Управление вниманием учащихся на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Активным учащийся может быть на уроке только тогда, когда он внимательный.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Цель: разработать методические рекомендации управлением вниманием учащихся на уроках математики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ УЧАЩИХСЯ 6
1.1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 15
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ 19
МАТЕМАТИКИ 19
2.1. ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 19
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ 20
МАТЕМАТИКИ 20
2.1.2. ЧТО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ СПОСОБСТВУЕТ 23
ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 23
2.1.3. РАЗЛИЧНЫЕ МОМЕНТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 27
2.2. ОТРАБОТКА УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКЕ 31
2.2.1. ПО ТЕМЕ «ДЕЙСТВИЯ СО СТЕПЕНЯМИ» 31
2.2.2. ПО ТЕМЕ «МОДУЛЬ, НЕРАВЕНСТВО С МОДУЛЕМ» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 92.52 Кб (Скачать)

     11. Использование закономерности внимания  и восприятия.

     Нами  представлен, кроме методических рекомендаций с примерами по управлению внимания,  конспект урока. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
   
  1. Андреев А.Н., Хромов В.Ю. Учись быть внимательным. – М., 1996. – 96с.
  2. Вопросы математики в средней школе. Сборник статей. / Под ред. Семушкина А.Д. – М., 1954. – 112с.
  3. Гальперин Л.Я., Кабылицкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. – 101с.
  4. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Педагогика, 1972. – 160с.
  5. Гоноболин Ф.Н. развитие внимания школьников. // Воспитание школьников. – 1971. - №4. – с40-46.
  6. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. – М., 1976. – 296с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект  урока «Обыкновенные дроби»

     Цель  урока:

    1. Выявить степень усвоения знаний по теме;
    2. Оценить уровень успеваемости и качества знаний по теме.
 

     Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных  дробях,  развивать умения применять знания при решении задач;
  2. Продолжать развить логическое мышление, память, математически грамотную речь;
  3. Воспитать у учащихся чувство ответственности, совершенствовать навыки самостоятельной деятельности.
 

     Тип и вид урока:  нетрадиционный, урок обобщения и систематизации знаний в виде сказки. 

Ход урока.

Мы, играя, понимаем,

Что умеем  и что знаем.

     I Организационный момент

     Долгожданный  дан звонок, начинается урок. Тут  затеи и задачи, игры, шутки –  все  для вас! Пожелаю вам удачи  – за работу в добрый час! На предыдущих уроках мы познакомились с обыкновенными  дробями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы окажемся в сказке, где нас ждут много  испытаний. А приготовили нам  эти испытания хорошо известные  вам обыкновенные дроби. Нас ждут также примеры и задачи, тесты, игры, масса затей. Покажите же свои знания, смекалку по теме «Обыкновенных  дробей»! 

     II Сказочное путешествие

     Вы  готовы?  Тогда сказка начинается! Жили – были старик со старушкой; у  них была дочка да сынок маленький. «Дочка, дочка! – говорит мать. –  Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а  ты будь умна, береги братца, не ходи со двора». Старшие уехали, а дочка  забыла, что ей приказали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу да заигралась, загулялась. А Иванушка на травке не скучал, вспоминал  все об обыкновенных дробях. Дак давайте же и мы вспомним вместе с ним.

     1. Какое число называют обыкновенной  дробью?

     2. Каков смысл числителя и знаменателя  обыкновенной дроби? 

     3. Сформулируйте основное свойство  дроби?

     4. Какую дробь называют правильной  дробью?

     5. Какую дробь называют неправильной  дробью?

     6. Что такое смешанное число?

     7. Какое число может быть общим  знаменателем данных дробей, смешанных  чисел?

     8. По какому правилу выполняется  сложение обыкновенных дробей, смешанных  чисел?

     9. По какому правилу выполняется  вычитание обыкновенных дробей, смешанных чисел?

     10. По какому правилу выполняется  умножение обыкновенных дробей, смешанных чисел?

     11. По какому правилу выполняется  деление обыкновенных дробей, смешанных  чисел?

     Учащиеся  отвечают на эти вопросы.

     Довольный тем, что правила знает хорошо, Иванушка решил поработать с карточками, которые Алёнушка приготовила на урок математики.

     Давайте и мы, ребята, поработаем с этими карточками.

         
 

     Вдруг налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика и унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда  - сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что  плохо будет от отца и матери, - братец не откликнулся. Выбежала в  чистое поле, увидела: метнулись вдалеке  гуси – лебеди и пропали за темным лесом. А гуси – лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили  и маленьких детей крали; девочка  догадалась, что они унесли ее братца, и бросилась их догонять.  Бежала, бежала – стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?» - «Разожги огонь, чтобы испеклись  мои ржаные пирожки».

     Чтобы разжечь огонь  Аленушке нужно вместе с вами решить примеры  по ступеням печи (работа в группах).

     

    
 
 
 
 
 
 

       «Спасибо тебе Алёнушка! Ты помогла  мне, я помогу тебе. Беги к  яблоне, гуси – лебеди полетели  туда!» - сказала печь. Побежала  она к яблоне. «Яблоня, яблоня, куда полетели гуси – лебеди?»  - «Собери мои лесные яблоки, скажу!».  Что бы собрать яблоки в  корзину, нужно нам с Алёнушкой  решить примеры.

              

                           

                                                 

     «Спасибо  тебе, Алёнушка, за оказанную помощь, беги к реке, гуси – лебеди полетели туда». Прибежала Алёнушкп к реке и спрашивает: «Речка, речка куда полетели гуси – лебеди?» Речка  ей отвечает «Я бы с радостью тебе помогла, но злая колдунья заколдовала моих волшебных рыбок, только они знают, где гуси – лебеди». Для того чтобы  расколдовать их, необходимо решить примеры  и задачи. У каждой рыбки одно задание, выполнив правильно решение  заданий, вы сможете прочитать, где  братец Иванушка и помочь Алёнушке.

 

 

 

               
    И
    В
    А
    Н
    У
    Ш
    К
    А
 
       
    Б
    А
    Б
    Ы
     
    Я
    Г
    И
 
    У

 

     Прибежала она – стоит избушка на курьих ножках, стоит – поворачивается. В избушке сидит Баба Яга –  глиняная нога; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела  его сестра, подкралась,  хотела забрать  братца, но Баба – Яга увидела  Алёнушку, схватила ее  и бросила в темный чулан. Сидит она и горько плачет, вдруг откуда ни возьмись появилась мышка. Сестрица поведала ей о своей беде, и мышка вызвалась ей помочь. Она стащила у Бабы – Яги волшебную книгу, а чтобы прочитать заклинание, нужно выполнить тесты.

     1 – ВАРИАНТ.

1. Сократите  дробь 

 

2. Какую  часть суток составляет 8 часов? 

 

3. Какую  часть килограмма составляет 125г?

 

4. Вычислите  

 

5. Обведите  правильные дроби:     

  

     2 – ВАРИАНТ.

1. Сократите  дробь 

 

2. Какую  часть суток составляет 3 часа? 

 

3. Какую  часть килограмма составляет 750г?

 

4. Вычислите  

 

5. Обведите  правильные дроби:     

 

     Выполнив  тесты, Алёнушка произнесла заклинание и очутилась дома. Тут и родители с работы приехали, привезли дочери гостинец.

     - Алёнушка:  Спасибо вам, ребята, что помогли мне освободить  моего братца из царства Бабы  – Яги. Будьте всегда такими  же добрыми, дружными, всегда приходите  на помощь тем, кто в ней  нуждается. До свидания. 

III Заключительная беседа

     -  Понравилась вам сказка? Чему  она учит? А урок понравился? Что  мы сегодня повторили? Домашнее  задание:  стр142  № 719,  №720. 

     Итоги урока: выставление оценок.

     Мы  с успехом преодолели все препятствия, встретившиеся на пути. А помогли  нам в этом знания, полученные на предыдущих уроках. Все на уроке  старательно работали, спасибо, вам, дети, за урок. 
 

     Внимание  учащихся привлекается за счёт того, чтоб урок носит необычный характер, присутствуют элементы игры. А так же стоит  отметить тот факт, что многие задания  проводятся с применением интересного  наглядного материала.                                              

Информация о работе Управление вниманием учащихся на уроках математики