Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.
Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;
3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.

Содержание

ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………………....................5
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………..5
1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8
Выводы по главе I………………………………………………………...13
Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………....…14
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий……………..24
Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

exkursii_na_biologii.docx

— 78.07 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические и  методические основы организации и  проведения школьных экскурсий по биологии……………………....................5

1.1. Экскурсия как форма  организации учебно-воспитательного  процесса по биологии……………………………………………………………..5

1.2. Значение экскурсий  в школьном биологическом образовании…….8

Выводы по главе I………………………………………………………...13

Глава 2.  Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14

2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………....…14

2.2. Классификация школьных  биологических экскурсий……………..24

Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30

Заключение………………………………………………………………..37

Список использованной литературы…………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса.

Значительный вклад в  развитие методики экскурсий при  обучении биологии внесли А.Я. Герд, В.В. Половцев, К.П. Ягодовский, В.А. Герд,                       В.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Д. Зверев, И.И. Полянский и другие методисты биологи.

Введение экскурсий в  обучение биологии диктуется поставленными  задачами школьного биологического образования и теми возможностями, которые открывает перед учителями  и учащимися эта форма обучения. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они  расширяют и углубляют знания учащихся.

 В ходе анализа содержания  основных программ курса «Человек  и его здоровье» (22, 23, 24, 25, 26), в отличие от курсов ботаники, зоологии и общей биологии, нами не было обнаружено ни одной экскурсии.

Для решения этой проблемы мы считаем необходимым разработать  методику организации и проведения учебных экскурсий в музеях в  курсе «Человек и его здоровье».

Объектом исследования является экскурсия как форма обучения биологии в школе.

Предметом исследования является методика проведения биологических экскурсий в школе.

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.

Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:

1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;

2. Изучить возможности  и особенности организации и  проведения биологических экскурсий;

3. Разработать методику  организации и проведения биологических экскурсий в школе.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, проектирование, синтез, сравнение и обобщение, а также методы педагогического исследования: эксперимент, система методов наблюдения, анкетирование, собеседование.

Практическая  значимость состоит в том, что полученные результаты исследования можно использовать в практике в виде конкретных методических рекомендаций по осуществлению комплексного изучения природных объектов на биологических экскурсиях.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии

1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

 

В разные времена в понятие  «экскурсия» (от лат. «excursio» - выбегаю) вкладывалось различное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию.

Известный методист В.А. Герд определял понятие «экскурсия»  как форму «общественно-просветительной  работы, при которой группы лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучают тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения». (6, с.26)

Один из первых методистов экскурсионного дела Б.Е. Райков трактовал  экскурсию и сущность экскурсионного метода следующим образом: «…под  экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного  нахождения (локальный принцип) и  в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно  между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода» (27, с.11).

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова  экскурсия определяется как коллективная поездка куда-либо, с образовательной, познавательной целью.

В вопросе определения  экскурсии для учащихся в начале ХХ в. выделились два основных направления: экскурсия - единственная ведущая база процесса обучения, экскурсия - существенная часть учебного плана школы. (32, с.14)

Наиболее полное определение  понятия экскурсия представили  в своей работе Н.М Верзилин и  В.М. Корсунская (3, с.259):

«Школьная экскурсия - форма  учебно-воспитательной работы с классом  или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой».

П.И. Пидкасистый в своей книге «Педагогика» трактует понятие «экскурсия» как форму организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. (18, с.337)

С.В Алексеев в книге  «Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге» приводит следующее  определение экологической экскурсии - это форма образовательного процесса, проводимая с познавательной целью  при изучении природных объектов в их естественной среде или искусственно созданных условиях. (1, с. 92)

Ю.Л. Хотунцев трактует понятие экологическая экскурсия - как форму экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. (32, с.421)

Экскурсия как форма обучения выполняет ряд важнейших дидактических  функций:

1. Реализуется принцип наглядности обучения;

2. Повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

3. Расширяется кругозор учащихся;

4. Реализуется воспитательный процесс. (18, с.337)

Специфика экскурсий заключается  в органическом сочетании в ней  показа и рассказа. Учитель показывает учащимся объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями. Если нет  объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая  объект, учитель учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям. (7, с.35)

Экскурсии, как форма обучения, должны быть органично включены в  учебно-воспитательный процесс по экологии, не нарушая его целостности. Место  и роль каждой отдельной экскурсии  в теме определяется целями и задачами, которая она преследует.

Содержание и методика организации учебной экскурсии  должны различаться, т.к. каждая из них  ориентируется на определенное место  в теме или разделе. (18, с.337)

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности и при отсутствии хотя бы одного их них не может быть названа экскурсией.

В своей работе И.Д. Зверев и А.Н.Мягкова (10, с.169) выделяют следующие признаки, характеризующие экскурсию:

1. Изучение природных объектов или явлений должно проводиться непосредственно в природе;

2. Познавательная деятельность учащихся направлена на изучение конкретных объектов и явлений в их естественных условиях или специально созданной обстановке;

3. Преобладающую роль в обучении играют наблюдения, самостоятельная работа учащихся по заданиям;

4. Учебный процесс протекает вне класса, школы, объяснение дает не всегда учитель.

Б.Ю. Емельянов в своей  работе выделяет следующие признаки экскурсии:

1) протяженность во времени проведения от одного академического часа до одних суток;

2) наличие экскурсионной группы в количестве 10-30 человек;

3)наличие квалифицированного руководителя специалиста в определенной отрасли знания, обязанности которого выполняет экскурсовод;

4)показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений, непосредственный осмотр объектов.

5) передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

6) целенаправленность осмотра, наличие определенной темы, диктующей организатору экскурсии порядок и последовательность показа объектов.

Экскурсия организуется как  звено в системе всей учебной  работы по определенной теме, в тесной связи с работой на уроках до экскурсии  и после нее. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсе биологии и экологии. (21, с.216)

Содержание экскурсий  имеет непосредственную связь с  пройденным на предшествующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранный в ходе экскурсии  материал используется на многих последующих  уроках.

Учитель заранее планирует  в учебном процессе место для  каждой экскурсии, а на соответствующих  уроках перед намеченной экскурсией создает для учащихся ситуацию необходимости  ознакомления с изученными явлениями  в самой природе. Учитель предусматривает  и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует  вспомнить из увиденного и как  использовать собранный материал для  практических работ. (3, с.259)

 

1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании

 

Одной из важнейших задач  образовательной школы является ознакомление с явлениями природы  в целом, включая основные явления  и законы живой и неживой природы. Все эти области должны в большей  или меньшей мере подлежать изучению в школе, причем в конечном результате необходимо создать представление  о неразрывной связи между  всеми доступными исследованию областями  о целокупности окружающего нас мира явлений. В этом отношении экскурсии, конечно, стоят на первом месте как могучие средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих нас явлениях.(19)

Преподавание биологии немыслимо  без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями  под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых и, главное, правильных представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве.(15)

Формирование прочных  знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения в  природе, этических норм и правил отношения к окружающей природной  среде невозможно в рамках теоретического знакомства с биологическими объектами  и явлениями.

Далеко не все задачи, стоящие перед школьным биологическим  образованием могут быть решены на уроке. В рамках задач биологического образования выделяют специфические  задачи, которые ставятся именно перед  школьной экологической экскурсией. К ним относятся обучающие, развивающие  и воспитательные задачи.

Экскурсия как форма организации  процесса обучения несет в себе огромный образовательный потенциал. Ранее  полученные понятия об отдельных  организмах и явлениях в ходе экскурсии  сливаются в более широкое  понятие о природе. Наблюдение природных  объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая  знания из других дисциплин. Это способствует формированию у школьников целостной  картины мира. Знания об объектах живой  природы, полученные на уроках, расширяются  и углубляются во время экскурсии. При непосредственном изучении школьниками  биологических объектов в природе  или в музейной экспозиции важным результатом является уточнение  понятий о данных объектах.

Велика роль экскурсий  и в восприятии целостности природы, понимании сложных взаимодействий между ее различными элементами. Значительной представляется нам и роль экскурсий в решении развивающих задач.

Учащиеся овладевают на уроках анализом и синтезом сложных, но схематизированных  и идеализированных объектов и явлений. При этом, если не обращаться к действительности, у учащихся может создаться представление, что наблюдаемые и изучаемые ими явления происходят только в классе и только при наличии специальных приборов. Восполнить этот пробел можно, выйдя за пределы класса и школы путем организации экскурсий в природу, которые являются наиболее управляемой и информационно богатой формой изучения реальных объектов природы.

Информация о работе Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии