Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.
Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;
3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.

Содержание

ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………………....................5
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………..5
1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8
Выводы по главе I………………………………………………………...13
Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………....…14
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий……………..24
Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

exkursii_na_biologii.docx

— 78.07 Кб (Скачать)

6. В научно-исследовательские  учреждения (НИИ, экспериментальные  лаборатории, метеостанции, медицинские  учреждения).

Остановимся на специфике  экскурсий, организация которых  кажется нам наиболее значимой при  изучении курса «Человек и его здоровье».

Экскурсии в научные  лаборатории и институты обычно организуют учителя с учащимися, занимающимися на факультативных занятиях, но очень полезно проводить их и с обычным классом. Эти экскурсии знакомят с методами научных исследований, оборудованием лабораторий. При подготовке таких экскурсий особенно важно обеспечить интересное, познавательное, ценное содержание, связанное с темами курса, и получить объяснение от научного сотрудника в доступной форме.

Опыт школ показывает, что  целесообразно осуществлять экскурсии  в лаборатории после изучения соответствующего программного материала  на уроке; тогда учащиеся подготовлены к восприятию сложных вопросов, с  которыми они встретятся на экскурсии. Учитель в процессе изучения темы сообщает, что будет показано на экскурсии при посещении той  или иной научной лаборатории. Если экскурсия проводится до изучения соответствующего материала на уроке, то учащиеся, оказавшись в лаборатории, отвлекаются в  необычной для них обстановке многими деталями и упускают главное. В результате они хуже усваивают содержание экскурсий.

Ценность экскурсий в  лаборатории состоит в том, что  они вводят учащихся в обстановку научных исследований, конкретно  знакомят их с тем, как «добываются» научные знания. Экскурсии в лаборатории  способствуют развитию интереса учащихся к физиологии.

Экскурсии на производство. Производственные экскурсии в курсе «Человек и его здоровье» имеют практическую направленность, показывая значение охраны, гигиены и физиологии труда. Их огромное образовательная и воспитательная ценность заключается в том, что они знакомят учащихся с применением научных знаний в практике производства.

Производственные экскурсии  бывают двух типов: предметные и комплексные. Примером предметной экскурсии по данному  учебному предмету может служить  экскурсия на хлебозавод. В неё  включены следующие вопросы: требование к здоровью рабочих, поступающих  на завод; соблюдение правил личной гигиены; спецодежда; техника безопасности работы у машин; борьба с пылью; питьевой режим работающих у печей и  т.д.

Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя  и учащихся, но и позволяют знакомить  последних с научными основами производства с разных сторон: изучать в условиях производства использование законов  физики и химии, пути совершенствования  техники, история предприятия и  его традиции, улучшение условий  труда и жизни рабочих. Но в  одной экскурсии невозможно включить сразу все эти вопросы. Поэтому  комплекс целесообразно ограничить двумя-тремя учебными предметами. Проведение экскурсий требуют четкого планирования, согласованного определения задач, вопросов и маршрута.

Наиболее ценны с познавательной точки зрения экскурсии, которые  проводит сам учитель, а не работник предприятия. Учитель лучше обеспечивает методическую выдержанность и соответствие экскурсии учебно-воспитательными задачами. (2)

Экскурсии в музей. Руководит экскурсиями в музеи чаще всего специалист-экскурсовод или научный сотрудник, а роль учителя сводится к подготовке, организации и использованию материалов экскурсии в последующей учебной работе. Типичным недостатком таких экскурсий бывает употребление трудных для учащихся терминов без их разъяснения, а также то, что экскурсоводы не учитывают реальной подготовки учащихся по учебному предмету. Например, экскурсоводы музеев слишком подробно разъясняют хорошо знакомые учащимся вопросы кровообращения, дыхания, пищеварения, но усложняют изложение материалов о болезнях. Эти недостатки снижают педагогический эффект экскурсии. Учащиеся нередко говорят, что в музее было интересно рассматривать экспонаты, но пояснения экскурсовода были им непонятны, или ничего нового не дали. Преодолеть этот недостаток можно или путем совместной разработки экскурсии учителем и сотрудником музея, или проведение её самим учителем.

В этих целях полезно проводить  для учителей специальные предварительные  экскурсии с последующим их обсуждением. В результате вырабатывается план экскурсий  в соответствии с уровнем подготовки учащихся, устанавливается содержание объяснений, маршрут экскурсии. (2)

При подготовке к проведению экскурсий в музей учитель, после  предварительного знакомства с экспозицией  музея и согласованием содержания объяснения с экскурсоводом проводит в классе беседу о задачах экскурсии, времени и периоде её проведения, заранее дает вопросы по материалу  экскурсии и рекомендует соответствующую  научно-популярную литературу.

Во время экскурсии  учитель помогает экскурсоводу в  её организации, направляет внимание учащихся на наиболее существенное, следит за выполнением  полученных ими заданий (записи, зарисовки, фотографирование). После экскурсии  учащиеся готовят краткие отчеты, организуют выставку. Результаты экскурсии обязательно используются на последующих уроках.

Но, поскольку целью нашего исследования является разработка методики проведения музейной экскурсии в  курсе «Человек и его здоровье», то мы считаем необходимым рассмотреть  методические особенности, которые  должны быть учтены при организации  экскурсии под руководством самого школьного учителя.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

 

Экскурсия по теме: Репродуктивная система человека

Место в учебном  плане: тема «Развитие человеческого организма»

Место в теме: вводная экскурсия.

Экспозиционный  зал: «Женский зал»

Цель: Познакомить учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения мужской и женской половой системы человека.

Задачи:

1. Обучающие:

- формирование знаний об особенностях морфологии и анатомии женской и мужской репродуктивных систем и их функциях;

- формирование знаний о гигиене репродуктивных органов и половых отношений;

- формирование знаний о значении, способах и средствах контрацепции;

- формирование профессионального интереса учащихся в области медицинских знаний;

- формирование представлений о специфике деятельности врачей: гинеколог, уролог, акушер, эндокринолог.

2. Развивающие:

- развитие познавательного интереса учащихся к изучению своего организма;

- развитие умений проводить сравнение строения мужской и женской половой системы человека;

- развитие умений прогнозирования своих действий на будущее здоровье своего организма и будущего поколения;

3. Воспитательные:

- воспитание основ половой гигиены;

- этическое воспитание;

- нравственное воспитание;

Ход экскурсии

Точка экскурсии  №1: Экспонат «Внутреннее строение женского организма», стеллаж « Противозачаточные средства».

Время нахождения 20 минут, включает введение и раздачу заданий на карточках.

Введение

В 12-13 лет у подростка  начинается новый период жизни, в  течение которого организм достигает  биологической зрелости. Его называют периодом полового воспитания. Вы, наверное, сами заметили в себе перемену. Ведущая  роль в происходящей перестройке  принадлежит нервной системе. Активизируется деятельность желез внутренней секреции, к которым относятся и половые  железы.

Под влиянием гормонов половых  и других эндокринных желез происходит формирование половых признаков.

Беседа с учащимися  о специфике работы врача эндокринолога.

Практика убеждает, что  отсутствие знаний по вопросам половой  жизни иногда приводит к сложным  проблемам. Ранняя половая жизнь может быть опасна для здоровья молодой девушки, тем более что она может привести к нежелательной беременности. Надо сказать, что и применение противозачаточных средств в юном возрасте может причинить серьезный вред здоровью. (стеллаж «Противозачаточные средства»)

Беседа с учащимися  о специфике работы врача гинеколога.

Однако девушки старшего возраста и женщины должны знать  о том, как предупредить нежелательную  беременность и обезопасить себя от различных заболеваний. (Стенд «Последствия аборта») Некоторые девушки легкомысленно подходят к вопросу о прерывании беременности. А ведь аборт, даже произведенный в лечебном учреждении, вредно отражается на здоровье. Нередким осложнением аборта, особенно при первой беременности, является бесплодие.

Беседа с учащимися  о специфике работы врача акушера.

Из всего сказанного следует, что целесообразнее беременность предупредить, чем прерывать ее.(36)

Задание №1 (на карточках).

Разделить учащихся на 6 групп, перед началом экскурсии раздать  задания на карточках. Учащиеся должны ознакомиться с заданиями

1. Сравнить экспонаты «Нормальная матка» и « Гнойное воспаление придатков матки». Выявить основные сходства и различия.

2. Сравнить экспонаты «Нормальная матка» и « Рак тела матки». Выявить основные сходства и различия.

3. Описать представленные контрацептивные средства. Предложить их возможную классификацию.

4. Схематично изобразить внутреннее строение женской половой системы. Указать основные составные части.

5. Схематично изобразить внутреннее строение мужской половой системы. Указать основные составные части.

6. Выделить возможные заболевания женской половой системы. Указать их основные особенности и причины возникновения.

Точка экскурсии  №2: Стеллаж «Развитие женского организма», экспонаты: «Нормальная матка», «Гнойное воспаление яичников», «Внематочная беременность», « Мужская семенная железа и ее придаток», «Рак тела матки», «Фибромиома», « Нормальный яичник», «Плод человека с плацентой»; разборная модель сперматозоида.

Время нахождения 30 минут

Мужская половая система  состоит из парных семенников (яичек), семявыводящих протоков, ряда придаточных  желез и полового члена (пениса). («Мужская семенная железа и ее придаток», натуральный влажный препарат)

Семенник - сложная трубчатая  железа яйцевидной формы: она заключена  в капсулу - белочную оболочку и состоит  примерно из тысячи сильно извитых  семенных канальцев, погруженных в  соединительную ткань, в которой  содержатся интерстициальные клетки. В семенных канальцах образуются гаметы - спермии (сперматозоиды), а интерстициальные клетки вырабатывают мужской половой гормон - тестостерон. Семенники расположены вне брюшной полости, в мошонке, (?: Почему мужские половые железы расположены вне организма?) а поэтому спермии развиваются при температуре, которая на 2-3 градуса ниже температуры внутренних областей тела. Более низкая температура мошонки частично определяется ее положением, а частично - сосудистым сплетением, образуемым артерией и веной семенника и действующим как противоточный теплообменник. Сокращения особых мышц перемещают семенники ближе или дальше от тела в зависимости от температуры воздуха, чтобы поддерживать температуру в мошонке на уровне, оптимальном для образования спермы. Если мужчина достиг половой зрелости, а семенники не опустились в мошонку (состояние, называемое крипторхизмом), то он навсегда останется стерильным, а у мужчин, носящих слишком тесное белье или принимающих очень горячие ванны, образование спермы может так сильно понизиться, что приведет к бесплодию.

Семенные каналы достигают 50см в длину и 200мкм в диаметре и расположены в участках, называемых дольками семенника. Оба конца канальцев  соединяются с центральной областью семенника - сетью семенника - короткими  прямыми семенными канальцами. Здесь  сперма собирается в 10 - 20 выносящих  канальцах; по ним она перебирается в головку придатка, концентрируется  в результате обратного всасывания жидкости, выделяемой семенными канальцами. В головке придатка спермии созревают, после чего они проходят по извилистому выносящему канальцу к основанию придатка; здесь они остаются в течение короткого времени, прежде чем попадут в семявыносящий проток, - это прямая трубка длинной около 40 см., которая вместе с артерией и веной образует семенной канатик и переносит сперму в уретру (мочеиспускательный канал), проходящую внутри полового члена. (33, 8)

Сперматозоиды (макет)

Сперматозоиды, или спермии, - это очень мелкие подвижные мужские  гаметы, образуемые мужскими гонадами (?: Какие мужские гонады образуют гаметы?) - семенниками; их количество исчисляется миллионами. Каждый сперматозоид можно подразделить на 5 участков. В головке сперматозоида находится ядро, содержащее гаплоидное число хромосом и прикрытое акросомой. Акросома - особая структура, ограниченная мембраной - содержит гидролитические ферменты, ( ?: Для чего акросома содержит гидролитические ферменты?) способствующие проникновению спермы в ооцит непосредственно перед оплодотворением. В короткой шейке спермия расположена пара центриолей, лежащих под прямым углом друг к другу. Микротрубочки одной из центриолей удлиняются, образуя осевую нить жгутика, проходящую вдоль всей остальной части сперматозоида. (?: Для чего сперматозоиду необходимы органоиды движения?) Средняя часть расширена за счет содержащихся в ней многочисленных митохондрий, собранных в спираль вокруг жгутика. Эти митохондрии доставляют энергию для сократительных механизмов, обеспечивающих движения жгутика. (8)

Беседа с учащимися  о специфике работы врача уролога.

Женская половая система. Роль женщины в процессе размножения  гораздо больше, чем роль мужчины, и она сопряжена с взаимодействием  между гипофизом, яичниками, маткой и плодом.

Женская половая система  состоит из парных яичников и фаллопиевых труб, матки, («Нормальная матка», натуральный влажный препарат, «Внематочная беременность», натуральный влажный препарат) влагалища и наружных половых органов.

Яичники («Нормальные яичники», натуральный влажный препарат) прикреплены к стенке брюшной полости с помощью складки брюшины и выполняют две функции, производят женские гаметы и секретируют женские половые гормоны. Яичник имеет миндалевидную форму, состоит из наружного коркового и внутреннего мозгового слоев и заключены в соединительнотканную оболочку, называемую белочной оболочкой. Наружный слой коркового вещества состоит из клеток зачаткового эпителия, из которого образуются гаметы. Корковое вещество образовано развивающимися фолликулами, а мозговое вещество стромой, содержащей соединительную ткань, кровеносные сосуды и зрелые фолликулы.

Информация о работе Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии