Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………2

1. Особенности развития  личности ребёнка дошкольного  возраста...4

2. Методы взаимодействия  образовательного учреждения с  семьёй.........................................................................16

3. Формы совместной  работы дошкольного образовательногоучреждения  с семьёй……………….17

4. Сотрудничество  семьи и дошкольного учреждения  в воспитании………………………………………………………………..20

Заключение…………………………………………………………………38

Список использованной литературы………………………….40

 

Введение

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие – цель, воспитание – средство ее достижения. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании воспитание - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Вместе с тем процесс воспитания – многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс воспитания – комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов.

Предметом исследования является содержание, организационные формы и методы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.

Объект  исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.

Цель  исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.

Задачи  исследования:

1. Изучить роль  семьи в воспитании ребенка.

2. Охарактеризовать  роль дошкольного учреждения  в организации взаимодействия  с семьями воспитанников.

3. Раскрыть формы  и методы взаимодействия детского  сада и семьи. 
 

 

1. Особенности развития  личности ребёнка  дошкольного возраста

 В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.[4]

 Взрослый человек  руководствуется в поведении  преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том,  почему в данном случае он  хочет или ему следует поступить  именно так, а не иначе. Мотивы  поведения взрослого представляют  собой определенную систему, зависящую  от того, что для него более  и что менее значимо. Он может,  например, отказаться от привлекательного  предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень  риска, а он не готов поступить  авантюрно, или он может посадить  себя за необходимую работу, хотя  он устал, и сегодня он заслужил  право отдохнуть.

Ребенку предстоит  овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены  в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего  мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно  вложить в ребенка свое отношение  к людям, к вещам, передать ему  свои способы поведения.

Малыш не только учится жить. Он уже живет, и любые внешние  влияния, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают  разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в  какой мере они соответствуют  сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях  воспитательные влияния, требования, которые  взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются для него противоречивыми. Так, например, малышу всячески прививают интерес к  предметам, игрушкам, действиям с  ними. Это приводит к тому, что  игрушки приобретают для ребенка  большую притягательную силу. И в  то же время от него требуют, чтобы  он, считаясь с другими детьми, уступал  игрушку, признавал права сверстника. Должно пройти немало времени, прежде чем у ребенка сложатся психологические черты, позволяющие увязывать между собой разнородные побуждения, подчинять одни из них другим, более значимым.

Особенности поведения. Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего, тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить — дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

 Установление  связи чувств и желаний с  представлениями делает поведение.  Ребенка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т. е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели.

 Поскольку поведение  детей определяется характером  их чувств и желаний, большое  значение имеет развитие у  них таких чувств, которые побуждают  учитывать интересы других людей,  поступать в соответствии с  требованиями взрослых.

 Уже в младенчестве  у детей начинает формироваться  любовь, симпатия к близким людям  — матери, отцу, воспитательнице  в яслях. В 'раннем детстве  эта симпатия приобретает новые  формы. Ребенок стремится получить  от взрослого похвалу, ласку,  огорчается, если взрослый им  недоволен. Примерно к середине  второго года, если ребенок общается  с другими детьми, чувство симпатии  переносится и на них. Оно  выражается в сочувствии, помощи  пострадавшему ребенку, иногда  в желании поделиться сладостями, игрушками.

Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в группе, когда один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всех малышей.[3]

 Внешний образ. В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную от всех других персону. Он начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: он ползет, идет, бежит, принимает разнообразные позы, свойственные взрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительно пластике малолетнего ребенка. Он повисает на стуле вниз головой, смотрит на мир сквозь свои ноги, согнувшись пополам, радостно ощущая гибкость своего тела и 'произведенную им перевернутость мира. Ребенок пристально наблюдает, все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства, которые возникают при всяком новом движении или замирании. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребенок изучает и себя внешнего. Он играет со своей тенью; наблюдает за тем, “как шалят” и как действуют его ручки и ножки; он рассматривает себя в зеркале, пристально глядя себе в глаза и весело наблюдая свои гримаски и движения.

