Виды и причины конфликтных ситуации в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

События произошедшие 15 декабря прошлого года поразившие всю страну.Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностных ресурсов. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде.

Работа содержит 1 файл

конфликты.docx

— 52.75 Кб (Скачать)

   Виды  и причины конфликтных  ситуации в молодежной среде.

   События произошедшие 15 декабря прошлого года поразившие всю страну.Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностных ресурсов. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде. Классифицируем же основные виды молодежных конфликтов.

           Слайд №1:основные виды молодежных конфликтов.

   Часть первая.

   Межпоколенные конфликты.

   В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, индивид относительно легко  усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни  не позволяла обществу особенно затягивать подготовительный период. “Детство кончалось  рано, воспитание и обучение имели  преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя в посильной  для них форме, в трудовой и  прочей деятельности взрослых”.

   В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся все более  многомерными.

   В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в  основном путем непосредственного  практического включения ребенка  в деятельность взрослых. “Ребенок выполнял подсобные функции в  родительской семье или вне дома (ученики в ремесленных цехах, пажи и оруженосцы у рыцарей, послушники в монастырях и т. п.)”.

   Новое время принесло важные социальные и  психологические сдвиги. Физическое, в частности, половое созревание заметно ускорилось, заставляя “снижать”  границы юношеского возраста. Наше новое поколение молодежи значительно  позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную жизнь. И  во все времена буйный юношеский  возраст отнюдь не вызывал у старших  умиления, скорей наоборот возникало  непонимание: “Мы такими не были”, напряжения, которые переходили в  конфликты.

   Первые  теории межпоколенных конфликтов имели  глобальный характер. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной  студенческому движению, писал, что  “конфликт поколений является универсальной  темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой  истории, чем классовая борьба”. Фойер утверждал, что “история всех до сих пор существующих обществ  есть история борьбы между поколениями”.

   Однако  истоки этой борьбы рисуются по-разному. Одни авторы, включая Фойера, полагают, что в основе всех межпоколенных  конфликтов лежит извечное соперничество  между отцом и сыном (“Эдипов  комплекс”). Другие авторы пошли еще  дальше, основатель этологии(этология – врожденные инстинкты , поведение) К. Лоренц утверждал, что “вражда между поколениями” имеет этологические корни. Современное состояние общества, по его словам, это массовый невроз, обусловленный тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствиями и заботами. Трудности и препятствия, вынуждавшие человека предпринимать необходимые для выживания, но неприятные усилия, исчезли. Отсюда - требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение. А поскольку эти черты особенно распространены  у молодежи, обществу угрожает прерывание культурной традиции.

   Если  “конфликт поколений”, связанный  с Эдиповым комплексом”, состоял  в том, что подросток стремился  занять в обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то “кризис поколений” означает, что  юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает  его как образец, отказываясь  от своего социально-культурного наследства.

   Это происходит прежде всего по тому, что  современное общество и существующая в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ  Отца - наставника, покровителя и  воплощения ценностей, а напоминает, скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе  и семье.

  Производился  соц опрос с задацей определить, сохраняет ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд вопросов; объем выборки - 405 единиц.

  Слайд№2:адресаты обращений старшеклассников за советом.

  Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих  родителей более адаптированными  к новым условиям жизни, трезво оценивающую  реальную жизненную ситуацию.

  Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью  исключив их из состава возможных  советчиков, в то время как по признанию 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с  товарищами, неизвестными их родителям.

   Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, основные поводы конфликтов между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Сегодня причиной серьезного конфликта может стать спор между представителями разных музыкальных культур (“реперами” и “металлистами”), между болельщиками разных спортивных команд (Динамо и Спартак). “Детская жестокость - явление общественное. Один из парадоксов заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли...”

   Конфликты между учениками наверно изжить нельзя. В школе происходит нормальная социализация личности подростка и  в зависимости от того сколь успешно  протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается  или возрастает частота конфликтов между школьниками. Ведь не случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно  меньше, чем в девятом.

   Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку. О том, что важнейшие дисциплинарные проблемы в школах США приобрели качественно иной характер, свидетельствует следующий слайд.

   Слаид№3: проблемы в школах США.

   Анализ  конфликтных ситуаций в школе  является как бы примером отношений  между двумя поколениями. Заканчивая анализ таких конфликтов, отметим: 

  1. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили  к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностях.
  2. Обычно в межпоколенных конфликтах задействованы институты, которые напрямую выполняют функцию социализации (родители в семье, или учителя в школе). Таким образом, возможно, такие конфликты (а точнее их последствия) одни из механизмов социализации, которые позволяют зафиксировать на себе внимание социализирующейся личности.
  3. Важным последствие таких конфликтов может служить то, что ввиду постоянного противостояния норм и ценностей двух поколений, окажется, что в итоге сохранятся “лучшие” (как естественный отбор у Дарвина). Такие процессы не дают стагнировать обществу, приводят его к постоянному развитию.
 

Часть 2

   Межличностные конфликты в армии.

   Для анализа межличностных конфликтов рассмотрим взаимодействие в такой  ярко выраженной конфликтной группе как армия.

   Проводимые  социологические опросы показывают, что от 50% до 70% солдат (матросов) и  сержантов (старшин), проходящие службу по призыву, подтверждают наличие в  своих частях (на кораблях) случаев  неуставных взаимоотношений. Только каждый четвертый из числа опрошенных характеризует  обстановку в своем воинском подразделении  как товарищескую. 52% солдат и сержантов  отмечают равнодушное и безразличное отношение друг к другу; а 23% респондентов склонны оценивать ситуацию в  своих коллективах как напряженную, осложняемую конфликтами.

   Слаид№4Типы механизмов функционирования конфликтов в армии.

 

   “Дедовщина” представляет собой проявление неуставных взаимоотношений, при котором в качестве доминирующего социального признака (а в соответствии с ним - и комплекса “привилегий” или “обязанностей” в неформальной структуре подразделения) выступает срок службы.

     Система – отлаженная, безотказная  и весьма действенная, а потому  и воспринимаемая большинством  военнослужащих как необходимая  и целесообразная в армейских  условиях.

   В случае с дедовщиной, главное состоит  в том, что обе противостоящие стороны (старослужащие и молодые  солдаты) во всех случаях вынуждены  воспринимать роли (“руководителей”  и “подчиненных”) навязываемые им неформальной структурой (как в “Тюремном  эксперименте” Ф. Зимбардо).

   “Землячество” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной принадлежности. В период с конца 70-х и вплоть до начала  90-х годов шел интенсивный процесс вытеснения “дедовщины” “землячеством” (на национальной основе), как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой основной прирост населения страны происходил за счет среднеазиатских и закавказских республик.

   “Культ  силы” - неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств и особенностей. Конфликты на этой основе особенно контрастно проявляются в подразделениях однопризывного состава.

   “Религиозный  фактор” - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным конфессиям, когда имеет место противоправное действие одних военнослужащих к другим военнослужащим представителей отдельных конфессий (в частности, мусульман). “

   “Криминогенный  фактор” - неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным группировкам криминогенной направленности до их призыва в ряды Вооруженных Сил. О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные данные: среди призывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5% были осуждены; осенью того же года криминогенность призывного  контингента составляла 18,3% и 3,7%.(170 тысяч призывников, направленных весной на военную службу, имели судимость или проблемы с законом. По предварительным данным, эти призывники с погашенной судимостью, имеющих условные сроки, а также те, кто состоял на учете в милиции. Всего минувшей весной в войска направлены свыше 305 тысяч юношей. – 2009 год)

   Представители данной категории военнослужащих до призыва в армию имели непосредственные дружеские контакты с лицами, отбывавшими  сроки заключения в местах лишения  свободы, и как следствие этого  – перенявшие “стиль и форму  поведения, свойственные этому кругу  лиц (от внешних признаков – татуировка и жаргон, до восприятия особой идеологии  о “высших” принципах и нормах поведения)”.

   При наличии же в подразделении, части (на корабле) нескольких таких военнослужащих, создаются предпосылки для их объединения во внутренне сплоченную группу, создающую себе некий имидж  высшей касты”, столь характерный  для мест лишения свободы.

   Рассмотрев  механизмы проявления межличностных  молодежных конфликтов, надо сказать  об их истоках. Выделим такие типы конфликтов, в основе которых лежит:

  1. Конфликт ценностей – конфликт, связанный с исповедованием индивидами различных ценностей, установок и предпочтений.
  2. Конфликт интересов – имеет место, когда действие одной личности, стремящийся достичь своих целей, блокируются, сталкиваются с действиямидругой личности, также пытающейся достичь своих целей.
  3. Обладание возможностями – конфликты, связанные с контролированием и обладанием материальных ценностей и возможностей.

Информация о работе Виды и причины конфликтных ситуации в молодежной среде