Взаимодействие социального педагога со стеденческой семьей в профилактике конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования являлось определение специфики работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.

Объект: взаимодействие социального педагога со студенческой семьей.

Предмет исследования: работа социального педагога со студенческой семьей при профилактике конфликтов.

Задачи:

- изучить основные проблемы современной студенческой семьи;

- охарактеризовать специфику работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов.

Содержание

Введение…………………………….………….………………………………........2


Глава 1. Основные проблемы современной студенческой семьи………….…….5

Глава 2. Специфика работы социального педагога со студенческой семьей в профилактике конфликтов…………………………………………….…………...19


Заключение………………………………………………………………..………...28

Список литературы……………………………………………………..……..........30

Приложения

Работа содержит 1 файл

(1).doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Кабинет социального педагога должен быть оснащен  комплексом компьютерных и бланковых  тестов, позволяющих составить психологическую характеристику, определить эмоциональное состояние, темперамент и другие стороны творческой личности и семьи. Самым популярным является тест по определению коэффициента интеллекта, большой интерес вызывает также тест на профессиональную ориентацию: студенты полагают, что занимаясь много лет одной специальностью, они могли бы успешно проявить себя и в других специальностях.

     Формируются педагогом психологические тренинги личностного роста, эффективного решения  конфликтов, психологии общения в семье. На них студенты отрабатывают навыки  взаимодействия с другими людьми и управления конфликтными ситуациями. Эти занятия также включают решение психологических задач, анализ наиболее типичных ситуаций, которые встречаются в межличностной и профессиональной деятельности.

     Кооперация  предполагает, что каждый партнер  или микрогруппа достигают своей цели только в том случае, когда все остальные также достигают своей цели. Т.е. кооперативное взаимодействие предполагает координацию индивидуальных усилий участников (упорядочивание, комбинирование, стимулирование их усилий), дифференциацию сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия, взаимодополняемость партнеров, их готовность помогать друг другу и брать на себя при необходимости выполнение функций друг друга [29].

     В случае конкурентного взаимодействия достижение цели одним из партнеров  или одной из микрогрупп исключает  достижения ее всеми другими, что  обычно приводит к конфликту. По мнению одного из наиболее видных теоретиков конфликта М. Дойча, конфликты могут быть деструктивными и конструктивными.

     Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию  взаимодействия, к его разрушению. Содержательная причина конфликта быстро отходит на второй план, а на первом оказывается переход «на личности». Для него характерно расширение количества вовлеченных в конфликт, увеличение и обострение конфликтных действий и остроты высказываний участников в адрес друг друга. Другая его черта - «эскалация» конфликта, т. е. рост напряженности между участниками, предубеждений по отношению друг к другу и т.д. Все это делает проблематичным не только продуктивность взаимодействия, но и возможность его реализации.

     Конструктивный  конфликт чаще возникает тогда, когда  столкновение происходит не из-за несовместимости участников взаимодействия, а из-за различия точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае конфликт способствует более всестороннему пониманию проблемы. Сам факт другой аргументации, признания ее возможности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта. Это открывает возможности поисков компромисса, регулирования и разрешения конфликта, а значит, и нахождения оптимального решения проблемы, его породившей.

     Регулярно необходимо проводить заседания клубов. Не только для тех, кто имеет семью, но и для тех, кто собирается вступить в брак. Занимаясь вопросами просвещения, педагог-психолог выступает с публикациями на темы сезонных депрессий и причин возникновения неврозов, дает советы, как справиться со стрессами [26].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Особенности конфликтов в студенческих семьях

     Поведение партнеров по взаимодействию и его  продуктивность во многом зависят от ряда их личностных характеристик: развитости и направленности социальных потребностей; сформированности социальных установок на себя как субъекта взаимодействия, на позитивное отношение к партнерам и к процессу взаимодействия как ценности; сформированности коммуникативных и (или) инструментальных умений; меры креативности [30].

     Установлена связь между сохранением чувства  любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной жизни.

     Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение - необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

     Анализ  бюджета студенческих семей, проведенный  социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

     По  данным социологов сегодня также  примерно 40% семейных студентов имеют  дополнительный приработок. Но если среди  студентов музыкальных консерваторий дополнительно работает почти половина семейных студентов, то среди будущих педагогов - всего 3-5%. Следовательно, возможность «подработать» во многом зависит от профессии, к которой готовит себя студент.

     Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время. Если она оказывается в разумных пределах, то, естественно, способствует становлению молодых семей, в противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых супругов, вырабатывая у них ложные установки на «легкость», может способствовать развитию в них иждивенчества, инфантилизма, паразитических наклонностей [21].

     В период брачной адаптации формируются  общие представления супругов о  браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

     По  данным специалистов в большинстве  студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

     От  чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и  объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт [12].

     Определяющее  влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает  и степень удовлетворенности  жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

     На  конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность  супругов проведением досуга, который  имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение  новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

     На  конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как  правило, жены-студентки считают  взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

     После завершения запланированной работы проводится ее анализ. Анализ предполагает обсуждение, в процессе которого студенты в браке ищут ответы, как минимум, на вопросы: что было удачно, что не получилось и почему, что и как можно было сделать лучше, что надо учесть на будущее?

     Итоги анализа обычно подводит руководитель или ведущий, акцентируя внимание на общем результате работы.

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать следующие выводы:  студенческая семья - особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;  студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу; студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от родителей, т.к. единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;  студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития [5].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Студенческие  семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

     Анализ  работ исследователей позволяет  выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

     В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место  занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в «свободное время», другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

     У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является «Где и с кем оставить ребенка во время занятий?».

     Большинство вузов не имеют своих садов  и яслей. У менее половины студенческих семей дети посещают дошкольные учреждения, у 30% - мать находится в отпуске по уходу за ребенком.

     Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

     Отмечается, что с появлением ребенка супруги  меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени  для частых встреч и общения с  друзьями.

     Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством и вузом семьям, имеющим детей.

     Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избегания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента, в чем также помогают социальные педагоги.

     Социальный  педагог в работе со студенческими семьями должен стремиться разрешать кризисные ситуации. Кроме того следить за их своевременным предупреждением и нейтрализацией.

     К предупреждению относится материальная помощь со стороны государства в  виде выплат пособий, предоставления льгот, социальной помощи.

     Главная цель социального педагога по работе с семьей – это мотивирование  внутренних сил семьи на преодоление  кризисных ситуаций.

 

     Список  литературы 

     
  1. Антонов, А.И. Современная семья: два взгляда  на одну проблему // Семья в России. 2009. № 1-2. С. 34. - с. 30-40.
  2. Антонов, А.И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М.: Изд-во МГУ, 2006.
  3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. – 512с.
  4. Бодрова, В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России / В. В. Бодрова // Социол. исслед. 2009.
  5. Бойко, В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. / К. М. Оганян, О. И. Копытенкова.  – СПб: Сударыня, 2009.
  6. Бочарова, В.Г. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике / В. Г. Бочарова, Г. Н. Филонов. - М.: Сфера, 2005
  7. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. - М.: Аргус, 2004
  8. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - М.: Академия, 2005.
  9. Григорьев, С.И. Психолого-социологические основы социальной педагогики / С. И. Григорьев, Л. Д. Дёмина. - Барнаул, 2009.
  10. Ионин, Л.Г. Культура и социальная структура / Л. Г. Ионин // Социол. исслед. 2008, № 3.
  11. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л. В. Карцева // Социол. исслед. 2009. № 7.
  12. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие / Г. И. Климантова. – М.: Дашков и К, 2008
  13. Конфликты в семье / А.В. Курпатов. - М.: Олма Мед. Гр., 2007. - 96 с.
  14. Методические указания студентам по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания»: Учеб. пособие /Авт.-сост. Е. Г. Шаин. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. – 70 с.
  15. Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» /Авт.-сост. Е. Г. Шаин. –  2-е изд., перераб. и испр. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. – 78 с.
  16. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2005.
  17. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. – Пенза: Минобразование РФ, 2007.
  18. Никитин, В.А. Понятие и принципы социальной педагогики / В. А. Никитин. - М.: МГСУ, 2005.
  19. Панкова, Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений / Л. М. Панкова. – СПб.:  Автореферат докторской дисс., 2010
  20. Полонский, В.В. Методы анализа и прогноза развития педагогической наук / В. В. Полонский // Педагогика, № 5,2006, с. 19.
  21. Рябова, Г.Б. Семьеведение. - Учеб.пособ / Рябова Г.Б. – Томск.: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2007. - 171 с.
  22. Свадьбина, Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. - Нижний Новгород / Т. В. Свадьбина, 2006
  23. Светлов, В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент / В. А. Светлов. СПб. - Питер,2005.
  24. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.:  ВЛАДОС, 2000.
  25. Федотова, Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи / Ю. В. Федотова. - М.: Академия, 2008. – 108 с.
  26. Филиппова, Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики / Л. В. Филиппова. - Н. Новгород, 2005.
  27. Филонов, Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции / Г. Н. Филонов. - М.: Академия, 2005.
  28. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2007.
  29. Штукерман, А.В. Социальная педагогика / А. В. Штукерман. -  М.: Наука, 2008.
  30. Яков, В.А. Педагогика социального работника / В. А. Яков.-  М.: Экзаменъ, 2008.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога со стеденческой семьей в профилактике конфликтов