Влияние субкультуры на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования - заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие личности.

Цель работы - выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.

задачи:

1. Провести анализ проблем социального воспитания подростков;

2. Раскрыть сущность понятий социальное воспитание и субкультура;

3. Раскрыть психологические особенности возрастной субкультуры;

4. Показать влияние субкультуры на социальное воспитание подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания…………………………………………………………………………5

1.1. Сущность понятия «подростковая субкультура»…………………………..5

1.2. Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры……………………………………………………………………….9

1.3. Влияние субкультуры на социальное воспитание личности…………….14

Глава 2.Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков………………………………………………………………………..19

2.1. Диагностический этап исследования………………………………………22

2.2. Педагогические рекомендации…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность  отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках. 
 
 

Глава 2. Исследование влияния  субкультуры на социальное воспитание подростков

В субкультуре  реализуется одна из основополагающих потребностей учащихся - выстраивание образа «Я». Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для подростков и молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение старшеклассника. Анализ социологической, культурологической и психологической литературы дает основание в качестве важного элемента неофициальных субкультур выделить социокультурные контексты: «радикально-силовой» (скинхеды, футбольные фанаты), «либеральный» (хиппи, ролевики), «радикально-протестный» (панки) и другие. Здесь можно говорить о наличии резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти объяснение своего состояния. Так эмоциональная неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым контекстом субкультур.

Эмоциональная привлекательность «неформального» (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает  значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками  к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у воспитанника опыта самопонимания и самоопределения. Кроме этого, у старшеклассников - представителей неофициальных юношеских субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, вызываемые как провоцирующим имиджем, так и некомпетентностью в общении. Рассогласования в сфере общения, усиливаются после того, как школьник начинает предъявлять себя как представитель субкультуры.

Наряду  с источником влияния юношеской  субкультуры можно условно выделить три вероятностных последствия  для социализации:

- позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования),

- социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни),

- индивидуально-негативная (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизма - «бегства» от социальной реальности).

Актуальность  исследования социально-педагогической помощи старшим школьникам - представителям юношеских субкультур обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. Во-первых, юношеские субкультуры стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Данные социологических исследований подтверждают, что значительная часть учащихся старших классов идентифицирует себя с той или иной субкультурой, и определенное количество старших школьников испытывает на себе ее ощутимое влияние. В то же время воздействие на учащихся ряда неофициальных юношеских культур таит в себе социальные опасности, так как одни субкультуры транслируют идеи экстремизма, расовой и национальной дискриминации, другие - проповедуют криминальный образ жизни, третьи - пропагандируют употребление психоактивных веществ и т.д. Данные субкультуры создают риск для социализации учащейся молодежи.

Из выше приведенных доводов следует, что  современная социально-педагогическая практика нуждается в воспитательных технологиях, обеспечивающих свободу  выбора школьника в пространстве влияния разнообразных культур, позволяющих осуществлять нравственную поддержку в ситуациях многочисленных культурных интервенций, направленных на личность со стороны, как агентов субкультур, так и субъектов социального, семейного и конфессионального воспитания. Во-вторых, необходимость помощи школьникам представителям юношеских субкультур осознается достаточно давно. Достаточно широко распространены в нашей стране различные по масштабу рок-фестивали («Прорыв», «Окна Открой!», «НАШЕствие», «Крылья» и другие), являющиеся для юношей и девушек площадками самовыражения в сфере субкультуры. В частности, работа с представителями неофициальных юношеских субкультур осуществляется в таких формах, как формирование «уличных площадок» для предъявления подростками себя как представителей субкультур в г. Одессе (опыт работы М.Б. Кордонского). В-третьих, изучение субкультур - относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике было защищено около сорока диссертаций, наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские, эстетические, социологические, лингвокультурологические, социально-управленческие, социально-психологические аспекты данного феномена.

Одним из отправных моментов теоретического обоснования социально-педагогического  взаимодействия субъектов воспитания с представителями юношеских  субкультур является концепция педагогики социальной работы (В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас), где социальное воспитание трактуется как педагогически ориентированная  и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему  поколению в период его включения  в социальную жизнь.  

2.1. Диагностический  этап исследования.

Внимательно изучив факторы, влияющие на вступление подростком в субкультуры, я провела  анкетирование в трех параллельных 11 классах СОШ п. Боровой. Моя задача была выявить взаимоотношения в их семьях, увлечения, интересы. В последние годы, в результате социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Мне было интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

Проблемы, волнующие старшеклассников, %

     
Приобретение  интересной профессии 79
Личные  денежные трудности 11
Денежные  трудности семьи
Отношения с родителями 28
Отношения между родителями 21
Отношения со сверстниками 6
Конфликты с педагогами 2
Трудности усвоения школьного материала 6
Чем заняться в свободное время 4
Личная  жизнь 58
Здоровье  членов семьи 53
Отсутствие  фирменных вещей 4
Будущее 20

               

                  

      

Наиболее  популярными были пять вариантов  ответов. Бесспорно, логичным можно  признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными  переживаниями, что традиционно  связано с возрастными особенностями  подростков.

Представляет  интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор - обеспокоенность  школьников старших классов здоровьем  своих близких. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для  семьи. Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают  конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед  подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость  ответами по этой позиции сравнительно невелика.

И, наконец, взаимоотношения между родителями. В последнее время число разводов и ссор увеличилось, что связано  с постоянной занятостью обоих партнеров. Но, анализируя возможные последствия  возвращение семей к традиционному  распределению ролей между супругами, можно предположить позитивный эффект на осуществление семьей воспитательной функции: повысится социальный контроль за детьми, они будут расти более здоровыми, ухоженными, мать будет уделять больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сузит ее кругозор, замкнет ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать хорошие и полезные рекомендации.

Ценность учёбы  в школе

      Учёба позволяет % к числу опрошенных
      приобрести  профессию 61
      стать образованным 58
      подготовиться к самостоятельной жизни 46
      стать богатым 29
      быть  не хуже других 20
 

Полученные  данные указывают на то, что у  подростков господствует ориентация на приобретение с помощью школьных знаний профессии. Получается, что ценность знаний, которые связаны с расширением  кругозора, понимание общих законов  организации природной и человеческой жизни изначально умаляется. Идёт интуитивное, неосознанное деление приобретаемых в школе и вне её знаний на нужные для будущей профессии и лишние. Но если не придётся по ней работать, как же без общей широкой подготовки молодые люди смогут приспособиться к жизни? Обнаружилось, что чем старше учащиеся, тем ярче у них выражена ориентация только на  те знания, которые дают возможность поступить на желаемую специальность. Узкоутилитарный подход господствует уже в 7-9 классах, а к выпускному ещё усиливается.

Противоречие  сегодняшнего образования заключается  в том, что, с одной стороны, оно  ориентировано на формирование культурных, освоивших нормы и правила  современной жизни, стремящихся  к постоянному самосовершенствованию  индивидов. С другой стороны, детям  постоянно внушают, что знания нужны, прежде всего, для поступления в ВУЗ на конкретную специальность. Не осознаётся необходимость более широкого общего развития, позволяющего человеку заниматься широким спектром деятельности.

Тематика  используемых школьниками речевых  оборотов, выражений, слов разнообразна. Я, на основе сделанных мною записей  высказываний школьников, выделяем следующие  тематические группы:

Общепродростковый сленг Бабосы, ништяк, стебаться, кайф, расслабуха.
Жаргонизмы, связанные с учебой Биологичка, физрук, литра, классуха, инфор, органайзер, художка, морилка.
Прозвища Гном, хомяк, дылда, куница
Цитаты  из культовых фильмов и книг Текай, хлопцы; Надо, Федя, надо; Улыбаемся и машем; Моя прелесть!
Названия  кинофильмов, телепередач В Багдаде все  спокойно; Фактор страха;

Дом 2; Поле чудес

Заимствования сленгизмов Табль; ситдавить; клаймить; тича.
 

Использование школьником-подростком в своей речи такого (или аналогичного – для  иных референтных групп) набора речевых  средств позволяет ему продемонстрировать свою принадлежность к какой-либо референтной группе. Я разговаривала со многими преподавателями об их отношении к употреблению нелитературной речи, ответ их однозначен – против. Однако, если задуматься, они ведь и сами употребляют жаргонизмы различного рода, даже на уроке среди детей. Особенно это касается молодых преподавателей. Они разговаривают с детьми на их жаргонизмах: клева, халява, физра, литра и т.д. Дети как губка впитывают все это.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние субкультуры на социализацию подростков