Виды и причины конфликтных ситуации в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

События произошедшие 15 декабря прошлого года поразившие всю страну.Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностных ресурсов. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде.

Работа содержит 1 файл

конфликты.docx

— 52.75 Кб (Скачать)

Сложно  сказать, что же лежит в первоистоках возникновения конфликтов, но видимо различие в ценностных представлениях подростков является основным, для дальнейших, более сложных конфликтных взаимоотношениях. 

Часть 3.

   Межгрупповые  молодежные конфликты. 

   Говоря  о конфликтах между учениками, мы уже затронули второй класс конфликтов – конфликты внутри молодежной среды. Рассматривая такие конфликты, попытаемся разделить саму молодежную группу.

   Многие  подростково-молодежные группы социально нейтральны или признаются обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный характер. Выделяют следующие виды молодежных групп:

  1. Случайная группа – например, затевающие драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность “отпустить тормоза”. Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.
  2. Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности – это суицид). Обычное занятие ретристских групп – бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.
  3. Агрессивная группа – основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы является жестокая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: “мы - они”.
 

    Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и  конформизм. Выходят члены “стай”, как правило, из конфликтных семей. А отсюда – примитивный уровень  мышления.

    В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он “все может”. Такие  “стаи” обоснованно называют “молодежными бандами”.

   У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и  вандализм наивно считали “мальчишескими”  шалостями, принимали за особую молодецкую забаву, которой будто бы издавна  “славилась” Русь. Но сегодня нередко  эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.

   Сама  подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной  жестокости. Ненужные семье и школе  дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и  насилуют.

   У немалого числа молодых людей  отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие  стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. “Позиция отчуждения в его  экзистенциональном преломлении просматривается  как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодого досуга”.

    Криминальные  последствия демонстрации по каналам  средств массовой информации сцен жестокости и насилия, как показывают социологические  исследования, тесно связаны с  “психологической склонностью детей, подростков и молодежи к подражанию особенно понравившимся кумирам. Отсюда, мы можем наблюдать “разборки” между самими подростками (рэпирами и металистами) – “как большие!”, а ведь виновники этого – сами взрослые - те социальные институты, которым общество поручило воспитание детей. Регулярное созерцание подростками супергероев, которым не страшны никакие драки и побоища, формирует нередко убеждение, что только с помощью силы можно добиться жизненного успеха. Причем девушки не намного отстают в проявлениях жестокости от юношей. Сейчас дети и подростки нередко оказываются перед выбором: кем стать – жертвой или преступником. Многие выбирают второй путь. Или их заставляют старшие.

   Вообще, как считал Л. Козер, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению. “Далеко не все разновидности конфликта благоприятны для внутригрупповой структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой протекает конфликт”.

   В социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной  ситуации, поскольку время от времени  в ней вспыхивает конкуренция  отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций  престижа или отношений власти.  

   Социологи, криминологи и психологи типологизировали членов молодежных групп и выделили следующее:

    1. “Аутсайдер” - человек, попавший в жизненный тупик, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможностей для самореализации.

     

    2. “Маргинал” - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт.

    3. “Конформист” - человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, хорошо адаптирующийся в новой социальной микросреде, быстро и без особых усилий усваивающий групповые ценности и нормы.

    4. “Приспособленец” - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения статуса в группе, а за счет этого и престижа в обществе.

    5. “Фанат” - человек, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно соблюдающий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет в разрез интересам группы.

    6. “Борец” - человек, для которого процесс борьбы за идею значит больше, чем сама идея, всегда готовый к активным действиям по защите групповых интересов, ее автономии и ценностей.

    7. “Вождь” - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий для этого способностями.

    8. “Попутчик” - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми ценностями и нормами.

    9. “Имитатор” - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей.

    10. “Скучающий” - человек, одним из мотивов вступления в группу которого является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения. 

   В таких компаниях "модель поведения" убого-примитивная: слабый - пропадай, сильный - выживай. Под "силой" нередко  понимается групповая расправа над  одиночками, чем-то не угодившими их требованиям.

   В молодежных компаниях очень часто  высмеиваются такие качества, как  чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются общечеловеческие качества. Отсюда - жестокость, доходящая порой до садизма, развязность,  оскорбления в адрес "чистых мальчиков  и девочек", которые "сидят дома, читают книги и хорошо учатся".

   Где же истоки таких отношений? Подводя  итоги надо заметить:

  1. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций (кто главнее). Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю.
  2. Другой тип конфликтов – ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы. Такие напряжения редко переходят в конфликт в связи с тем, что представители разных социальных групп редко вступают во взаимодействие.
  3. Важно отметить, что с возрастом, усложняются причины возникновения конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.
 
 

Если в 1991 году скинхедов в России насчитывалось не больше десятка, то к 1994 году оно становится массовым. К тому времени формируется первая русская музыкальная группа НС-скинхедов Коловрат. Первый криминальный инцидент, в который оказались втянуты скинхеды, произошёл в Санкт-Петербурге 20 апреля 1995 года, когда группа бритоголовых во главе с Артемом Талакиным избила в метро азербайджанца[2]. Первый скандал со скинхедами просочился в прессу, когда 2 мая 1998 года группа бритоголовых во главе с Семёном Токмаковым напала и избила в Москве чернокожего сотрудника охраны американского посольства морского пехотинца Уильяма Джефферсона[3].В 1999 году скинхеды от уличных стычек переходят к нападениям на стационарные объекты. Так 28 августа 1999 они устраивают погром в московском храме Общества сознания Кришны[4]. Годом позже (21 октября 2000) они громят вьетнамское общежитие в районе станции Сокол[5]. В 2001 году скинхеды перешли к организованным погромам торговых точек в московских Ясенево (21 апреля) и Царицыно (30 октября)[6]. 14 апреля 2006 года вооруженные металлическими прутами скинхеды напали на цыганский табор в городе Волжский Волгоградской области[7].Весной 2009 в СМИ промелькнула информация, что скинхеды планируют организовать всероссийский погром 5 мая[8], который впрочем не состоялся, однако ознаменовал вооруженное противостояние скинхедов и правоохранительных органов. В тот день скинхеды закидали нижегородский РОВД Ленинского района бутылками с зажигательной смесью[9]. Аналогичные акции прошли в Москве (атака на Перовский военкомат) и Чебоксарах[10].Террор скинхедов достиг такого накала, что 1 ноября 2009 года в столице Бурятии прошёл митинг в память жертв скинхедов[11]

  • НС-скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства «белой», арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. В нацистской Германии славяне официально, в целом, не признавались неполноценными, об этом можно судить по брошюре «Недочеловек» (в ней в противоположность «советско-большевистской деградации» ставятся славяне-хорваты и болгары), хотя некоторая часть верхушки третьего рейха придерживалась русофобских взглядов:

«Важно, чтобы  на русской территории население  в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве. Если германскому руководству удастся не допустить сближения с русским населением и предотвратить влияние немецкой крови на русский народ через внебрачные связи, то вполне возможно сохранение германского господства в этом районе при условии, если мы сможем преодолеть такую биологическую опасность, как чудовищная способность этих примитивных людей к размножению.»[4].

  • НС-скинхеды — крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. В Англии предмет их неприязни — пакистанцы и бангладешцы, в Германиитурки и поляки[5] [6] [7], в России — армяне, азербайджанцы, таджики и т.д.[8] [9] [10]
  • НС-скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места. Этот пункт является далеко не самым важным в идеологии неонацистов вообще, и в частности НС-скинхедов, постепенно исчезая, так же как это было в НСДАП, где социалистическая часть идеологии постепенно отошла на второй план и позже полностью утратила значимость.
  • Особый культ у НС-скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других лидеров нацистского движения.
  • Национализм в идеологии НС-скинхедов уступает первенство идеям расового превосходства, борьбы против остальных рас или изоляции от них. То же самое было в идеологии НСДАП, где считали, что раса важнее нации, а нации в свою очередь составляют расу, в их случае арийскую, которые должны были объединиться и составить собой арийскую империю.
  • Фюрер-принципу германского авторитаризма некоторые НС-скинхеды противопоставляют принцип «сопротивления без лидеров» (вариант демократии «для белых»), но все-таки большинство неонацистских организаций имеют своих фюреров.
  • Не существует чёткого определения «общепринятой» религии среди НС-скинхедов, как и какого-либо разделения среди них по религиозному критерию. Де-факто, многие НС-скинхеды являются агностиками или даже атеистами. Однако значительное число проявляет большой интерес к германо-скандинавской мифологии и язычеству, особенно к реконструированным языческим верованиям, в виде неоязыческих движений, а также к оккультной стороне нацизма, включавшей в себя языческие элементы. Кроме этого, в России существуют группы НС-скинхедов, исповедующих православие, остальные же являются крайними противниками христианства и православия в частности, поскольку Иисус Христос еврей, а христианство зародилось в контексте мессианских движений иудаизма, что никак не может уживаться с нацистской идеологией, неотъемлемой частью которой является антисемитизм. В некоторых других странах НС-скинхеды поголовно выступают против христианства и причисляют его к так называемому иудео-христианству, выделяя таким наименованием непосредственную связь между иудаизмом и христианством. Множество НС-скинхедов относят к исламистамЕвропе например Дэвид Вулстон)[11], так как известна их нетерпимость к христианству и иудейству[12], отсюда и вытекает любовь к радикальному исламу (возможно исламофашизму), в котором в некоторой степени идет противоборство христианству и сионизму.
  • Важное значение для НС-скинхедов играет образ эсэсовца, который частично повлиял на образ самих НС-скинхедов. Мистически в их движении воспринимается и сам «чёрный орден» СС, созданный в свою очередь по типу средневековых рыцарских орденов, главным образом тамплиеров[13].
  • Являясь участниками праворадикальных движенией, НС-скинхеды — сторонники крайних мер с применением насилия (как правило в особо жестокой форме), что обычно трактуется как экстремизм. Многим из них близка идея революции, то есть государственного переворота с целью установления национал-социалистического режима.

Информация о работе Виды и причины конфликтных ситуации в молодежной среде