Управление вниманием учащихся на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Активным учащийся может быть на уроке только тогда, когда он внимательный.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Цель: разработать методические рекомендации управлением вниманием учащихся на уроках математики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ УЧАЩИХСЯ 6
1.1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 15
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ 19
МАТЕМАТИКИ 19
2.1. ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 19
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ 20
МАТЕМАТИКИ 20
2.1.2. ЧТО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ СПОСОБСТВУЕТ 23
ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 23
2.1.3. РАЗЛИЧНЫЕ МОМЕНТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 27
2.2. ОТРАБОТКА УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКЕ 31
2.2.1. ПО ТЕМЕ «ДЕЙСТВИЯ СО СТЕПЕНЯМИ» 31
2.2.2. ПО ТЕМЕ «МОДУЛЬ, НЕРАВЕНСТВО С МОДУЛЕМ» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 92.52 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Кафедра математики и методики обучения математике 
 
 
 
 
 

Управление  вниманием учащихся на уроках математики 

Курсовая  работа 
 
 

                  Выполнил: Поддубная Я.С.

                  ФМФ, группа 41М 

                  Научный руководитель:

                  ст. преподаватель кафедры математики и методики обучения математике Зыкова М.И. 
                   
                   

Нижний  Тагил

2009 г.

      СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6

УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ  УЧАЩИХСЯ 6

1.1. РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 15

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ 19

МАТЕМАТИКИ 19

2.1. ВОСПИТАНИЕ  ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 19

    2.1.1. ОСОБЕННОСТИ  ВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ 20

    МАТЕМАТИКИ 20

    2.1.2. ЧТО В  РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ СПОСОБСТВУЕТ 23

    ВОСПИТАНИЮ  ВНИМАНИЯ 23

    2.1.3. РАЗЛИЧНЫЕ  МОМЕНТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ  ВНИМАНИЯ 27

2.2. ОТРАБОТКА  УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКЕ 31

    2.2.1. ПО ТЕМЕ  «ДЕЙСТВИЯ СО СТЕПЕНЯМИ» 31

    2.2.2. ПО ТЕМЕ  «МОДУЛЬ, НЕРАВЕНСТВО С МОДУЛЕМ» 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

ПРИЛОЖЕНИЕ  39

ВВЕДЕНИЕ

 

     «Учить  невнимательного, - говорил видный русский  педагог и психолог П.Ф. Каптерев, все равно, что наполнять бочку  без дна». Это образное сравнение  невольно вспоминается, когда задумываешься  о путях развития умственных сил  учащихся во время урока в общеобразовательное  школе. Не секрет, что, если школьник не осознает объективной потребности  учиться, вследствие чего у него отсутствуют  положительные мотивы к учению, довольно трудно организовать продуктивное, осмысленное  восприятие и усвоение им учебного материала, поскольку указанные  выше факторы отрицательно сказываются  на устойчивости его интереса и внимания в учебном процессе.

     Поэтому формирование мотивации учения школьников и интереса к изучению приобретает  существенное значение.

     Активным  учащийся может быть на уроке только тогда, когда он внимательный.

     Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный  психический процесс и не относится  к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в  практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона  психической деятельности и является необходимым условием успешного  приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения  личности.

     Внимание  характеризует активность личности и ее избирательное отношение  к предметам и явлениям объективной  действительности. Во внимании проявляется  регулирующая роль психики человека: при отсутствии внимания невозможна целенаправленная практическая деятельность. Внимание позволяет ориентироваться  в условиях и обстоятельствах, учет

которых обеспечивает человеку разумность и  результативность осуществляемой им деятельности. Решение любого вопроса и любой  жизненной задачи требует от человека концентрации внимания на их содержании и способах действия.

     Этой  проблемой занимались следующие  педагоги и психологи: И.В. Страхов, П.Ф. Каптерев, Ю.Б. Дормашев, Ф.Н. Гоноболин, В.Я. Романов, А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, Т.Г. Якушева, П.И. Садчикова.

     Проблема  воспитания внимания школьников на уроках становится особенно актуальной.

     Только  приучив детей быть внимательными, учитель может рассчитывать на успех  своей работы. Если учащиеся внимательны, то в классе и дисциплина отличная, и занятия проходят плодотворно. Внимательные дети сделают на уроке  намного больше и лучше, чем рассеянные, а устанут от работы и они, и  их учитель меньше.

     Объект  исследования: процесс обучения математике в средней школе.

     Предмет исследования: воспитание внимания учащихся на уроках математики.

     Цель: разработать методические рекомендации управлением вниманием учащихся на уроках математики.

     Задачи:

     1)  Изучить    научно-методическую         психолого-педагогическую литературу  по проблеме исследования;

     2) Проанализировать понятие внимания  в психолого-педагогической литературе;

     3) Разработать методические материалы  к урокам, направленные на усиление  воспитания  внимания: переключения  внимания,  концентрации внимания, поддержания внимания, устойчивости  внимания, отработка умения наблюдать.

     Теоретическая значимость работы состоит в том, что определена роль воспитания и  организации внимания школьников на уроках математики.

     Практическая  значимость работы заключается в  том, что предложенные методические материалы могут быть использованы учителем в школе.

     Методы  исследования:

     1) Анализ    научно-методической    и    психолого-педагогической  литературы; изучение школьных учебников;

     2) Разработка конспектов уроков;

     3) Наблюдение.

     База  исследования: психолого-педагогическая, методическая, научная литература по рассматриваемой проблеме, а также  школьные учебники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

УПРАВЛЕНИЯ  ВНИМАНИЕМ УЧАЩИХСЯ

1.1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ

 

     Некоторым школьникам, как младшим, так и  старшим, бывает очень нелегко учиться.

     Внимание  имеет огромное значение в жизни, и в частности в трудовой деятельности человека,

     Известно, что смотреть и видеть, слушать  и слышать - далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность  видеть, слышать, в подлинном смысле слова воспринимать окружающее. Где  нет внимания, там нет и сознательного  отношения человека к тому, что  он делает.

     Что же такое внимание? Это выделение  нашим сознанием определенных предметов  и явлений из окружающего мира с одновременным отвлечением  от всего остального, что мы совсем или почти совсем перестаем замечать. Другими словами, под вниманием  понимается сосредоточенность нашего сознания на каком-то предмете или явлении.

     Первоначальной  формой внимания является ориентировочный  рефлекс, или, как его назвал И.П. Павлов, рефлекс «что такое?». Если в  классе, где сидят тридцать учащихся и внимательно слушают учителя, ветер неожиданно распахнет окно, все невольно повернут головы к окну, хотя и были заняты работой. Это проявление рефлекса «что такое?».

     Наше  внимание может по желанию или  невольно, без всякого намерения  с нашей стороны, направляться то на один предмет, то на другой. Представьте  себе, что вы сидите за столом и читаете  книгу. В комнате заговорило радио, но вы погружены в чтение и не слышите ни одного слова. Но вот в  книге пошли менее интересные страницы. Вы продолжаете читать, но в то же время «краем уха» слышите  то, что говорится по радио. Но вот  начался репортаж о футбольном матче. Вас очень интересует встреча  двух сильнейших команд, и получается так, что теперь вы отчетливо слышите каждое слово, в то время как глаза машинально бегут по строчкам книги. Если спросить вас о содержании двух-трех страниц, которые вы только что прочли, вы ничего не скажите. Через несколько минут, вспомнив, что вам надо обязательно дочитать книгу, вы усилием воли заставляете себя отвлечься от футбола и снова сосредоточенно читаете. И хотя репортаж продолжается, теперь вы совсем или почти совсем его не слышите.

     Внимание, при котором человек сосредоточивается  на предметах невольно, без каких-либо усилий, иногда даже вопреки своим  целям и намерениям, психологи  называют непроизвольным, или непреднамеренным. Именно этот вид внимания появился, когда по радио услышали репортаж о футболе.

     Но  когда вспомнили, что надо дочитать книгу, и заставили себя не слушать  радио, а сосредоточились всецело  на чтении, у вас проявился уже  другой вид внимания волевое, или, как  обычно говорят, произвольное внимание. Работоспособность человека в огромной степени зависит от его умения мобилизировать именно произвольное внимание. Иногда произвольное внимание требует  от человека (если надо сосредоточиться, например, на трудном, неинтересном материале) больших волевых усилий, сопровождается чувством напряженности. Если же человек  поставил перед собой цель или  у него образовалась привычка быть внимательным, несмотря на отвлекающие  обстоятельства, то в этих случаях  произвольное внимание возникает без  особых усилий.

     Нередко произвольное внимание переходит в  непроизвольное, возникает живой  интерес даже к работе, которая  вначале казалась скучной.

Приведем  пример. Ученик начинает решать задачу, не испытывая к ней никакого интереса. Его внимание в этот момент имеет  ярко выраженный произвольный характер. Проходит немного времени, ученик намечает вариант решения задачи. Теперь уже  никаких усилий, чтобы не отвлекаться, не надо. Наоборот, ученика трудно оторвать от решения задачи. Его произвольное внимание полностью перешло в непроизвольное. Однако последнее имеет особый характер, отличается от обычного непроизвольного внимания. Оно возникло не с самого начала работы, в силу интереса к ней, а в процессе труда, на основе сознательно поставленной цели. Профессор Н.Ф. Добрынин назвал этот вид внимания «послепроизвольным» вниманием.

     Такой переход одного вида внимания в другой встречается довольно часто. Поэтому, если нам предстоит интересное занятие, то для того, чтобы избавиться от неприятного чувства, которое оно  в нас вызывает, первое, что мы должны сделать, - скорее приняться  за дело и хотя бы 5-10 минут не позволять  себе от него отвлекаться. После этого  очень скоро наступает перелом, мы сосредоточиваемся, и работа уже  не кажется нам тяжелой, неприятной.

     У одного и того же человека в разных условиях проявляются различные  свойства внимания: сосредоточенность, объем внимания, устойчивость, способность  к распределению внимания и т. д.

     Если  во время учебных занятий школьник не видит и не слышит, что делается кругом, всецело погруженный в  свое дело, это означает, что его  внимание отличается высокой сосредоточенностью.

     Вместе  с тем важно, чтобы внимание отличалось не только сосредоточенностью, но и  устойчивостью, т. е. длительной направленностью  на определенный предмет, продолжительной  сопротивляемостью отвлечениям.

     Некоторые люди отличаются исключительной сосредоточенностью и устойчивостью внимания. Это  очень помогает им в работе, делает их труд особенно продуктивным. Такое  внимание свойственно людям, увлеченным какой-то идеей, творческим трудом.

     Люди  значительно отличаются друг от друга  и по объему своего внимания. Под  этим понятием в психологии подразумевается  количество объектов, которые человек  может воспринять одновременно.

     Если  двум людям показать на короткое время  рисунок, где изображены разные предметы, а потом закрыть его, то окажется, что они заметят разное количество нарисованных предметов. У того, кто  больше заметит предметов на рисунке, больший объем внимания.

Информация о работе Управление вниманием учащихся на уроках математики