Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.
Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;
3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.

Содержание

ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………………....................5
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………..5
1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8
Выводы по главе I………………………………………………………...13
Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………....…14
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий……………..24
Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

exkursii_na_biologii.docx

— 78.07 Кб (Скачать)

Особенностью экскурсий  является возможность активного  познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Создаются  условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а  также изучать сезонные изменения  в природе.

Школьники учатся находить и различать биологические объекты  по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической  работы, навыки элементарного научного исследования. Знания, приобретенные  на основе самостоятельных работ  учащихся во время экскурсии (наблюдений, экспериментов), наиболее прочно удерживаются в памяти. (7, с.216)

Работа с определителями растений и животных на экскурсиях способствует формированию умения определять виды живых организмов. Также на экскурсиях приобретаются навыки исследовательской деятельности в природе, такие как: планирование и ведение наблюдений, составление описаний объектов живой природы (ландшафтов, растений, животных), прогнозирование результатов.

На экскурсиях могут быть собраны материалы (натуральные  объекты, их описания, результаты проведенных  наблюдений, рисунки и схемы), которые  будут нужны в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора  растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Материалы, собранные на экскурсии (наглядные пособия, дидактический материал, результаты наблюдений) обязательно реализуются на последующих уроках.

Кроме того, на экскурсии  учащиеся знакомятся с некоторыми приемами природоохранной деятельности: рациональным планированием территории с целью  защиты растительных сообществ от факторов загрязнения и вытаптывания, с посадками леса (видовым составом, состоянием растений). При условии грамотной организации экскурсий во взаимосвязи с системой других форм обучения, значение экскурсий еще более расширяется. Это происходит за счет того, что знания, умения и навыки, приобретенные на экскурсии, могут найти применение на последующих уроках по данной и по другим темам.

Непосредственное соприкосновение  с природой, познание ее явлений  позволяет не только сформировать у  учащихся конкретные знания и умения, но имеет и большое воспитательное значение. На биологических экскурсиях, по возможности, необходимо вовлекать  школьников в посильные для них  практические дела по охране местных  природных ресурсов. Например, озеленение пришкольной территории, сквера, уход за растениями, уборка территории. (29)

Велика роль экскурсий  и в восприятии целостности природы, ее сложных взаимодействий. Изучение вопросов экологии имеет большое  значение для эстетического воспитания учащихся. На экскурсии в природу  учитель обращает внимание учащихся на красоту ландшафтов, отдельных  видов растений и животных, на гармонию природы. Воспитание эстетических чувств, мировоззрения, мышления, приобретение умений наблюдать в природе - все  эти возможности используются при  проведении экскурсий.

Важно также отметить, что  экскурсии воспитывают коллектив  учащихся в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе познавательной совместной деятельности.(12)

Одной из самых значительных представляется нам роль экскурсий  в повышении познавательного  интереса учащихся к дисциплинам  биологического цикла. Эмоциональное  восприятие учащимися натуральных  объектов, изучаемых в ходе экскурсии, всестороннее их исследование, знакомство с новыми, иногда неожиданными для  школьников, свойствами объектов, стимулирует  развитие познавательного интереса, способствует их привлечению к познавательной деятельности. Чрезвычайно ценно  и то, что осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным  задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном  выборе, в естественной и экспериментальной  ситуациях.

Значимой является также  профориентационная роль экскурсий. На экскурсиях или их фрагментах с элементами профориентации в девятых классах претворяются в жизнь такие содержательные компоненты профориентационной работы, как профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и профессиональная адаптация.

Еще К.П. Ягодовский писал (37): «Главная цель всякой естественно исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явление общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данные явления.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

 

В ходе проведенного анализа  методической, педагогической и психологической  литературы нами было выяснено место  и значение экскурсий как формы  организации учебно-воспитательного  процесса по биологии, а именно:

1. В системе форм обучения  биологии экскурсии занимают  важное место, являясь эффективной  и незаменимой формой организации  учебно-воспитательного процесса. Содержание  экскурсий имеет непосредственную  связь с пройденным на предшествующих  уроках материалом, и, в то же  время, полученные в ходе экскурсии  представления и знания, результаты  наблюдений, а также собранный  натуральный материал, могут быть  использованы на многих последующих  уроках, а также во внеурочной  работе и на внеклассных занятиях.

2. Экскурсии в процессе  обучения биологии решают важные  образовательные, развивающие и  воспитательные задачи: формирование  системы биологических знаний, развитие  предметных умений и навыков,  умений сравнивать, обобщать, анализировать,  а также воспитание бережного  отношения к природе и к  своему организму. 

3. Экскурсия как форма  обучения характеризуется определенными  признаками. Она имеет свою четкую  структуру, которая включает несколько  этапов: подготовку, проведение и  заключение. В отечественной методике  разработан целый ряд требований  к подготовке и проведению  школьных биологических экскурсий.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ШКОЛЕ

2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии

 

Учебная, как и любая другая экскурсия, включает несколько этапов:

1. Подготовка,

2. Проведение,

3. Заключение.

Но необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии  является еще один этап - использование  ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной  экскурсии в основном совпадают  с требованиями, предъявленными к  уроку, и зависят от согласованности  всех ее элементов.

Подготовка экскурсии

«Экскурсионное дело в  школе только тогда развернет  в полноте свою воспитательную и  образовательную силу, когда экскурсия  будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного  и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы», - говорил Б.Е. Райков, определяя место экскурсии в  обучении учащихся.(29)

Учебные экскурсии должны определяться и координироваться с  общим планом обучения и общими образовательными задачами, преследуемыми школой.(19)

Каждая экскурсия требует  тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается  необходимая связь с содержанием  изучаемой темы, ставятся вопросы, которые  возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.(3)

Составляя годовой план, учитель намечает сроки проведения экскурсий, связывает их содержание с материалом предыдущих уроков. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.

Вместе с тем, учитель  планирует использование результатов  наблюдений школьников в природе  на многих последующих уроках. Каждая экскурсия органически входит в  систему уроков темы, занимает определенное время и место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к  экскурсии, а экскурсия расширяет  и конкретизирует их значение. Нельзя забывать, сто только правильно организованные и строго продуманные экскурсии (это выражение заимствовано у  А.Я. Герда) могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.(11)

Можно заключить, что общее  учебной экскурсии с уроком состоит, прежде всего, в их целях: познание предмета, формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание учащихся. Отличие  определяется разницей в характере  учебного материала, в деятельности учителя и учащихся.

Подготовка экскурсии  осуществляется поэтапно: (7)

1. Выбор темы экскурсии  и определение ее цели.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тематика - существенный признак каждой экскурсии. Тема экскурсии - это краткая  формулировка, отражающая проблему и  содержание экскурсии. Определяется тема, прежде всего, целями и задачами экскурсии. Тема экскурсии тесно взаимосвязана  с объектами, поскольку основывается на том материале, который может  быть сообщен экскурсантам при показе этих объектов. Тема определяет содержание экскурсии.

Правильное определение  цели планируемой экскурсии помогает определить содержательную, идейную  и нравственную направленность экскурсии, способствует эффективному отбору и  освещению материала будущего мероприятия.

Основная цель экскурсии - воспитательное воздействие на экскурсантов, воспитательное в самом широком  смысле этого слова; таким образом, экскурсия - одна из форм просветительной работы. Центральный пункт внимания организатора экскурсии - экскурсанты; экскурсия ведется для них;(6) и, следовательно, их обучение, воспитание и развитие.(7)

Цель нельзя смешивать  с задачами, стоящими перед экскурсией. Цель определяет ожидаемый конечный результат экскурсии, раскрывая  актуальность темы.(6) Задачи же экскурсии  локальны и конкретны, и представляют собой этапы достижения цели.

2. Отбор содержания по  теме экскурсии.

По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей. В список включается научная, специальная, справочная, краеведческая и художественная литература, которая используется для  подготовки индивидуального текста учителя и домашней, предварительной  подготовки учащихся.

Теоретический и фактический  материал необходимо тщательно изучить, законспектировать, но весь его включать в экскурсию не следует. Отбирая  материал, прежде всего, необходимо учитывать  его связь с объектами показа. Отобранный для текста экскурсии  материал должен быть максимально раскрыт  при осмотре объектов.

3. Отбор и изучение  экскурсионных объектов.

Для раскрытия темы экскурсии  решающее значение имеет правильный отбор объектов. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ.

Из множества объектов отбираются самые интересные и по внешнему виду, и по информативности. При отборе объектов учитываются их воспитательное значение, сохранность, а также наличие материала, необходимого для раскрытия экскурсионной темы.

В процессе подготовки экскурсии, при отборе объектов, проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

1. познавательная ценность

2. известность

3. необычность (экзотичность)

4. выразительность

5. сохранность (состояние  объекта в данный момент)

6. расстояние до объекта  (месторасположение, наличие места  для удобного расположения группы  возле объекта.)

При этом важно правильно  определить их количество. Чем больше объектов, тем поверхностнее будет освещена тема; если же объектов показа мало, экскурсия получится неполноценной.(6)

Предварительная работа с  экспозицией направлена на отбор  объектов. Выделяются основные и второстепенные объекты: первые из них на экскурсии  будут анализироваться всестороннее и глубоко. Во время знакомства с  экспозицией заранее определяется место для осмотра каждой группы объектов. В некоторых музеях имеются  «Материалы к экскурсии» или «Методические  разработки», которые включают в  себя научно - справочный материал, собранный  в процессе работы над экспозицией.(11)

4. Составление маршрута  экскурсии.

Маршрут экскурсии - это путь следования экскурсионной группы, связанный  с процессом показа объектов. При  составлении маршрута необходимо соблюдать  два правила: во-первых, показ объектов должен вестись в логической последовательности и, во - вторых, маршрут должен обеспечить показ объектов, необходимых для  наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных  пауз и не нарушать целостности рассказа. Нельзя допускать повторных проходов по одному и тому же участку маршрута.

Экскурсионные маршруты могут  строиться по хронологическому, тематическому  и комплексному тематико-хронологическому принципу.(6)

При самостоятельном проведении экскурсии в музей, за несколько  дней до нее, учитель проходит по маршруту, рассматривает объекты изучения, места остановок, для демонстрации этих объектов, для самостоятельных  наблюдений учеников, обобщающей беседы.(11)

Именно эта работа учителя  завершается составлением плана  экскурсии, в котором должны найти  отражение следующие основные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршруты и объекты для  наблюдений, вопросы для вводной  и обобщающей бесед.

Информация о работе Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии