Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение стилей взаимоотношения в семье и их влияние на тревожность у дошкольников.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника.
2. Выявить причины появления тревожности у дошкольников.
3. Изучить уровень тревожности у воспитанников детского сада дошкольного возраста подготовительной группы.

Содержание

Глава 1. Проблема влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника в психолого-педагогической литературе.
Роль семьи в формировании личности ребенка. 5-8
Тревожность как свойство личности ребенка дошкольного возраста. 9-13
Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника. 14-18
Глава 2. Изучение влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника.
Методики диагностики уровня тревожности у дошкольника. 19-25
Определение стиля детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольника. 26-29
Анализ результатов исследования и рекомендации. 30-36
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 39-46

Работа содержит 1 файл

курсовая Екатерины.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

 

                                                             

                                                              Содержание

 

Глава 1.   Проблема влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника  в психолого-педагогической  литературе.

    1. Роль семьи в формировании личности ребенка.                                                                                            5-8
    2. Тревожность как свойство личности ребенка дошкольного возраста.                                                      9-13
    3. Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника.              14-18

Глава 2.   Изучение влияния детско-родительских отношений на тревожность дошкольника.

    1. Методики диагностики уровня тревожности у дошкольника.                                                                    19-25
    2. Определение стиля детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольника.   26-29
    3. Анализ результатов исследования и рекомендации.                                                                                    30-36

Заключение                                                                                                                                                                                   37

Список литературы                                                                                                                                                                      38

Приложение                                                                                                                                                                                39-46

                     Введение

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение всей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

 Первые впечатления  о мире ребенок получает через эмоции. Эмоциональное состояние ребенка определяет то, как он видит свой мир - своих родителей, свой дом и самого себя. Именно это эмоциональное состояние и является основой для будущего развития.

 В настоящее время  особенно актуальна проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. В этом возрасте идет подготовка к школе, формирование личности. Современный ребенок подвергается огромным эмоциональным перегрузкам. К неблагоприятным воздействиям относятся и неблагоприятные взаимоотношения в семье. В результате большого количества семейных конфликтов зачастую не реализуется основная функция семьи, которая заключается в удовлетворении  потребности каждого члена семьи  в симпатии, любви, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Неблагополучные отношения  между родителями, отсутствие должного внимания и своевременного воздействия  на эмоциональную жизнь ребенка, так же отрицательно сказывается на его развитии, и являются причиной возникновения детских эмоциональных проблем. Результатом неблагоприятных взаимоотношений в семье являются обилие таких негативных реакций, как нетерпимость, агрессивность, тревожность, страх и др.

Проблема тревожности  изучалась такими психологами, как  А. М. Прихожан (разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей), З. Фрейд (выдвинул основные виды тревожности, исследовал страх), К. Хорни (исследовал основные способы, как избежать тревожность) и др.

 В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е – начало 1990-х годов.

При рассмотрении проблемы семейных взаимоотношений осуществлялась опора на работы                     М. Арутюнян (исследовала типы семей), Э.Г. Эйдемиллера (выделил основные характеристики типов воспитания ребёнка), Е. А. Личко (предложил наиболее подробную схему анализа семьи), Е. Т. Соколова (работа по проблеме стилей отношений «мать – ребенок»), Спиваковская А.С. (выделяла неблагоприятные типы отношений в семье).

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует недостаточное количество исследований, которые позволяли бы установить четкие взаимосвязи между стилем  детско-родительских отношений и уровнем тревожности дошкольника.

 Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая  и практическая разработанность  обусловили выбор темы курсовой  работы: «Влияние стиля детско-родительских  отношений на уровень тревожности  дошкольника».

Цель исследования: изучение стилей взаимоотношения в семье и их влияние на тревожность  у дошкольников.

 

Задачи:

      1.    Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме  влияния  детско-родительских  отношений на уровень тревожности дошкольника.

      2.   Выявить причины появления  тревожности у дошкольников.

      3.   Изучить уровень тревожности у воспитанников детского сада дошкольного возраста         подготовительной группы.

      4.   Изучить стили детско-родительских  взаимоотношений в исследуемой группе и их влияние на  уровень тревожности.

      5.  Разработать рекомендации в виде упражнений, которые родители могут выполнять вместе с детьми

Объект: детско-родительские отношения в семье, воспитывающих ребенка дошкольника.

Предмет исследования: влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника.

Методы исследования:

    1. Теоретический:  анализ, сравнение, опрос
    2. Тестирование

База исследования: исследование проводилось в МДОУ № 18 города Кыштыма Челябинской области. В эксперименте принимали участие: дети старшей и подготовительной группы, общее число – 37, родители – 19.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

Глава 1. Проблема влияния детско-родительских отношений  на тревожность дошкольника в психолого-педагогической литературе.

 

    1.1 Роль семьи в формировании личности ребенка.

 

Семья – это особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности.

В процессе близких взаимоотношений  с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствует формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

 Важнейшей характеристикой  семьи являются ее функции.  Жизнедеятельность семьи, непосредственно  связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

 Рассмотрим основные  функции семьи. (Э.Г. Эйдемиллера) (18)

    • Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контакте с детьми и их воспитании. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
    • Хозяйственно – бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
    • Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
    • Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащение. Она играет значительную роль в духовном развитии человека.
    • Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
    • Сексуально – эротическая функция –   удовлетворение сексуально – эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально – эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

 С течением времени  происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Нарушения функций семьи – это такие нарушения её жизнедеятельности, которое затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий  круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними,  определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т.д.)

 Стиль отношения  к ребенку влияет не только  на становление тенденции к  определенному стилю детского  поведения, но и на психическое  здоровье детей. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия

 Таким образом, выделяются следующие типы семей: традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая). (Э. Артюнянцев)(4)

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших: педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованиям является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

 В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения счастья ребенка. Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует симбиоз ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

 Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания являются усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу.

 Что касается первых  двух типов, то они относятся  к разным вариантам общехристианской модели, которые характеризуются как идеальная божественная модель христианской семьи и идеальная земная модель (Святое семейство). Третья модель существует только в воображении гуманистических психологов.

Вместе с тем, Э. Артюнянцев проводит очень интересный анализ следствий воспитания в детоцентрической семье и причин массового распространения этого типа семьи в современном обществе. Он считает инфантилизм молодежи прямым следствием воспитания в детоцентрической семье. Причина возникновения детоцентризма, на его взгляд, следующие:

    • увеличение продолжительности жизни, совместного существования детского и родительского поколения (в 1,5 раза дольше, чем в 19 веке.)
    • нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье. Практические связи в совместном труде заменяются эмоциональным, а отношения инфантилизируются;
    • отсутствие четких норм санкционирования отношений родителей и детей, что привело к утрате дистанции между ними;
    • изменения в системе образования: до 17-22 лет детям
    • необходима помощь родителей.

Наиболее подробную  схему анализа семьи предложил  известный психиатр Е. А. Личко (Личко Е. А. Подростковая психиатрия.1979)

 Его описание семьи  включает следующие характеристики  и их варианты.

      1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима отца или мачехи вместо матери).
      2. Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья. Выделяются следующие причины дисгармонии:
    1. нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
    1. деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
    2. распадающаяся семья (конфликтная семья, с высоким риском развода);
    3. ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

 

 В.В. Столин и  А.Я. Варга предлагает следующую  классификацию взаимоотношений родителей и ребенка(3):

«Принятие» - родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить с ним много времени, одобряет его интересы и планы

Информация о работе Влияние стиля детско-родительских отношений на уровень тревожности дошкольника