Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.
Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;
3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.

Содержание

ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………………....................5
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………..5
1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8
Выводы по главе I………………………………………………………...13
Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………....…14
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий……………..24
Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

exkursii_na_biologii.docx

— 78.07 Кб (Скачать)

Фаллопиева труба - это  мышечная трубка длинной около 12 см., по которой женские гаметы выходят  из яичника и попадают в матку. Отверстие фаллопиевой трубы  заканчивается расширением, край которого образует бахрому, приближающуюся во время  овуляции к яичнику. Просвет фаллопиевой  трубы выстлан ресничным эпителием; перемещению женских половых  гамет к матке способствуют перистальтические  движения мышечной стенки фаллопиевой  трубы.

Матка («Нормальная матка», натуральный влажный препарат; «Гнойное воспаление придатков матки», натуральный влажный препарат) представляет собой толстостенный мешок длинной примерно 7,5 см., и шириной 5 см., состоящий из трех слоев. Наружный слой называется серозной оболочкой. Под нею находиться самый толстый средний слой - миометрий; его образуют пучки гладких мышечных клеток, которые во время родов чувствительны к окситоцину. Внутренний слой - эпиметрий - мягкий и гладкий.(« Внематочная беременность», натуральный влажный препарат, «Плод человека с плацентой», натуральный влажный препарат) Входом в матку служит ее шейка, соединяющая матку с влагалищем.( «Рак матки», натуральный влажный препарат; «Фибромиома», натуральный влажный препарат)

Вход во влагалище, наружное половое отверстие мочеиспускательного  канала, и клитор прикрыты двумя кожными складками - большими и малыми половыми губами, образующими вульву. Клитор - это небольшое, способное к эрекции образование, аналогичное мужскому половому члену. («Сагиттальный разрез женского таза», макет) (33, 36, 8)

Развитие яйцеклеток.

В отличие от образования  спермы, которое начинается у мужчин только при половом созревании, образование  яйцеклеток у женщин начинается еще  до их рождения и завершается для  каждой данной яйцеклетки только после  ее оплодотворения.(33)

Заключение

Мы подробно познакомились  с внешним и внутренним строением  мужской и женской половой  системы человека; с возможными последствиями  аборта, и с методами предупреждения нежелательной беременности.

Задание №2 (ответить на вопросы письменно дома)

1. Назовите заболевания женской половой системы, которые могут быть вызваны абортом.

2. Сделать рисунок в тетрадь: внешнее и внутреннее строение сперматозоида.

3. Укажите основные составляющие внутреннего и внешнего строения мужской и женской системы человека. (Таблица)

4. Особенности внутреннего и внешнего строения мужской и женской системы человека.

Орган

Особенности строения

Выполняемые функции


 

Контроль знаний (фронтальный письменный опрос).

1. Укажите строение матки и ее основные функции.

2. Почему мужские половые железы находятся вне организма?

3. Опишите аппарат движения жгутика сперматозоида. Для чего он необходим?

4. Где созревают сперматозоиды?

5. Под влиянием чего происходит формирование половых признаков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экскурсия является такой  формой организации учебно-воспитательного  процесса, которая позволяет проводить  наблюдения, непосредственно изучать  различные предметы, явления и  процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым  развивая познавательную активность школьников, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения – в связи с почвой, животных – в связи с растениями, получая представления о биоценозах, о целостной природе в определенное время года. Важность использования экскурсий в учебном процессе велика.

Включение экскурсий в  план учебно-воспитательного процесса позволяет установить взаимосвязь  между их содержанием и материалом, пройденным на предшествующих уроках. Полученные в ходе экскурсии представления  и знания, результаты наблюдений могут  быть использованы на многих последующих  уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.

В основу классификации всего  многообразия школьных биологических  экскурсий может быть положено несколько  разных критериев: по учебным целям, по местоположению в учебном процессе, по содержанию, по характеру изучаемых  объектов, по месту проведения, по продолжительности, по времени года, по количеству участников.

На основе анализа методической литературы мы определили структуру  учебной экскурсии, которая включает несколько этапов: подготовку, проведение и заключение, а также изучили  требования к методике подготовки и  проведения школьных биологических  экскурсий.

Подробный анализ программ и содержания дисциплины «Человек и  его здоровье» привел нас к  выводу о том, что в рамках данного  курса наиболее целесообразно проводить  экскурсии в музеи. На примере экспозиции музея учащиеся могут наглядно и более подробно познакомиться со строением своего организма. Музейные экспонаты - неподвижные и фиксированные, расположенные наилучшим образом для осмотра и подробного изучения, представляют собой отличный наглядный материал не только для рассказа учителя, но и для организации самостоятельной работы учащихся.

Итак, внедрение экскурсий  в учебный процесс по биологии является обязательным моментом. Потому что при помощи экскурсий:

1) расширяются и улучшаются знания учащихся;

2) появляется живой интерес к изучаемому;

3) происходит развитие умения смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта;

4) развивается тонкое и чуткое внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге. Состояние, проблемы, перспективы. Учебное пособие. СПб.: Политехника, 2000. – 250с.

2. Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Соколова Е.А. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 2008. – 125с.

3. Верзилин М.Н., Корсунская  В.М. Общая методика преподавания  биологии. - М.: Просвещение, 2006. – 260с.

4. Герасимов В.П. Учебные  экскурсии в зоологический парк. - М., 2000.

5. Герд А.Я. Избранные  педагогические труды. - М.: АПН РСФСР, 2003. – 560с.

6. Герд В.А. Экскурсионное  дело. – М.: Госиздат, 2008. – 150с.

7. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск: Университетское, 2008. – 245с.

8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология (1-3 том). - М.: Мир, 2006.

9. Зверев И.Д. Основы  системы обучения анатомии, физиологии  и гигиене в средней школе.  - Л.: Просвещение, 2001. – 315с.

10. Зверев И.Д., Мягкова  А.Н. Общая методика преподавания  биологии. - М.: Просвещение, 2005. – 250с.

11. Измайлов И.Д. Биологические  экскурсии. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 2003. – 320с.

12. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. - М.: Просвещение, 2007. – 450с.

13. Ланина И.Я, Соломин  В.П. Экскурсии в природу по  физике и биологии. - СПб.: РГПУ им.А.ИГерцена, 2008. - 185с. – 235с.

14. Малиновская Н.В. Кандидатская диссертация «Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших классах (9, 10, 11 )». - СПб., 2009. – 245с.

15. Методика обучения истории  в средней школе. Ч.2. / Под ред. Дайри Н.Г. - М.: Просвещение, 2008. – 215с.

16. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 640 с.

17. Половцев В.В. Избранные педагогические труды. – М.: АПН, 2007.

18. Полянский И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся, как обязательный элемент трудового воспитания.- Петроград: Петропечать, 2003. – 430с.

19. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

20. Природа и биология. Программы 5-9 классов. / Под ред. Пономаревой И.Н. – СПб: Образование, 2003. – 155с.

21. Программы средней общеобразовательной школы. Биология. - М.: Просвещение, 2000. – 170с.

22. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. - М.: Госиздат, 2000.

23. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. - М.: Учпедгиз, 2006. – 215с.

24. Райков Б.Е. Экскурсионный план средней школы. Педагогический ежегодник. – СПб., 2010г. – Т.11. – 450с.

25. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

26. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – СПб.: Специальная литература, 2009. – 180с.

27. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.: Академия, 2004. – 423с.

28. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена. Учебник для 8 класса средней школы. - М., Просвещение, 2002.

29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009. – 170с.

 


Информация о работе Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии