Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат

Описание работы

Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

На  правах рукописи 
 
 
 
 

Чугунова  Эльвира Ивановна

Модель  взаимодействия  учреждений  и  замещающих семей при организации  семейных форм жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

13.00.02 –  теория и методика обучения  и воспитания

(социальное  воспитание в общеобразовательной  и высшей школе) 
 
 
 
 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОСТРОМА

2006

 

     Диссертация выполнена на кафедре социальной педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова 
 

Научный руководитель:

                                     доктор педагогических наук,

                                      профессор  Валентина Марковна Басова 
 

Официальные оппоненты: 
 
 
 

Ведущая организация: 
 
 

     Защита состоится          года в       часов на заседании диссертационного совета К.212.094.01 в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова по адресу: 156691, г. Кострома, ул. 1Мая, д. 16а, корп. «В», ауд. 23 
 

    Отзывы на автореферат направлять по адресу: 156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 14, ученому секретарю диссертационного совета К.212.094.01. 
 

     С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 
 

    Автореферат разослан                 года. 
 
 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

     Актуальность темы исследования.

     В начале XXI века мировое сообщество, развиваясь по пути прогресса, вплотную приблизилось к осмыслению извечных проблем, в частности, роли семьи в становлении гражданина современного общества. Начиная с 1990 года, ориентиром гуманного, нравственного подхода к детям во многих странах мира стала Конвенция о правах ребенка, провозгласившая, что «...ребенку для полноценного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, и понимания». Причем, среди важнейших прав детей названы право на семью и на нормальные условия для полноценного умственного, физического и духовного развития.  

    В то же время при анализе статистических данных первое место среди социальных проблем детства занимают проблемы семьи. Социализация детей в современной российской семье сопровождается изменением ее структуры, стиля детско-родительских отношений, ростом их конфликтности. Искажение семейных отношений породили такое распространяющееся явление, как «социальное сиротство» - утрата детьми родительской помощи и заботы, семейного окружения, обеспечения безопасности при живых родителях.  В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни России за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России без  попечительства родителей оказалось  свыше 700 тыс. детей. Ребенок как бы вытесняется из ситуации личностного развития, а его стремление к самоутверждению общественно приемлемым способом не поддерживается и не стимулируется. Он оказывается в состоянии психологической изоляции в сфере общения, утрачивает чувство принадлежности к общей культуре и тем охотнее воспринимает микросредовые ценности и установки. Постоянная конфронтация с миром взрослых,  отчуждение от семьи    заставляют подростка,  с уже деформированной личностью,  обращаться к поиску себе подобных, среди которых нежелательные человеческие качества не обсуждаются с точки зрения обычной морали, а принимаются как должные и даже желательные, а потому оттачиваются и совершенствуются.

    На  настоящий момент можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе.    

    Изучение  международного и отечественного опыта  выявляет два основных направления  в организации замещающей заботы: помещение детей в сиротские  учреждения и устройство в замещающую семью.

    Традиционная, наиболее распространенная в бывшем Советском Союзе и современной России модель воспитания детей-сирот – детский дом – признана неадекватной потребностям развития ребенка большинством зарубежных и отечественных исследователей. Существовавшая система опеки и попечительства в отношении  малолетних и несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения, не могла обеспечить  соблюдение интересов и прав несовершеннолетних, полноценное развитие детей, воспитание, обучение и, как результат, система давала и продолжает давать  обществу несостоятельных молодых людей, не приспособленных к самостоятельной жизни, не приученных к труду, с моралью иждивенцев. (Б.Н. Алмазов, Т.А. Басилова, М.К. Бардышевская, В.Г. Бочарова, Г.В. Грибанова, Л.А. Грищенко, В.Н. Гуров, И.В. Дубровина, С.Б. Думов, И.А. Коробейников, Й. Лайнгмейер, С.А. Левин, М.И. Лисина,  Т.Д. Марциновская, З. Матейчик,  В.С. Мухина, А.М  Прихожан, Г.В. Семья, В.М. Слуцкий, В.Г. Степанов, Н.Н., Толстых, Е.Г. Щукина, E.W. Moyles , J. Mc Namara, B.H. Mc Namara и др.)

    Попадая в детский дом,  ребенок лишается возможности усваивать первичные представления о своих будущих семейных обязанностях и функциях, ролевом поведении в семье. В условиях детского дома, по сравнению с семьей, затруднено воспитание необходимых семейно-бытовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства. В детском доме ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, но частая сменяемость взрослых разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка, «дробит» его жизнь на кусочки.

    Анализ данных исследований социальной адаптации (социализации) выпускников интернатного учреждения  свидетельствует  о том, что значительная  часть детей, воспитывающихся в условиях  школ-интернатов, детских домов, испытывает большие трудности социально-психологической адаптации, проявляющиеся  в росте числа преступлений, суицидов и других  социальных девиаций. (И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П.Иванова, Н.М. Иовчук,С.А. Левин, В.С. Мухина, М. Селигмен, А.А. Северный, и др.) Социальная дезадаптация приобретает все более широкие масштабы и превращается в серьезную социальную проблему.

    Изучение  сиротских учреждений и особых нарушений  развития, формирующихся в их стенах, привели к созданию теории привязанности.(Дж. Боулби,  Д. Винникот, Н.В. Искольдский, Й.Лангмейер, М. Малер, З. Матейчик, Г. Салливен, Е.О. Смирнова,  К.В. Солоед, Р. Спитц, Р. Фейерберн, А. Фрейд, К. Хорни, Е.Г. Трошихина, М. Эйнсворт, Э.Эриксон и др.)  Характер  ранних отношений с  матерью  влияет на последующее развитие  и психическое здоровье ребенка, приводит к депривационным нарушениям.

    Однако  исследования показывают, что дети, лишенные материнского тепла и любви в младенчестве, могут стать нормальными взрослыми при условии, что этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития. Наличие опыта позитивных и стабильных  межличностных отношений, пусть даже на более поздних этапах развития, является важным  предиктором последующей способности человека строить конструктивные отношения с другими людьми, с партнером по жизни и в собственной семье. (А. Бандура, И.А. Коробейников, Дж. Роттер, Г. Салливен, К. Хорни,  Э.Эриксон). Богатство, отношений с окружающим миром, присутствие значимого взрослого и стабильные эмоциональные взаимоотношения с ним,  активное осмысление собственной деятельности – главные условия развития личности ребенка. (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.К. Зарецкий, М.С. Лисина, В.С. Мухина, В.Н.Мясищев, Л.Ф. Обухова,  С.Л. Рубинштейн,  Е.Т. Соколова, Д.Б. Эльконин и др.)

    Это ставит вопрос о возрождении и поддержке семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей  с различными отклонениями.

    В настоящее время  в основу программы  развития системы образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей  закладывается идея семейного воспитания. В свете распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации предусматриваются меры по улучшению положения различных категорий семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. Формируются и получают развитие такие институты социализации детей-сирот как замещающая семья (профессиональные приемные семьи, профессиональные замещающие семьи, принимающие семьи, временные приемные семьи, семейно-воспитательные группы при реабилитационных центрах, патронатные семьи) и семейные центры, количество приемных семей и помещенных в них детей увеличивается. Предпринимаются попытки создания реабилитационных центров для выпускников детских интернатных учреждений. Идут поиски разных форм семейного устройства детей-сирот. Опыт зарубежного и отечественного семейного жизнеустройства детей-сирот убедительно доказывают, что именно в замещающей профессиональной семье дети благополучно социализируются, крепнут физически и эмоционально. В таких семьях быстрее формируется мотивация к образованию, к профессиональной ориентации.(А.И. Довгалевская, Н.П. Иванова, А. Кадушин, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова, А. Кадушин, D.J. Carlson, L. Katz, C. Robinson, D. Tobis и др.). Замещающая профессиональная семья в настоящее время и в ближайшие десятилетия становится выходом для России в решении проблемы интеграции детей-сирот в обществе.

       Подготовка  родителей и детей  для замещающих семей  становится одним из самых важных  направлений в работе с семьей и детьми лишенными родительской опеки.  Главная цель подготовки – помочь еще раз удостовериться, что они хотят и могут воспитывать сирот в своих семьях, понимая и оценивая трудности, с которыми могут столкнуться. Многими авторами подчеркивается важность подготовки приемных родителей: получение необходимой информации о прошлом ребенка, о его особенностях, о возможных проблемах и трудностях. Кроме того, указывается и на необходимость подготовки приемного ребенка: предварительное посещение будущей приемной семьи, разъяснительные беседы и т.д. (Г. Гмайер О.М. Дерябина, Г.С. Красницкая, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова и др.) Дети, поступающие в детский дом, имеют чаще всего отрицательный опыт поведения в семье, смутно представляют, какой должна быть настоящая семья. Поэтому существует проблема формирования позитивного образа семьи у воспитанников, что является  важным психологическим аспектом адаптации ребенка к будущей семье.

    Развитие  системы замещающих семей не только важно для социальных сирот, но и  создает условия для ведения  работы в области профилактики сиротства. Отсутствие выбора в формах жизнеустройства значительно сужает меры воздействия и мотивирования семей на изменения. Введение института замещающих семей позволяет сформировать систему интервенции в случаях неправильного обращения с ребенком в семье.

    В настоящее время на 60 территориях  России предпринимаются попытки  создания единого реабилитационного пространства для детей и семей.  

    В Костромской области накоплен богатый опыт организации семейного жизнеустройства детей временного и постоянного пребывания, взаимодействия учреждений интернатного типа и замещающих семей с целью сопровождения процессов адаптации ребенка и членов семьи и дальнейшего функционирования. Проведен ряд исследований, рассматривающих детский дом как образовательный  ресурсный центр при подготовке воспитанников и кандидатов в замещающие семьи. С 2001г. в рамках грантовой программы «Помощь детям-сиротам в России» (АРО) был открыт в г. Костроме семейный центр для мальчиков при детском доме №1. В области реализуется  программа  постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатываются и внедряются программы «Семья для ребенка» (организация приемных семей), «На каникулы в семью» (гостевая семья). Данный опыт нуждается в обобщении и систематизации, а дальнейшая деятельность в рамках заявленных программ - в научно-методическом сопровождении.

      Анализ сложившейся ситуации по жизнеустройству детей-сирот и  исследования в современной науке дают основания сделать вывод о существовании противоречий:

  • Между объективной необходимостью поддержки замещающих семей и отсутствием программно-методического обеспечения сопровождения процесса становления семьи. Люди, взявшие на себя труд воспитания чужих детей, остаются один на один со своими проблемами, вопросами,  возникающими в процессе воспитания  приемных детей.
  • Между возрастающим интересом со стороны общественности и администрации регионов к возрождению замещающих семей и отсутствием подготовки специалистов для учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же служб сопровождения. Нет центра по подготовке как приемных родителей, так и специалистов в дальнейшем осуществляющих сопровождение семей.
  • Между форсированием процесса внедрения семейных форм жизнеустройства и готовностью населения принять на себя  ответственность за коррекционно-реабилитационную работу с детьми.  Мы обнаруживаем усиливающиеся ожидания развертывания семейных форм жизнеустройства со стороны чиновников и неясность в готовности  населения, кандидатов в замещающие родители принять адекватное  сущности этого движения участие в его развитии.
  • Между  вариативностью моделей  организации жизнеустройства и созданием единого реабилитационного пространства для детей и семей. С замещающими семьями работают и органы опеки , и органы социальной защиты, которые сами между собой не координируют данную деятельность и порой дублируют друг друга
  • Между направленностью системы государственной работы с семьей в целом, и с детьми, в частности, на коррекцию негативных явлений, а не на устранение их причин. 

Информация о работе Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей