групповой  работы. При этом она приобретает  следующие признаки:

  • класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
  • организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
  • действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
  • есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

     В.К.Дьяченко, активный сторонник коллективного  обучения, подчеркивает, что при  общеклассной (фронтальной) работе почти  исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций.

     Все ученики делают одно и то же, они  не привлекаются к управлению, так  как руководит учебным процессом  только один учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает  и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует  в обучении и воспитании своих  товарищей по совместной учебной  работе.

     Коллективная  форма организации учебной работы — это также общение обучающих  и обучаемых в динамических парах  или парах сменного состава. Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20—30-е гг. в ходе ликвидации неграмотности. Его преимущества бесспорны, но широкое  распространение КСО сдерживается сложностями организационно-методического  характера.

     Все многообразие организационных форм обучения с точки зрения решения  ими целей образования и систематичности  их использования делят на основные, дополнительные и вспомогательные. 
 
 
 

     1.2 Экскурсия как  вид деятельности 

     Деятельность  представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных  и обусловливающих друг друга  действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

       Действия в процессе экскурсии  подразделяются на две части:  деятельность экскурсовода и  деятельность экскурсантов.

     Деятельность  экскурсантов находит свое выражение  в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

     Деятельность  экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический  вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение  некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном  процессе - работа сложная, а поэтому  трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.

     Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально  означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее  произошло видоизменение этого  слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия).

Информация о работе Учебная экскурсия