Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

Таким образом, на первых ступенях овладение ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной  с сильными переживаниями и периодом интенсивного формирования образа тела. Постепенно достигается автоматизация  передвижения и это перестает  представлять для ребенка самостоятельный  интерес.

Овладение телом  и способность передвижения человеческим способом подводят ребенка к тому, что он вступает в период более  свободного и самостоятельного общения  с внешним миром. Овладение ходьбой  развивает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство  становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически  осваивает его направление и  удаленность относительно исходного  места.

Освоив передвижение, ребенок намного расширяет круг вещей, ставших объектами его  понимания. Он получает возможность  действовать с самыми разнообразными предметами, которые прежде родители не считали нужным предлагать младенцу.

Ребенок узнает на личном опыте, что до того дерева от крыльца  надо идти мимо куста, который колет  острыми иглами, что на пути глубокая яма, в которую лучше не падать, что у скамейки грубая поверхность  и она может наградить болезненными занозами, что цыплята очень мягонькие, но зато у курицы очень крепкий  клюв, что трехколесный велосипед  можно катить, взявшись за руль, а  большую тачку невозможно сдвинуть с места и т. п. Увеличивая самостоятельность  ребенка, ходьба расширяет вместе с  тем его возможности в ознакомлении с предметами и их свойствами.

Телесные  удовольствия. Общее овладение телом, прямохождение, достаточно дифференцированные ручные действия, достижения в физическом и психическом развитии, которым сопутствует чувство удовольствия и удовлетворенности собой, приносят дитяти телесные удовольствия. Ребенок до изнеможения действует, наслаждаясь ощущениями, нарабатывая телесный и психический опыт, одновременно реализуя тем самым онтогенетический потенциал к развитию и вхождение в мир человеческих условий психического развития.

Одновременно, телесно  общаясь с близким взрослым (прикасаясь к нему, получая от него телесную ласку в виде поцелуев, поглаживания, дружеских шлепков и толчков), ребенок начинает осознавать ценность и значимость для себя телесного  соприкосновения. Он уже сознательно  хочет этих прикосновений и ласк, ищет способы их получения. Просит: “Смотри, как я это делаю”, - “Смотри, как я прыгаю”. Требует или  нежно умоляет: “Обними меня”, “Давай поборемся”.

Телесные контакты, особенно со значимым взрослым, помимо удовольствия, придают малышу уверенность  в себе и неизменное чувство радости  бытия. Телесная поддержка ребенка  субъективно для него выступает  как признание его ценности, а  в раннем возрасте ребенок уже  начинает стремиться к признанию.

Притязание на признание. Начиная с полутора лет, оценка поведения  ребенка взрослыми становится одним  из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у  детей чувство гордости, и они  пытаются заслужить положительную  оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок  начинает испытывать чувство стыда  в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, читая стихи, и  т. п. Но постепенно он начинает стыдиться  и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают  на них, стыдят его. В 'некоторых случаях  чувство стыда может быть настолько  сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребенка отказаться от привлекательной игрушки или  совершить какой-либо другой трудный  для него поступок.

Конечно, развитие самоуважения, чувства гордости я стыда совсем не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки. К такому контролю он еще не способен.

Возможность сознательно  управлять своим поведением у  ребенка раннего возраста крайне ограничена.

Ему очень трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания и еще труднее  выполнить непривлекательное для  него действие по предложению взрослого.

Выполняя даже самые  простые, но неинтересные для них  задания взрослых, дети либо видоизменяют их, превращая в игру, либо быстро отвлекаются и не доводят дело до конца. Так, собирая в ящик разбросанные кубики, ребенок попутно строит из них башенки, скамеечки или просто, бросив в ящик несколько кубиков, уходит, оставляя остальные несобранными. Требуется большая настойчивость  взрослого, многократные напоминания, чтобы ребенок, в конце концов, выполнил требование.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений  людей друг с другом и через  взаимодействие ребенка с предметом  в мире постоянных вещей. Этот процесс  осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника). Таким образом, социальное развитие выступает как ситуация овладения отношениями с посредником (старшим), с соучастником усвоения норм (ровесником), с миром постоянных вещей. Тем самым выделяются три  вида зависимостей, каждая из которых, с одной стороны, имеет свою специфику, а с другой — опосредована остальными.[2]

Отношения со старшим  возникают у ребенка практически  сразу — в младенчестве. Несколько  позднее устанавливаются отношения  с ровесником. С возрастом обе  формы поведения сливаются в  единую, которая и закрепляется как  зависимость от объекта общения.

Ребенок непосредственно  зависит от старшего. Уже с младенческого  возраста он настойчиво добивается положительных  эмоциональных реакций. На фоне этой прямой зависимости ребенка от старшего в условиях преимущественно положительных  отношений и происходит усвоение первичных норм поведения.

В это же время  развивается притязание на признание  со стороны взрослого. Пока ребенок  мал, эта потребность выражается открыто. Ребенок непосредственно  взывает ко взрослому: “Смотри, как  я ем! Смотри, как я делаю!”  При этом малыш ожидает восхищения тем, как он ест, и тем, как он что-то делает.

Взрослый, как правило, не обманывает ожиданий ребенка. Воспитание строится на формировании у него притязания на признание: “Ты молодец! Ты хорошо делаешь!” Так, в повседневной жизни  взрослые предъявляют к ребенку  определенные требования и, чтобы быть признанным взрослыми, ребенок стремится  выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его  развития.

Имя и его значение в раннем детстве. В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку. Имя отражает национальную принадлежность ребенка, выступает  как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка  от других и одновременно указывает  на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует  ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.

 “Как тебя  зовут?” — один из первых  вопросов к ребенку, когда взрослый  или сверстник вступает в общение  с ним.

Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и  не представляет себя в него его. Можно  сказать, что имя человека ложится  в основу его личности. Ребенок  отстаивает право на свое имя и  протестует, если его называют другим именем.

Идентификация с  собственным именем выражается в  особом интересе к людям, которые  носят такое же имя, к героям литературных произведений. В этом случае ребенок  острее переживает события, происходящие с тезкой, заинтересованнее относится  к его судьбе. Все, что имеет  отношение к имени ребенка, приобретает  для него особый, личностный смысл.

Важность имени  для формирования личности ребенка  нельзя переоценить. С имени ребенка  начинается обращение к нему, поощрение (“Петя хороший мальчик!”) или  порицание его за недозволенные  действия. С имени собственного ребенок  раннего возраста начинает свое общение  с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

Самопознание. Притязание, на признание и идентификация с именем теснейшим образом развивается с другими параметрами самопознания. Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. Ребенок раннего возраста непременно проходит период, когда он помногу, раз совершает одно и то же действие, при этом неукоснительно контролируя это действие в стереотипном его исполнении и в небольших вариациях (классический пример: открывает и закрывает дверь, ящик в шкафу или толкает предмет с края стола, чтобы он упал и др.). Именно' в этих действиях ребенок начинает чувствовать свою волю, себя как источник изменения предметов и тем самым выделяет самого себя из окружающего мира.

В раннем возрасте ребенок  переживает качественное преобразование себя как субъекта, наконец осознающего  себя в единстве и тождественности  своего “Я”.

Постепенно входя  в предметный мир и в мир  людей, ребенок пытается освоить  эти миры через усвоение названий каждого предмета и слов, раскрывающих функции этих предметов, а также  мир человеческих ролей и идентификаций. Именно в этот период сензитивного развития речи и, следовательно, усвоения значений и смыслов, конструирующих социальные факторы развития, ребенок начинает заинтересованно соотносить свое имя с самим собой. Однако это соотнесение имени и своего “Я” имеет достаточную временную протяженность.

Осознание себя как  отдельного субъекта, как уникального  “Я” происходит через телесные чувствования, “образ” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления я свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.

Возникновение стремления к самостоятельности. Общение взрослого  с ребенком дает ему возможность  начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Разумеется, это случается не в  “один прекрасный момент”, а постепенно.

Можно наблюдать  выделения своего “Я” в раннем возрасте. Благодаря особенностям общения  со взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем лице:

 “Дай Пете!”  “Петя хочет!”. Однако очень  скоро он открывает, что “Я”  может относиться к нему самому. Здесь наступает тот момент  в осознании себя самого, который  определяет начало формирования  самосознания: “Я” начинает употребляться  для обозначения самого себя  среди других. Осознание себя  как “Я” может произойти раньше  или позже. Здесь много зависит  от того, как общаются с ребенком  близкие.

Ребенок раннего  возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он нередко беседует с собой, как  с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими  людьми, которую испытывает ребенок, можно наблюдать именно в раннем возрасте. Однако эмоционально переживаемое отторжение от других, обособление, выражаемое подчас в агрессии, можно наблюдать  также в раннем возрасте, когда  уникальное “Я” начинает прорастать сквозь синкретичное восприятие мира предметов и человеческих отношений.

Кризис трех лет. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через  чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводит к появлению  нового типа отношения ребенка к  взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же травами, как и взрослые;. выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью.

Желание быть самостоятельным  выражается не только в предлагаемых взрослым формах (“Сделай это сам. Ты уже большой и можешь это  сделать”), но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу  от волеизъявления. Эти чувства столь  захватывающи, что ребенок открыто, противопоставляет свои желания  ожиданиям взрослых.

Считается, что проявление упорства есть упрямство и негативизм, направленные главным образом против близких взрослых. Действительно  негативная форма поведения редко  адресуется к другим взрослым и не касается сверстников. Ребенок бессознательно рассчитывает на то, что проявление упорства и испытание близких  не принесет ему серьезного ущерба.

Испытание собственной  воли и открытый негативизм, и упрямство  имеют разные нюансы в поведении. В первом случае ребенку можно  помочь испытывать самого себя, предложив  ему возможные варианты трудных  ситуаций, которые он должен сам  для себя определить. Ощущать себя источником своей воли — важный момент в развитии самопостижения.

Негативизм и упрямство  развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать  самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать “сам”. Попытки  обращаться с ребенком в рамках сложившихся  прежде отношений могут привести к поддержанию негативизма и  упрямства. Именно взрослый как более  социализированный человек должен в каждом отдельном случае найти  выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого  переживания ребенком своего обособления  от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность,. но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам своей волей или дурным поведением.

Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка