Влияние субкультуры на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования - заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие личности.

Цель работы - выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.

задачи:

1. Провести анализ проблем социального воспитания подростков;

2. Раскрыть сущность понятий социальное воспитание и субкультура;

3. Раскрыть психологические особенности возрастной субкультуры;

4. Показать влияние субкультуры на социальное воспитание подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания…………………………………………………………………………5

1.1. Сущность понятия «подростковая субкультура»…………………………..5

1.2. Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры……………………………………………………………………….9

1.3. Влияние субкультуры на социальное воспитание личности…………….14

Глава 2.Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков………………………………………………………………………..19

2.1. Диагностический этап исследования………………………………………22

2.2. Педагогические рекомендации…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
 
 
 
Факультет иностранных языков 
Кафедра финского языка 
 
Специальность 033200.00  Иностранный язык с дополнительной специальностью английский язык 
 
 
 
 
Экзаменационный реферат 
по педагогике на тему:

Влияние субкультуры на социализацию подростков 
 
 

    Работу  выполнила 
    студентка 124 группы 
    Дубровская Вера Николаевна 
     
    Научные руководители 
    Дубинина Наталья Николаевна 
    Конжиев Николай Михайлович 
     
     

    Петрозаводск 
    2010
     

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Детская  и подростковая субкультура как  фактор социального воспитания…………………………………………………………………………5

1.1. Сущность  понятия «подростковая субкультура»…………………………..5

1.2. Основные  подходы к исследованию проблемы  молодежной субкультуры……………………………………………………………………….9

1.3. Влияние субкультуры  на социальное воспитание личности…………….14

Глава 2.Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков………………………………………………………………………..19

2.1. Диагностический  этап исследования………………………………………22

2.2. Педагогические  рекомендации…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Тема  – влияние субкультуры на социализацию подростков

Актуальность  темы исследования - заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие личности.

Цель  работы - выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.

задачи:

1. Провести  анализ проблем социального воспитания  подростков;

2. Раскрыть  сущность понятий социальное  воспитание и субкультура;

3. Раскрыть  психологические особенности возрастной  субкультуры;

4. Показать  влияние субкультуры на социальное  воспитание подростков.

Объект  исследования: особенности процесса социального воспитания подростков.

Предмет исследования: характер влияния детской и юношеской субкультур на процесс социального воспитания.

Гипотеза  исследования :

Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния детской и юношеской  субкультуры на социализацию подростков.

Методы  исследования - теоретический анализ источников и документов, наблюдение.

Практическая  значимость - на основе изученного материала выявить степень влияния социальной группы и общества на развитие подростка как отдельной личности и определить возможность предотвращения и исправления негативных последствий такого влияния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания

1.1 Сущность понятия  «подростковая субкультура»

Под культурой  понимаются убеждения, ценности и выразительные  средства, которые являются общими для определённой группы людей и  служат для упорядочения опыта и  регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат  в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и  идеалов предшествующих поколений. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Молодежные  субкультуры - феномен городской  культуры западного типа. В нем  отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики  и моды. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. "Участие в политической жизни" в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса среди учащихся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что "в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде". "Политикой" интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма. [12]

Ценности  национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни" в его примитивном и облегченном  воспроизведении. Любимыми героями  и в определенной степени образцами  для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых "мыльных опер" (для девушек) и видеотриллеров типа Рембо (для юношей). Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве  случаев ограничиваются приобщением  к православию, кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть “любовью к Отечеству”. Возникновение такой субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

1. Молодежь, живет в общем социальном и  культурном пространстве, поэтому  кризис общества и его основных  институтов не мог не отразиться  на содержании и направленности  молодежной субкультуры. Каково  общество - такова и молодежь, следовательно,  и молодёжная субкультура.

2. Кризис  института семьи и семейного  воспитания, подавление индивидуальности  и инициативности ребенка, подростка,  молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

3. Коммерциализация  средств массовой информации, в  какой-то мере и всей художественной  культуры, формирует определенный "образ"  субкультуры не в меньшей степени,  чем основные агенты социализации - семья и система образования.  Ведь именно просмотр телепередач  наряду с общением наиболее  распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная  субкультура есть искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений  и ценностей [9]. Рассчитывать на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения  в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических  групп населения России также  постоянно снижается. Наблюдается  тенденция к дегуманизации и  деморализации в содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в  принижении, деформации и разрушении образа человека.

 

1.2 Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры

Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный  характер. Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, "субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества"[20] . В  таком контексте это понятие  используется для определения образцов поведения и ценностей у различных  меньшинств. Предметом исследования при таком подходе может выступить  субкультура мормонов в США или  субкультура старообрядцев в  России, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура  криминального сообщества (мафии) в  Италии. В таком подходе решаются проблема отношений и взаимодействий субкультуры с обществом, проблема сосуществования субкультур. Важно  отметить, что в любом определении  понятия субкультура подчеркивается принципиально немассовый, в известном  смысле эзотеричный ее характер, явное или скрытое противопоставление общей культуре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установления культурного господства.

«Молодежная субкультура» не сразу стала описываться  и анализироваться именно как  субкультура (в данной модели). Ей, можно  сказать, отказывали в равноправии  с иными субкультурами (этническими, религиозными). Ее феномены длительное время рассматривались как «девиации» (отклонения от норм) и как таковые  привлекали внимание в большей степени  криминологов, чем культурологов.

Существует  целый ряд концепций, объясняющих  сущность и причины вовлечения молодежи в ту или иную субкультуру. Во многих направлениях формирование молодежных субкультур и механизмы включения  в них рассматривались в контексте  социализации. На раннем этапе исследований акцент делался, главным образом, (используя  термин А.В.Мудрика) на молодежь как  жертву социализации и формирование субкультур виделось скорее как нарушение  механизмов социализации. В исследованиях  криминальных молодежных группировок  социологами Чикагской школы  причину складывания группировок  и включения в них подростков видели в неблагополучии среды, социального  окружения, не оставляющей возможности  для нормальной социализации. Роберт Мертон интерпретировал криминальное поведение как следствия разрыва  между притязаниями личности и возможностями  их реализации в том социальном пространстве, в котором живут молодые люди. А.Коен утверждал, что у групп подростков одного и того же возраста, но по-разному ориентированных, существуют значительные отличия в представлении о статусе и критериях его достижения. Для «послушных учеников из среднего класса» - это «образование, квалификация, уважение, замужество, признание заслуг со стороны значимых взрослых, а в их лице - общества в целом». Для «мальчишек из подворотни» - «моментальное удовольствие, грубость, жестокость, высокий уровень риска и волнения, ценности, которые не сулят каких-либо похвал со стороны взрослых и общественно значимого признания». В отличие от тех, кто видел в молодежи социальную проблему, его представители - Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на поведение, стиль или сленг, были, в конечном счете, некоторыми адаптивными формами, их существование помогало обществу в целом достигать стабильности, и с этой точки зрения они были социально значимыми и положительными. Т. Парсонс видел основную функцию молодежной культуры в положительной помощи, которую оказывали молодежные субкультуры процессу тяжелого перехода детей во взрослый статус. По мнению Ш. Айзенштадта, молодежные субкультуры - это период подготовки молодых людей к миру вне семьи.[3]

Информация о работе Влияние субкультуры на социализацию подростков