Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Содержание

РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования.doc

— 532.00 Кб (Скачать)

     Министерство  Образования

     УО  «Могилевский государственный университет  им. А.А. Кулешова» 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая работа

     по  психологии 
 
 
 
 

     Влияние педагогического взаимодействия воспитателя на развитие самооценки дошкольника 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  выполнила

                                                                          студентка ОЗО 2 курса

                                                                          группа «Б» ф-т ПиПд

                                                 Коромыслова

                                                 Татьяна ладимировна

                                                                          Проверила: 
 
 

     Могилев 2010г. 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     РЕФЕРАТ……………………………………………………………3

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13

     1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8

     1.2. Особенности развития самооценки  у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13

     ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14

     ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25

     2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17

     2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20

     2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25

     ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26

     ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43

     3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35

     3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38

     3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43

     ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48

     ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

      
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 

     Во  введении обосновывается актуальность темы исследования, излагаются цель, гипотеза и задачи, определяются, теоретическое и практическое значение.

     Курсовая  работа состоит из 58 страниц. Работа содержит 8 таблиц и 7 приложений.

     Ключевые  слова: самооценка, дошкольник, педагогическое взаимодействие, влияние.

     В первой главе излагаются подходы к изучению особенностей самооценки дошкольника в отечественных и зарубежных трудах психологов, а также особенности развития самооценки детей дошкольного возраста.

     Вторая  глава курсовой работы посвящена изучению педагогического взаимодействия в дошкольном учреждении. Показаны характеристики стилей педагогических взаимодействий, т.е. стилей общения, функции воспитателя, а также раскрыта структура педагогического взаимодействия. Было рассмотрено, как может влиять оценка и общение педагога на самооценку дошкольника. Большое внимание уделялось особенностям содержания общения воспитателя и дошкольника.

     В третьей главе дается описание организация и проведение исследования. Исследование проходит в трех экспериментах: констатирующий, формирующий и контрольный. Основные методы исследования – это наблюдение, беседа.

     Вывод дается по всем главам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Дошкольный  возраст – начальный период осознания  ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.

     Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

     Самооценка  является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

       Она включена во множество  связей и отношений со всеми  психическими образованиями личности  и выступает в качестве важной  детерминанты всех форм и видов  ее деятельности и общения.  Истоки умения оценивать себя  закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

       Семья- главное звено в становлении самосознании, развитии самооценки. Детский сад находится в этой цепи – развитии самооценки дошкольника. Ведь детский сад – это первое маленькое общество для ребенка. Ребенок приходит в детский сад, где нет ни мамы, ни папы – их заменяет педагог. Как будет чувствовать ребенок себя в дошкольном учреждении: хорошо или плохо, найдет ли ребенок в этом незнакомом ему человеке поддержку?

     Педагог формирует личность ребенка (начальным этапом в развитии личности  является самооценка дошкольника), развивает его всесторонне. Каждый ребенок индивидуален, к каждому ребенку необходим свой подход. Этот подход реализуется через общение педагога и ребенка. Общение педагога с ребенком происходит по-разному.  Как общается педагог, оценивает его поступки, указывает на их, зависит от него самого. Если в этом общении нет любви, заботы, привязанности к ребенку, то ребенок становится, замкнут, безразличен, агрессивен, не хочет идти в детский сад и т.д., у ребенка занижается собственная самооценка. Вот почему так важна роль общения педагога с воспитанником детского сада.

     Проблемы педагогического взаимодействия широко обсуждаются на психологических съездах, конференциях, семинарах. Ничего удивительного в этом нет. Ведь невозможна без педагогического общения деятельность ни учителя, ни воспитателя, ни музыкального руководителя, ни инструктора физического воспитания. И успех в воспитании и обучении, гуманизации этих процессов, рост профессионального мастерства в значительной степени определяется тем, насколько совершенно педагогическое взаимодействие.

     Таким образом, можно сказать, что педагогическое взаимодействие влияет на развитие самооценки дошкольника. Специалисты считают, что педагог окажет позитивное воздействие на самооценку своих питомцев, если, взаимодействуя с ними, научит гордиться тем, что каждый из них умеет делать хорошо, помогая осознать тем самым свои способности. Вот почему эта тема так актуальна.

     В исследовании проблемы влияния педагогического  взаимодействия на развитие самооценки в дошкольном возрасте важно понять: как влияют педагогическое общение,  роль оценки педагога, получаемые ребенком на его самооценку? Чем руководствуется воспитатель, оценивая ребенка тем или иным образом?

     Цель исследования – изучение влияния педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника. 
Объектом исследования – самооценка детей дошкольного возраста. 
Предметом исследования – особенности влияния педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника. 
Гипотеза исследования: предполагается, что педагогическое взаимодействие влияет  на развитие самооценки дошкольника. 
          В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

     1. На основе  теоретического анализа, определить  основные теоретические подходы  к проблеме самооценки дошкольника  в зарубежной и отечественной  психологии,  сущность понятия  самооценка и особенности развития самооценки в дошкольном возрасте.

     2. Раскрыть особенности педагогического взаимодействия в системе дошкольного учреждения.

     3. Выявить условия формирования адекватной самооценки дошкольника в педагогическом взаимодействии.

     4. Подобрать и применить комплекс методик, приемов и методов для исследования влияния педагогического взаимодействия в формировании самооценки  дошкольника. 
 Методы исследования: наблюдение, беседа.
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ  
 

     1. 1. Основные направления  изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

      

      Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

       Среди них можно выделить следующих  авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.

     В психологической литературе, как  в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

Информация о работе Влияние стиля воспитателя на самооценку дошкольника