  Лицо. В раннем возрасте лицо ребенка интенсивно развивается конституционно и мимически. Лицо заметно меняет свои пропорции — круглая форма лица начинает постепенно переходить в овальную, что связано с изменениями лицевого черепа, с преобразованиями челюстей, когда появляются два ряда мелких зубиков, которыми ребенок с удовольствием грызет жесткую и хрустящую пищу. В течение первых двух лет высота лица от корня носа до нижнего края подбородка увеличивается от 39 до 81 мм.

 Овладение телом. Тело — прежде всего организм человека в его внешних физических формах и проявлениях. Телесное развитие ребенка сопряжено с его психическим развитием. “Я” человека не только духовно, но и телесно, в частности оно является проекцией некоторой поверхности: образ “Я” включает особенности всего внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Несмотря на наличие дифференцированной кинестезии уже в младенческом возрасте, ребенок именно в раннем возрасте начинает осваивать свое телесное, физическое “Я”. В это время ребенок глубоко прочувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях и деятельности. Самоощущение ребенка возникает еще в младенчестве. Но этот первичный образ еще синкретичен и неустойчив. Лишь в раннем возрасте опыт движений и действий, опыт телесного и практического общения с другими людьми продвигает ребенка в самопознании и в формировании отношения к своему телу.

Особое место в  телесном развитии занимает телесная дифференциация. В процессе двигательного  развития у ребенка происходит значимая для телесного и психического развития дифференциация функций левой  и правой руки. Одна из рук начинает преимущественно выполнять главные  действия в разных видах деятельности. В это время преимущественное использование правой или левой  руки дает основание причислить ребенка  к право - или леворуким. Обычно в этом случае вырабатывается одностороннее доминирование и не только в связи с ведущей рукой, но и со всеми симметричными частями тела (нога, глаз, ухо). В раннем возрасте дифференциация правой и левой руки только начинает себя обнаруживать. Однако важно продвигать ребенка в этом отношении, так как есть указания на то, что у детей, продвинутых в телесном развитии, быстрее определяется право - или леворукость, и они обретают общую гармоничность в движениях и действиях.

Наряду с дифференциацией  ручных действий у ребенка раннего  возраста происходит развитие общей  телесной координации. Особое значение для психического развития обретает прямохождение.

 Прямохождение. В конце младенческого возраста ребенок начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — трудное дело. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Управление движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Малейшее препятствие в виде стула, который надо обойти, или мелкого предмета, который попал под ступню, затрудняет ребенка, и он после одного-двух шагов падает на руки взрослых или на пол. Что же все-таки заставляет его преодолевать страх перед падением и вновь, и вновь прилагать все усилия для того, чтобы совершать первые шаги? На первых порах это участие и одобрение взрослых.

Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса овладения  собственным телом и стремится, как бы увеличить эту власть над  собой, преодолевая препятствия. Ходьба, вытесняя ползание, становится основным средством перемещения, приближения к желаемым предметам.

Постоянные добровольные упражнения в ходьбе быстро приводят к большей телесной устойчивости и доставляют ребенку истинную радость  от чувства овладения своим телом. Чувство овладения придает малышу ,. уверенность при перемещении к цели, что позитивно влияет на его настроение, но объективно сами движения еще долго остаются недостаточно координированными.

Изо дня в день ребенок с охотой и упорством  совершает двигательные упражнения. Скоро он начинает передвигаться  гораздо свободнее. Движения совершаются  уже без того огромного напряжения, которое было прежде. В это время  дети при передвижении явно ищут дополнительных трудностей — идут туда, где горки, ступеньки, всяческие неровности. В  полтора года дети живут упражнениями в движении. Просто бег и просто ходьба их уже не устраивают. Дети сами нарочно осложняют свою ходьбу: ходят  по всяческим мелким предметам, ходят  вперед спиной, кружатся, бегают сквозь заросли, хотя рядом может быть свободный  проход, передвигаются с закрытыми  глазами.

Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка