Взаимодействие семьи и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 22:54, реферат

Описание работы

Важно сознавать и то, что лекционно-просветительская работа без активного включения родителей в живую, непосредственную школьную деятельность не дает требуемого результата. Когда учитель надрывно рассказывает о профессиях, о которых он знает понаслышке, а родители являются носителями этой профессии, когда среди родителей есть музыканты, спортсмены-любители, компьютерщики, пекари, коллекционеры, портные, врачи, то не использовать всё это богатство просто нельзя.

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие семьи и школы - выступление.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 

Пояснительная записка. 

          «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие.    Поручиться за  то, что семья воспитывает, как следует,    нельзя. Говорить, что  семья может воспитывать, как    хочет, мы не можем. Мы должны  организовать     семейное воспитание, и организующим началом  должна    быть школа как представительница государственного     воспитания».

А.С.Макаренко. 
 

Семья выполняет  роль не второстепенного помощника  государства и общества.  Особую проблему составляет создание модели благополучной молодой семьи. Для нашей школы она особенно актуальна, поскольку большинство семей наших учащихся – это именно молодые семьи.

 Воспитание  учащихся в школе и воспитание  в семье – это единый неразрывный  процесс. Помочь семье в воспитании  детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.

   Сегодня   школа  совместно  с  родителями изучает  и определяет  запросы и интересы каждого ребёнка,  использует  реально имеющийся ресурс в соответствии с совместно намеченными   целями.  Поэтому как никогда важен процесс взаимного участия школы и родителей в выстраивании  образовательной  траектории  каждого  школьника,  сообразно  его  желаниям  и возможностям.

     Особенности домашнего  воспитания:

    - родители  отдают    много   времени  работе;

    - часто   накапливается  много   бытовых  проблем; 

    - воспитание оказывается для   многих  довольно  трудным  делом; 

    -  необходимы профессиональные  психолого-педагогические 

      знания,

    -  требуется большое  терпение  и  внимание  к  делам ребёнка. 

     Довольно  часто  обычная   человеческая  лень  и собственный   эгоизм, о чём в  анкетах   говорят сами  родители,   приводят  к тому,  что они лучше проведут  время с друзьями,   чем потратят  его на  совместную  со  школой  деятельность  по  поддержке собственного  ребёнка.   Чаще  всего это происходит  при постоянном  декларировании  своей любви к детям.     Школе же  необходимо  без  нотаций,  упрёков,  назиданий,  просто,   доходчиво и терпеливо   разъяснять  родителям,  чем деятельная  любовь  к  детям  отличается  от  абстрактно-вербальной  любви.

   Важно  сознавать и то, что  лекционно-просветительская  работа  без  активного  включения  родителей  в живую,  непосредственную  школьную  деятельность  не  дает  требуемого  результата. Когда учитель надрывно  рассказывает  о профессиях,  о которых он  знает понаслышке,  а родители  являются  носителями  этой  профессии,  когда  среди  родителей  есть  музыканты,  спортсмены-любители, компьютерщики,  пекари, коллекционеры,  портные,  врачи,  то  не  использовать  всё  это  богатство просто  нельзя.

   В  психологическом  плане    серьёзным  противоречием является  то  обстоятельство, что родители  имеют свою  работу,   и они разумно считают:  отдав достаточно  сил собственной работе  и заплатив  налоги,  они вправе рассчитывать, что специально  нанятые    люди – учителя – будут выполнять свою  работу  по  воспитанию  их  детей. 

     На  самом  деле не  школа,  а  семья  является  самым   близким  и самым  значимым  для  ребёнка  институтом.   Именно  здесь  он  находится  в  течение  9-и  месяцев  75%   всего  времени,  а   в  оставшиеся  3  месяца  (каникулы)  около  100% .   Но  школа  обладает  знаниями  и специальными  возможностями,  которые  теоретически  могли  бы быть  реализованы.  Найдётся  немало   родителей,  которые  при  разумном  педагогическом  подходе  захотят  быть  нужными  своим  детям.  Ломать  сложившиеся  представления  придется  терпеливо,  аккуратно,  настойчиво  и  убеждённо.

   Таким  образом, для  школы на  данном  этапе  её  развития   возникла  острая   необходимость     вовлечения  семьи  во  взаимодействие с ней для  достижения  целей  качественного  образования  и  воспитания.

      Основную  проблему     мы видим  в   недостаточном взаимодействии  семьи и школы   в  ходе   реализации  образовательных,  воспитательных и  инновационных  программ,  внедряемых  школой  для  повышения  качества образования и роста  воспитательного  потенциала нашего учреждения.   

     Родителей  надо не только просвещать, но  и обучать способам правильного  общения с детьми в раннем  возрасте. Обучаться, конечно, лучше  всего в живом общении.

Чтобы в результате обучения взрослые смогли установить со своими детьми глубокое взаимопонимание. Курсы должны удовлетворить огромную накопившуюся потребность в практических психологических знаниях. Тренинги для родителей очень важны, постепенно родители станут обнаруживать чудесные перемены в ситуациях с ребёнком, даже если вначале она казалась безнадёжной. Для этого необходимо создать все условия, располагающие к доверительной беседе: отдельно оборудованную «Комнату Доверия», в которой бы царил домашний уют и доброжелательная атмосфера, с телефоном доверия, по которому могли позвонить как родители, так и их дети.

      Оказалось, что большинство родителей,  которые обращаются за психологической  помощью по поводу трудных  детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  • родительских университетов;
  • конференций;
  • индивидуальных и тематических консультаций;
  • родительских собраний;
  • тренинги.

     Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей. Тренинговые занятия родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого в отдельности. Тренинги проводит только специалист – психолог, имеющий соответствующее образование.

   Необходимо  держать тесный контакт с родителями. Привлекать их к обсуждению актуальных жизненных проблем.

 Малыш, который  получает полноценное питание  и хороший медицинский уход, но  лишён полноценного общения со  взрослыми, плохо развивается  не только психически, но и  физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные»  - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Ребёнок плохо развивается не только психически, но и физически он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Плохая пища – отравляет организм, а неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу.

  Из всего выше сказанного, мы планируем создать на базе школы «Клуб молодой семьи».

С целью гармоничного развития взаимоотношений взрослых между собой и ребёнком.  

Забота друг о друге, гармоничные отношения  между родителями – это уже  большой шаг к созданию благополучной среды для развития личности ребёнка.

   Отсюда  иная модель взаимодействия в  системе: 

личность  – семья – общество.

 Особую проблему  составляет создание модели благополучной  молодой семьи. Для нашей школы  она особенно актуальна, поскольку  большинство семей наших учащихся – это именно молодые семьи. Под благополучной молодой семьёй понимается семья, которая: 

  • осуществляет  свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке;
  • ориентирована на рождение двух и более детей или имеет их;
  • занимается воспитанием и развитием своих детей на основе взаимодействия пространств семейного и общественного образования;
  • в состоянии самостоятельно решать свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер государственной поддержки;
  • обладает способностью к самореализации и саморазвитию;
  • формировать основы педагогической культуры у молодых родителей , обеспечению преемственности поколений в семье; 

Семья, какой бы она не была, -  это  единственный дом ребёнка, в котором он получает первый опыт частной жизни, где он защищён от «вторжения» внешнего мира. Школа не может вторгаться в семейные дела своих учеников, она выступает в качестве партнёра, обладающего определёнными возможностями для поддержки семей. 

Основными направлениями взаимодействия школы в работе с семьёй могут стать: 

  • в образовательной  деятельности:

    - индивидуализация  учебного процесса с учётом  образовательных потребностей семей;

    - адаптационная  поддержка семьи при поступлении  ребёнка в школу и в ходе дальнейшего процесса обучения;

    - предоставление  дополнительных образовательных  услуг по запросам семей;

  • в психолого-педагогической поддержке:

    - диагностика  психологических и физиологических  особенностей ребёнка и информирование  о них родителей; 

  • в просветительской деятельности:

    - просвещение  родителей по вопросам физиологического  и психологического развития  школьников;

    - обмен опытом  по использованию эффективных  методов воспитания ребёнка в  семье;

    - диагностика  и коррекция отклоняющегося поведения ребёнка  в семье;

    - диагностика  и коррекция неэффективных отношений  «взрослый – ребёнок» в семье;

  • по социальной защите школьников:

    - привлечение  органов социальной защиты к  проблемам семьи; 

  • в организации досуговой  деятельности:

       - проведение различных совместных школьно-семейных мероприятий.

В качестве критериев  организации оптимальной стратегии  взаимодействия педагогов  с молодыми семьями мы выделяем следующие: 

  • учёт социального  запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по различным проблемам;
  • взаимодействие с молодыми родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;
  • использование форм работы с семьёй, повышающих активность родителей;
  • выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьёй, передового опыта семейного воспитания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Цели  и задачи: 

  • объединять  молодых семей. Повышать их социальную активность и взаимопомощь в решении  проблем молодой семьи;
  • учить родителей общаться с ребёнком, учитывать его возрастные особенности;
  • учить родителей умело по-настоящему выслушивать ребёнка;
  • научить мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство друг друга.
  • невозможно создать правильные отношения с ребёнком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

    Развитие и  укрепление семейных традиций.

  • Организация семейного досуга и летнего отдыха.
  • Пропаганда семейного и здорового образа жизни, воспитания через семью у подрастающего поколения культурных и нравственных ценностей, чувства гражданственности и патриотизма.
  • Обмен жизненным опытом между молодыми семьями, оказание необходимой информационной поддержки в их  жизнедеятельности.
  • Оказание социально-психологической поддержки семьи:

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы