Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «стиль педагогического общения».
Проанализировать сущность педагогического становления студентов педагогического колледжа.
Выявить влияние стиля педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического общения и профессионального становления студентов
1.1 Понятие и стили педагогического общения ……………………………… 6
1.2. Сущность профессионального становления студентов педагогического колледжа ………………………………………………………………………. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа
2.1. Выявление стилей педагогического общения у преподавателей педагогического колледжа …………………………………………………… 18
2.2. Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения …. 21
Заключение ………………………………………………………………….. 27
Список литературы …………………………………………………………. 29
Приложение

Работа содержит 1 файл

Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Влияние стилей педагогического  общения на профессиональное становление  студентов педагогического колледжа

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические  основы педагогического общения  и профессионального становления  студентов

1.1 Понятие и стили педагогического  общения ……………………………… 6

1.2. Сущность профессионального  становления студентов педагогического  колледжа ………………………………………………………………………. 13

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей педагогического  общения на профессиональное становление  студентов педагогического колледжа

2.1. Выявление стилей педагогического  общения у преподавателей педагогического  колледжа …………………………………………………… 18

2.2.  Рекомендации по  оптимизации стилей педагогического  общения …. 21

Заключение  ………………………………………………………………….. 27

Список литературы  …………………………………………………………. 29

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что высшее образование предъявляет довольно высокие требования к компетенции будущих специалистов. Это практически является всем для будущих преподавателей. Различные виды компетенции студентов напрямую зависят от стиля педагогического общения преподавателей. В условиях продолжающегося реформирования Российского общества система профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов личности, потребности муниципальных и региональных рынков труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.

В отечественной педагогике понимание важности процесса общения  преподавателя и ученика, специфичности  этого процесса, привело к введению понятия «педагогическое общение» (В.А. Кан-Калик [10], А.А. Леонтьев [14]) и целого направления работ посвященных его исследованию (В.А. Кан-Калик [10], А.А. Леонтьев [14], Л.М. Митина [20]). Педагогическое общение рассматривается как частный вид общения людей, имеющий как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение  преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее  определенные педагогические функции  и направленное (если оно полноценное  и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также  на другого рода психологическую  оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом  и учащимся (А.А. Леонтьев [14]).

В связи с этим, становятся актуальным вопросы  у педагога наиболее оптимальных и эффективных способов и приемов осуществления педагогической деятельности, обеспечивающей высокую  ее результативность, что подразумевает  под собой становление его  индивидуального стиля.  Верно найденный стиль, обусловливающий выраженность индивидуальности педагога, способствует демократичности, эффективности педагогического воздействия на учащихся, продуктивному общению участников данного процесса, максимальному раскрытию индивидуального потенциала каждого обучаемого.

Цель работы: выявить влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.

Объект: профессиональное становление студентов педагогического колледжа.

Предмет: влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой  следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие  «стиль педагогического общения».
  2. Проанализировать сущность педагогического становления студентов педагогического колледжа.
  3. Выявить влияние  стиля педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа

Методы исследования:

    • Анализ психологической,  педагогической и методической литературы по теме исследования;
    • Наблюдение;
    • Тест В.Ф. Ряховского для определения коммуникативных особенностей;
    • Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности;
    • Беседа с преподавателями.

 

Структура курсовой работы. Курсовая работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 34 источника и приложения.  Общий объем работы 37 страниц.

 

Глава 1. Теоретические  основы педагогического общения  и профессионального становления  студентов

1.1 Понятие и  стили педагогического общения

 

Одним из важнейших требований, которое предъявляет педагогическая профессия к личности учителя,  является четкость его социальной и  профессиональной  позиции.

Позиция  педагога  - это  система интеллектуальных и эмоционально-оценочных  отношений к миру, педагогической действительности  и педагогической деятельности.  Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического  общения, под которым понимаются индивидуально-типологические  особенности  взаимодействия педагога с учащимися.

Именно  поэтому стиль  педагогического общения рассматривается  в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности [10: 14].

В стиле педагогического  общения находят выражение особенности  коммуникативных возможностей  педагога;  сложившийся  характер взаимоотношений  педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности  учащихся. Будучи категорией, социально  и нравственно насыщенной,  стиль  общения неизбежно отражает общую  и педагогическую культуру учителя  и его профессионализм.

Общепринятой классификацией  стилей  педагогического общения  является их деление на авторитарный,  демократический и  попустительский.

При  авторитарном стиле  общения педагог единолично решает все вопросы,  касающиеся  жизнедеятельности, как классного коллектива, так  и каждого учащегося.  Исходя из собственных установок, он определяет  цели  взаимодействия,  субъективно оценивает результаты деятельности.  В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется  при автократическом подходе к воспитанию,  когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем,  имеющих к ним прямое  отношение,  а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата  и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых  конфликтных  ситуаций [26:15].

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют  проявлять учащимся самостоятельность  и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успеваемости. Авторитарный  педагог  акцентирует  внимание на негативных поступках школьника,  но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.  Внешние  показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость,  дисциплина на уроке и т.п.) чаще  всего  позитивны,  но  социально-психологическая  атмосфера в таких классах, как  правило, неблагополучная. Ролевая  позиция этих педагогов объективна.  Личность  и индивидуальность учащегося  оказываются вне стратегии взаимодействия.

Авторитарный стиль общения, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.  Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей,  к высокой оценке таких качеств личности,  как безответственность,  властность;  культивированию в ущерб внутренним достоинствам внешней привлекательности и физической силы.

Попустительский (анархический,  игнорирующий)  стиль общения  характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность,  что  объясняется снятием с  себя ответственности за ее результаты.  Такие педагоги формально выполняют  свои функциональные обязанности,  ограничиваясь лишь преподаванием.  Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства,  основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами, как школы,  так и учащихся.  Следствием подобной тактики является отсутствие  контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности.  Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны [14:10].

Общими особенностями  попустительского и авторитарного  стилей общения,  несмотря на кажущуюся  противоположность,  являются дистантные отношения между учителем и  учащимися,  отсутствие  между ними доверия,  явная обособленность,  отчужденность  учителя,  демонстративное подчеркивание  им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим  стилям  общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим.  При таком стиле общения педагог  ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение  каждого  к  решению  общих дел.  Основная особенность  этого стиля - взаимоприятие и  взаимоориентация.  В результате открытого и  свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно  с педагогом приходят к  тому  или  иному  решению.  Демократический  стиль общения педагога с учащимися - единственный реальный способ организации  их сотрудничества.

Для педагогов,  придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное  отношение к учащимся,  адекватная  оценка  их возможностей, успехов  и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника,  целей и  мотивов его поведения,  умение прогнозировать развитие его личности.  По внешним показателям своей  деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим  авторитарным  коллегам,  но  социально  психологический климат в их классах  всегда более благополучен.  Межличностные  отношения в них отличаются  доверием  и высокой требовательностью к себе и другим.  При демократическом стиле  общения  педагог  стимулирует  учащихся  к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации [20: 53-54].

Характеристика приведенных  выше педагогических стилей  общения  дана в «чистом» виде. В реальной педагогической практике чаще всего  имеют место «смешанные» стили  общения.

Педагог не  может абсолютно  исключить из своего арсенала некоторые  частные приемы авторитарного стиля  общения.  Как показали исследования,  они  оказываются  иногда  достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися  относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития.  Но и  в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический  стиль общения,  диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль  общения позволяет максимально  реализовать личностно-развивающую  стратегию педагогического взаимодействия.

Помимо основных  существуют промежуточные стили педагогического  взаимодействия,  в отношении  которых следует исходить из того,  что воспитательные силы всегда порождаются  личностными отношениями,  т.е.  всецело зависят от личности педагога [18: 20].

В.А. Кан-Калик установил  и охарактеризовал такие стили  педагогического общения:

    • как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся;
    • общение, в основе которого лежит дружеское расположение;  общение-дистанция; общение-устрашение;
    • общение-заигрывание [10:25].

Наиболее  продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Достаточно результативным является и   стиль  педагогического  общения на основе дружеского расположения, который можно рассматривать  как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися.  Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определенная мера дистантности сохраняет  статусные  позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия.  Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция, которое используют в полной мере как опытные педагоги, так и начинающие.

Исследования показывают, что  достаточно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к  формализации взаимодействия  педагога  и учащегося.  Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений и является показателем  ведущей  роли  педагога,  но должна  быть основана на авторитете.  Превращение  «дистанционного показателя» в  доминанту педагогического общения  резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к упрочнению авторитарного стиля их взаимоотношений [23: 228].

Информация о работе Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа